ФРАНЧАЙЗИНГ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФРАНЧАЙЗИНГ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Деманова Д.Г. 1
1Самарский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Желая начать собственное дело, будущий бизнесмен всегда сталкивается с барьером сомнений и неизвестности. Любые новые идеи бизнеса имеют потенциально высокие риски при их воплощении. 2016 год продолжил общую тенденцию снижения покупательского спроса, при которой выход на рынок ещё более непредсказуем. Надежный способ обезопасить свой капитал – приобретение франшизы прибыльного бизнеса. 

В Российской Федерации франчайзинг регламентирован главой 54 Гражданского кодекса РФ. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) – договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [1].

Будущий предприниматель заблаговременно способен оценить возможности дела, его тонкости, преимущества и недостатки, используя информацию из СМИ, либо от самого франчайзера. Таким образом, покупка франшизы дает некоторые гарантии, которых лишены бизнесмены, начинающие собственный бизнес с нуля, а именно:

1) гарантия узнаваемости бренда (товара) на рынке;

2) возможность наглядно проанализировать успешность бизнеса;

3) быстрое и эффективное начало бизнеса;

4) наработанная клиентская база;

5) поддержка со стороны франчайзера.

Однако, у такой схемы ведения бизнеса существуют свои недостатки. Главными из них являются дороговизна приобретения франшизы, необходимость отчислений за пользование франшизой и отсутствие свободы действий для франчайзи.

Хотя рынок франчайзинга в России растет (на 15% в 2015 году, и на 6% за первые шесть месяцев 2016 года), однако полных данных о его состоянии нет. По всей Российской Федерации насчитывается не более 750 компаний, имеющих собственную торговую марку и заключающих франчайзинговые договоры.

Российское издание журнала Forbes в России составило рейтинг самых прибыльных франшиз на территории нашей страны, при расчете которого учитывались средняя годовая выручка одной точки, отношение прибыли к выручке, отношение прибыли к стартовым вложениям.

Открывает первую тройку из топ-10 российских франшиз 2016 года новосибирская компания Unibrait. Она продает собственноручно разработанную технологию нанесения зеркального покрытия на любые объекты. Сейчас у компании 59 собственных точек, а выручка за прошлый год составила 8.8 млн. рублей. Интересно, что глава компании решил ограничить количество франчайзи не более 5 на город – для предотвращения слишком жесткой конкуренции.

На втором месте – еще одна новосибирская компания – СДЭК, занимающаяся доставкой грузов, которая сделала ставку на Китай – и не прогадала. Сейчас Китай становится одним из лидеров мировой интернет-торговли. СДЭК открыли франчайзинговые точки в 10 городах Китайской Народной республики, а всего их у компании 323. За прошедший год выручка этой транспортной компании составила 6.7 млн. рублей.

Лидирует в рейтинге Forbes Лабораторная служба Helix. История компании началась в 2004 году, когда бывшие студенты биофака и Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга открыли первый диагностический центр. А уже спустя три года приступили к активной продаже франшизы. Сейчас количество франчайзинговых точек у компании достигло 180. Кризис компания переживает успешно – в прошлом году было открыто 63 новых точки. За 2015 год выручка Helix составила 21.6 млн. рублей [2].

Идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция ведения бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Отличительной чертой франчайзинга является не продукт или услуга, а качество системы, которая позволяет вести успешный бизнес [3].

Значение франчайзинга для российской экономики невозможно переоценить: для франчайзера – это один из самых эффективных и быстрых способов расширения географии бизнеса, для франчайзи – избежание рисков и ведение бизнеса по проверенной схеме, для государства – эффективный инструмент поддержки малого и среднего предпринимательства, а следовательно, и развития экономики страны в целом.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 21 октября 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г. ] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. Гл. 54.

2. Самые прибыльные франшизы в России 2016, рейтинг Forbes [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basetop.ru/samyie-pribyilnyie-franshizyi-rossii-2016-reyting-forbes/ (дата обращения 08.12.2016).

3. Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/pdf/article824 (дата обращения 08.12.2016)

Просмотров работы: 568