ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ЙОГУРТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА ЙОГУРТА

Кузминчук В.С. 1, Боровская Л.В. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, которые должны удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности.

Показателем качества продукции является количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.

Общими показателями качества продукции считаются сортность, брак, количество принятых рекламаций. Но наравне с ними у каждой отрасли есть специфические показатели, которые могут быть единичными и комплексными. В свою очередь комплексные делятся на обобщённые, групповые, интегральные.

Фактически на рынке любой товар проходит проверку на степень удовлетворения общественных потребностей. Каждый покупатель покупает именно тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. Поэтому конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами можно сказать, что конкурентоспособность это понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи.

Каждый показатель качества, являясь количественной характеристикой одного из свойств модели качества объекта, должен отражать способность этого объекта удовлетворять общественные потребности (интересы, ценности) в конкретных условиях. Таким образом, при формировании любого показателя качества необходимо учитывать следующие компоненты качества: общественную потребность; конкретные условия; объект и степень удовлетворения потребности.

Единичный показатель качества характеризует одно из свойств продукции.

Практическая часть

Объектом экспертизы данной работы является йогурт.

Для выбора наиболее важных показателей собирали экспертную группу из 5 экспертов. Экспертам предлагается проранжировать все единичные показатели. Наиболее важному, по мнению эксперта, объекту экспертизы приписывается наибольший балл, всем остальным в порядке уменьшения их относительной значимости - баллы до 1.

Далее определяют сумму баллов каждого показателя, и выбирается 7 показателей, получивших наибольший суммарный балл.

Выбор наиболее важных показателей качества йогурта приведен в таблице 1. Таблица 1 - наиболее важные показателей качества йогурта

Показатели

Эксперты

Сумма

1

2

3

4

5

 

1

Внешний вид

8

9

9

9

8

43

2

Консистенция

7

9

9

8

9

42

3

Цена

5

6

6

7

8

32

4

Органолептические показатели

7

8

8

9

9

42

5

Микробиологические показатели

9

9

9

8

7

43

6

Добавления вкусовых наполнителей

5

6

4

3

4

22

7

Содержание жиров

2

5

4

3

2

16

8

Содержание сахара

5

3

1

2

3

14

9

Срок годности

7

5

8

6

9

35

Наибольший балл среди перечисленных показателей получили внешний вид, консистенция, органолептические показатели, срок годности, микробиологические показатели, цена. Следовательно, они являются наиболее важными среди перечисленных показателей.

Определение весовых коэффициентов методом ранжирования

Выбор наиболее важных семи показателей качества можно осуществить методом ранжирования по формуле 1:

gi = n*m/Gi,j (1)

где Gi,j- балл (ранг) j-го показателя, проставленный i-м экспертом;

n - количество экспертов;

m - количество «взвешиваемых» показателей.

Определение весовых коэффициентов наиболее важных показателей йогурта приведен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели

Эксперты

Сумма балов

Коэффициент весомости gi

1

2

3

4

5

   

Внешний вид

8

9

9

9

8

43

0,21

Консистенция

7

9

9

8

9

42

0,21

Микробиологические показатели

9

9

9

8

7

42

0,21

Органолептические показатели

7

8

8

9

9

41

0,20

Срок годности

7

5

8

6

9

35

0,17

Итого:

 

203

1

Расчет коэффициента вето:

Так как Pi/Pi max =42/278*10^5=0.15, значит коэффициент вето равен φ(Pi)= 0.

Оцениваем единичные показатели по трехуровневой шкале

Q=1-

Q= 1- 3/9 – 0,5 *2/9= 0,59

Таблица 3 - Комплексирование показателей качества по трехуровневой шкале

Показатели

Эксперты

g

1

2

3

4

5

 

Внешний вид

C

В

С

В

В

0,21

Консистенция

В

В

В

С

С

0,21

Микробиологические показатели

В

С

В

В

В

0,21

Органолептические показатели

С

В

В

С

С

0,20

Срок годности

В

В

Н

С

Н

0,17

Вывод: в данной работе были выявлены наиболее важные показатели качества свойств продукта (йогурта), они отражают способность данного объекта удовлетворять общественные потребности в конкретных условиях.

Список использованных источников

  1. Боровская Л.В ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ МЕТОДОМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ // В сборнике: Дальневосточная весна-2016 Материалы 14-й Международной научно-практической конференции по проблемам экологии и безопасности. 2016. С. 257-259.

  1. Боровская Л.В., Молова О.Э.ПРИМЕНЕНИЕ PDM-ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ// В сборнике: Устойчивое развитие, экологически безопасные технологии и оборудование для переработки пищевого сельскохозяйственного сырья; импортоопережение Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 66-68.

  1. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМБИНИРОВАННЫХ ПИЩЕВЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ОВОЩНЫХ ПЮРЕ, КРУПЯНЫХ ХЛОПЬЕВ И ТВОРОГА /Шамкова Н.Т., Яковлева Т.В., Зайко Г.М., Боровская Л.В.//Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2008. № 2-3. С. 64-66..

Просмотров работы: 608