Линейный код разработан в 1932 году. Впервые штриховой код применён в пищевой промышленности в Великобритании. В 70 годы в США организовано общество UCC, разработавшее и утвердившее 12-ти разрядный штриховой код UPC. В 1977 году начала свою работу Ассоциация товарной нумерации EAN. В 1998 году было принято решение об объединении систем UCC и EAN International. В 2000 году создана система EAN/UCC, которая с 2005 года носит название - GS-1. GS-1- добровольная некоммерческая международная организация, занимающаяся разработкой штрих – кодов [1, c. 25].
В Российской Федерации организация GS -1 представлена ассоциацией автоматической идентификации "ЮНИСКАН/ГС1 РУС". Она объединяет предприятия, которые руководствуются общими рекомендациями о нанесении штрих - кодов на товары. Каждой национальной организации GS -1присваивается префикс или код. Он состоит из 3 цифр. ГС1 РУС имеет префикс от 460-469 [2, c. 56].
Различают линейное и двумерное кодирование. Линейное кодирование - это штрих-коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). В одномерном штриховом коде каждая цифра кодируется определенным числом штрихов и пробелов. Они имеют соответствующую ширину и расположение в отведенном для них месте, называемом цифровым знаком и являющимся основной единицей информации штрихового кода. Все цифровые знаки, как правило, имеют одинаковую ширину и состоят из модулей – самых узких элементов кода. Возьмём, к примеру, структуру штрихового кода EAN - 13 (рис 1.):
460 - первые три цифры означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта;
0376 - следующие четыре - предприятие - изготовитель;
21120 - ещё пять - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет;
6 - последняя цифра - контрольная цифра, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Рисунок 1 – Структура штрихового кода ЕAN - 13
Наиболее распространенные линейные штрих - коды:
EAN/UPC, представленные семейством символов (EAN-8, EAN-13, UPC-A);
Code 39;
Code 128;
Codabar;
Interleaved 2 of 5.
Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации с помощью несложных штрих-кодов, считываемых недорогими сканерами.
В структуре EAN/UPC каждая цифра представляется 7-битной последовательностью закодированной серией чередующихся штрихов и пробелов. В результате этого одна цифра представляется сочетанием двух штрихов и двух пробелов различной ширины [1, c. 80].
Штриховой код EAN-13 представляет собой графическое изображение уникального международного номера товара в виде, пригодном для автоматического кода.
Под символами штрих-кода продублировано цифровое значение номера товара, представленное для визуального чтения. Эти цифры используют, если сам штрих-код повреждён или имеет низкое качество, в результате чего не может быть прочитан сканером. Тогда эти цифры вводят в автоматизированную систему вручную [1, c. 82-83].
Штриховой код EAN-8 содержит 8 визуально представленных цифровых знаков под штрих-кодом.
Двумерные символикиштриховых кодов были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в 2-х измерениях - по горизонтали и вертикали.
Штрих-код совершенствовался многократно. Основной задачей модификаций является увеличение объёма шифруемой информации с уменьшением площади самого кода. Перед обычным штрих - кодом у двухмерного есть весомые преимущества: существенно больший объём хранимой информации и возможность восстановления до 30% повреждённых данных. [2, c. 70].
Наибольшее применение получили:
двумерный код PDF 417;
MaxiCode;
Data Matrix (рис.2).
Рисунок 2 - Data Matrix
Код Data Matrix был изобретен компанией International Data Matrix. В настоящее время Data Matrix описывается соответствующими стандартами ISO. Код может быть использован свободно, без каких либо лицензионных отчислений. Код представляет собой двухмерную матрицу из черно-белых точек или модулей. В коде должно содержаться четное число таких модулей как по вертикали, так и по горизонтали. Data Matrix код может состоять как из одного, так и из нескольких блоков. В каждом блоке обязательно содержится две сплошные пересекающиеся линии в виде буквы L — так называемый «шаблон поиска», который помогает понять ориентацию кода для считывающего устройства. Две другие стороны блока состоят из чередующихся черных и белых точек, которые указывают считывающему устройству размер кода.
Главное преимущество этой разновидности двумерных кодов — его сверхмалый размер. С помощью Data Matrix можно поместить информацию в 50 символов на площадь размером в два квадратных миллиметра, в результате чего Data Matrix активно применяется в промышленности [2, c.70-71].
Для кодировки информацию о товаре предусмотрена технология штрихового кодировании.
Технология штрихового кодирования включает в себя следующие операции:
идентификацию объекта путем присвоения ему цифрового, буквенного или буквенно-цифрового кода;
представление кода в виде штрихов с использованием определенной символики;
нанесение штрихового кода на физические носители (товар, тару, упаковку, этикетки, документы);
считывание штриховых кодов;
декорирование штриховых кодов в машинные представления буквенных, цифровых или буквенно-цифровых данных и передача их в компьютер.
Технология штрихового кодирования включает в себя способы нанесения и считывания штриховых кодов. Существует 2 принципиально разных варианта нанесения штриховых кодов на товар или его упаковку:
полиграфическим способом;
в виде самоклеющихся пленок, ярлыков.
Реализация технологии штрихового кодирования осуществляется с применением большого количества различных устройств: для нанесения штриховых кодов (матричные, термографические, лазерные принтеры); для считывания штриховых кодов (сканеры); для сбора и накопления данных (терминалы); для передачи данных (контролеры).
Наличие штрих-кода на упаковке даёт возможность организовать эффективный контроль за происхождением товаров, начиная с упаковочной линии, и заканчивая складом магазина.
Список использованной литературы и источников
Белов Г.В. Штриховое кодирование: технологии XXI века. - М.: Металлургия, 2013. - 200 с.
Дашков А.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: Информационно-внедренческой центр «Маркетинг», 2015. - 143 с.
Штриховое кодирование товаров URL: https://znaytovar.ru (дата обращения 15.12.2016)
Технология штрихового кодирования URL: http://guap.ru (дата обращения 15.12.2016)