ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: БЕДА ИЛИ РАДОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: БЕДА ИЛИ РАДОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Краснодарский край относится к числу регионов, имеющих высокий рейтинг по уровню экономического развития и инвестиционной активности, и стабильно входит в первую десятку регионов России по объему валового регионального продукта. Оценивая конкурентные позиции Краснодарского края, необходимо отметить, что край имеет наилучшее экономическое положение в Южном федеральном округе и одно из самых благоприятных в России [1].

В то же время, как отмечается в последних публикациях, огромной проблемой продолжает оставаться развитие мощностей «зеленой» экономики [2], формирование системы экологически устойчивого развития региона [3]. Особенно ярко выражена данная ситуация в сельских территориях, где отсутствуют какие либо возможности инвестирования в основной капитал из местного бюджета [4]. Современная аграрная политика, реализуемая в регионах, не обеспечивает достижения целей ни устойчивого развития агропромышленной сферы, ни развития сельских территорий, ни, как результат, повышения качества жизни сельского населения. Государственная политика не должна разделять устойчивое диверсифицированное развитие по отдельности сельского хозяйства и сельских территорий. Последнее свидетельствует о проблематичности реализации в крае программы устойчивого сельского развития [5].

В последние года объем ввозимой продукции в Россию был достаточно большим. Но в связи со сложившимися сложными внешнеэкономическими отношениями в 2014 году, которые повлекли за собой введение санкций в отношении Российского государства, потребовались значительные изменения в сфере потребительского рынка. В ответ на санкции Россия объявила продовольственное эмбарго в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Правительство Российской Федерации ввело запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не инновационна и периодически поднимается для обсуждения, поскольку политика импортозамещения является в первую очередь государственной стратегией, которая представляет программу развития экономики страны, включающую перечень мероприятий, направленных на снижение зависимости отечественной экономики от импорта. Применение новой стратегии «импортозамещения» должно повысить конкурентоспособность российской продукции и открыть дорогу к развитию в новой сфере производства.

Важнейшим направлением реализации данной стратегии является подъем аграрной экономики через развитие кооперации и агропромышленной интеграции. Интегрированные структуры, объединяющие различные звенья ‒ от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации конечным потребителям, более эффективны и приспособлены к условиям рыночной экономики. Они получают распространение во многих регионах Российской Федерации и характеризуются большим разнообразием по организационно-правовым формам, составу участников, видам деятельности, формам собственности.

В странах с рыночной экономикой большинство сельских хозяйств участвуют в кооперации. Так, в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Нидерландах почти все фермерские хозяйства объединены в кооперативы, во Франции, Бельгии, Германии и других странах Европы ‒ примерно 80%, в США, Канаде, Австралии ‒ более 60 % всех фермерских хозяйств. В этих странах велика роль кооперативов в производстве продуктов питания. В странах Европы через систему сельскохозяйственных кооперативов реализуется до 80 % продукции фермеров и обеспечивается свыше половины поставок средств производства для сельского хозяйства. В США кооперативы поставляют на рынок 30 % всей товарной сельскохозяйственной продукции, в том числе 72 % молока, 53 % сахара.

Таким образом, мировой опыт свидетельствует о том, что интеграционные и кооперационные процессы в агробизнесе получили весьма широкое распространение, что, несомненно, вызвано необходимостью введения государствами защитных мер для малых форм хозяйствования в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Одним из основных сельскохозяйственных регионов, которые имеют наибольший потенциал для осуществления программы импортозамещения в нашей стране, является Краснодарский край. Направлениями новой аграрной политики на Кубани стали: овощеводство, производство семян и переработка рыбопродукции, что дало мощный толчок в развитии АПК в данном регионе и преимущества для малого и среднего бизнеса, что в свою очередь существенно повлияло на занятость населения.

При этом в 2015 на АПК края было выделено 9,8 млрд. рублей, большая часть из которых была направлена на развитие растениеводства. Но в 2016 году объём выделенных средств на развитие АПК снизился до 6,4 млрд. рублей. Неизменным остался интерес к развитию растениеводства [6]. В 2017 году государственная поддержка АПК края составит 6,9 млрд. рублей, из них 472 млн. рублей будет направлено на развитие садоводства, 430 млн. рублей выделено на развитие виноградарства. Впервые будет оказана государственная поддержка чаеводам в размере 25 млн. рублей.

Следует отметить, что, не смотря на существование разнообразных форм поддержки в сфере малого бизнеса [7], в агропромышленном комплексе края ее уровень недостаточно высок. Малые формы хозяйствования края в АПК в 2017 году получат лишь 63,7 млн. рублей поддержки[8], что составляет менее 0,1% общего объема в данной сфере. Динамика государственной поддержки на развитие АПК на Кубани представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Государственная поддержка АПК Краснодарского края

Краснодарский край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов). В связи с этим в 2015г. посевы зерновых культур занимали 67% общей посевной площади, технических – 22%, картофеля и овощебахчевых культур– 4%, кормовых – 8% . Более 134 тыс. гектаров было занято под рисосеянием. Политика импортозамещения улучшила ситуацию в сельском хозяйстве. Краснодарский край продолжает оставаться ведущим по производству зерна. В 2015г. в крае произведено 13% валового сбора страны, сахарной свеклы – 18%, семян подсолнечника – 11%, плодов и ягод – 12% [9]. В то же время продолжает существовать проблема зависимости от иностранных семян. Краснодарский край импортирует 100% семян сахарной свеклы, 70% семян гибридного подсолнечника и 90 % семян овощных культур открытого грунта.

Для решения данной проблемы планируется восстановить семеноводческой зоны в пределах Отрадненского, Успенского и Мостовского районов Кубани. Помимо этого в 2016году принята программа развития селекции, которая потребовала 5 млрд. рублей. В течении 5 лет планируется создать 25% собственных семян сахарной свеклы. Уже в 2017 году планируется произвести около 7 тысяч тонн семян сахарной свёклы отечественной селекции и засеять ими 1500 га. Выведение в крае нового сорта «Успех» планируется на «Первомайской селекционно-семеноводческой станции сахарной свеклы» (Гулькевичский район). Сегодня на Кубани уже используют собственные сорта зерна такие как «Лига-1», «Юбилейная-100», «Ладожская» и др.

Таким образом, введенные санкции существенно повлияли на развитие АПК Краснодарского края и всей России в целом. Отказ от импортных товаров способствовал развитию многих смежных отраслей сельскохозяйственного сектора Кубани. Политика импортозамещения позволяет решит проблему зависимости от иностранных производителей и значительно поднять уровень непосредственно сельского развития.

Список литературы:

  1. Авдеева Т.Т. Возможности постиндустриального развития Краснодарского края [Текст] / Т.Т. Авдеева, А.В. Родин//Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11 (ч.1) (76-1). С. 150-156.

  2. Родин А.В. «Зеленая» экономика: формирование точек роста / А.В. Родин, К.Н. Бабичев // Экологическая безопасность региона. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции естественно-географического факультета, 10-11.11.2016г., г.Брянск. – Брянск, Изд-во БГУ. – 2016. С. 124-128

  3. Родин А.В. Формирование системы экологически устойчивого местного развития [Текст] / А.В. Родин, К.О. Авакян // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №11 (ч.2) (76-2). С. 323-327.

  4. Родин А.В. Обеспечение устойчивости сельского развития в условиях изменения бюджетного законодательства [Текст] /А.В. Родин, Е.Н. Алексеева// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 7, ч.2. – С. 83–88

  5. Родин А.В. Обеспечение устойчивости экономики региона: аграрное или сельское развитие? [Текст] / А.В. Родин, И.Н. Пивоварова // Успехи современной науки: Международный научно-исследовательский журнал. – Белгород: Изд-во Клюев С.В. – 2016. – №11, том 3, С. 17-20

  6. Шевченко А.И., Шевченко К.И. Сельскохозяйственная отрасль как основа продовольственной безопасности Краснодарского края // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. №3 (11). [Электронный ресурс]. URL: http://aeconomy.ru/science/economy ( дата обращения: 02.03.2017)

  7. Родин А.В. Управление развитием малого бизнеса на государственном уровне [Текст] / А.В.Родин // Вызовы XXI века: государственное, муниципальное, корпоративное управление: материалы международной научно-практической конференции (Часть 1) г. Сочи (Адлер), 1-4.10.2015 / отв. ред. А.В. Егупов. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – С.319-329.

  8. Общая сумма господдержки аграриев в Краснодарском крае в 2017 году составит 6,9 млрд рублей. Официальный сайт администрации Краснодарского края.URL.: http:// http://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения: 09.03.2017)

  9. Краснодарский край в цифрах. 2015: Стат. сб. / Краснодарстат –Краснодар, 2016. – 307 с.

Просмотров работы: 551