РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Будко А.С. 1
1Кубанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Реализация принципа гласности и открытости является важным требованием, предъявляемым к деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Гласность является одним из основных конституционных принципов формирования системы органов исполнительной и законодательной власти в Российской Федерации.

В последние годы деятельность законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации приобретает гласный характер. Это вызвано повышением интереса субъектов власти к реализации принципа гласности и открытости государственного управления. В настоящее время наибольшее значение имеет изучение ряда проблем, связанных с реализацией данного принципа. Практика доказывает, что большинство граждан не могут корректно трактовать значения "гласность" и "открытость". Данные аспекты вызывают необходимость выявления сущности принципа гласности и открытости, а также обобщения опыта его использования в практике деятельности законодательного органа власти.

Анализ литературы по данной теме свидетельствует о том, что важной проблемой осуществления государственной власти является реализация принципа гласности и открытости в деятельности субъекта РФ. Данный вопрос нашёл своё отражение в трудах таких авторов, как: О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев.

Несмотря на значительное количество монографической и публицистической литературы по вопросам открытости деятельности государственной власти, эти вопросы остаются недостаточно исследованными. Комплексные монографические и диссертационные исследования, посвященные проблемам реализации принципа гласности и открытости практически отсутствуют.

Анализ вышеуказанных источников показал, что такие авторы как О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев недостаточно осветили такую проблему, как принятие самих граждан участия в реализации принципа открытости и гласности. Это и предопределило объект и предмет исследования, а также его цель и задачи.

Объектом исследования является законодательный орган власти субъекта Российской Федерации

Предмет исследования – реализация принципа гласности и открытости в деятельности законодательного органа власти

Целью работы является изучение теоретических основ реализации принципа гласности и открытости в деятельности законодательного органа власти субъекта Российской Федерации

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- изучить теоретические основы понятия гласности, ее значения в развитии демократического общества;

- рассмотреть понятие СМИ и их взаимодействие с законодательным органом;

- проанализировать статистику обращений граждан, поступивших в Законодательное Собрание Краснодарского края.

Эмпирическую базу исследования составили: правовые акты, материалы периодической печати ресурсов Internet, отчётов органа законодательной власти.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел – «Теоретические основы гласности и открытости», второй раздел – «Анализ основных форм гласности, реализуемых законодательным органом власти субъекта Российской Федерации»), заключение, список использованных источников.

1 Теоретические основы гласности и открытости

1.1 Понятие и сущность гласности в демократическом обществе

Реализация принципа гласности и открытости является важным требованием, предъявляемым к деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В научных источниках приведено значительное количество различных определений понятию гласности. Впервые понимание соблюдения гласности пришло в XIX веке. Идея гласности исторически основывались на том, что общество и власть являлись независимыми социально-политическими явлениями. Нынче гласность широко опирается на СМИ.

В этимологическом значении гласность определяется и как доступность к общественному ознакомлению, и как публичность, и как оглашение чего-либо [1]. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет гласность как открытую и полную информацию всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность ее свободного и широкого обсуждения [2]. В Большом юридическом словаре гласность раскрывается как общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельность органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания и формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения различных споров, функционирования общественных объединений и т.д.) и широкое информирование о них населения [3]. Основатель Фонда защиты гласности отметил, что «гласность - это черепаха, ползущая к свободе слова» [4]. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев полагают, что под гласностью понимается обеспечение демократизма управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы [5].

Исходя из анализа значительного количества определений гласности, наиболее развернутое и оптимальное среди них является следующее: гласность – прежде всего политически-правовой термин, обозначающий максимальную открытость деятельности как и государственных учреждений, так и органов власти.

Гласность является одним из основных конституционных принципов формирования системы органов исполнительной и законодательной власти в Российской Федерации. Без гласности не может существовать демократизм. Своего рода гласность – это взаимосвязь свободы слова, свобода выражения мнений и свобода средств массовой информации.

Принцип гласности подразумевает в себе обязательное опубликование в открытом доступе различных видов отчетов и сведений, доступность различных сведений по решению представительных органов власти или же органов местного самоуправления. С точки зрения соблюдения принципа гласности, деятельность органов государственной власти должна быть открытой, население должно быть полностью проинформировано о той или иной деятельности этих органов власти[6].

Гласность прежде всего отражает процесс демократизации в обществе выступает в качестве ведущей, так как она открыто воздействует на развитие политической активности личности. Реализация принципа гласности – процесс социально-политический. Объектами гласности может выступать все то, что служит интересам общества, интересам различных социальных групп или личностей. Под механизмом гласности можно понимать субъектно-объектные отношения или же взаимодействие индивидуального и социального. Гласность подразумевает в себе открытый и публичный характер распространения информации. Публичность заключается в проведение открытых совещаний или заседай в присутствии публики. Воздействие на сам процесс становления гласности оказывать могут объективные и субъективные факторы. К объективным факторам можно отнести наличие развитой информационной системы, уровень образования. К субъективным же относят такие факторы как профессиональные качества личности, психологические особенности, уровень социального прогнозирования. Характеризуя существенные аспекты гласности необходимо остановиться на основных постулатах, к которым можно отнести:

1) открытый и публичный характер;

2) содержание в себе права на свободное высказывание своего личного мнения, права на контроль за деятельностью различных организаций и учреждений, права избирать, а так же быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также права на критику;

3) обеспечение участия Граждан РФ в политических движениях;

4) учет общественного мнения.

Гласность может проявлять себя через взаимодействия между личностями, социальными группами, между обществом.

Другими словами, гласность проявляется в свободе слова, свободе печати, проведении митингов, демонстраций.

Стоит заметить, что у гласности есть свои пределы, она не может быть безграничной. Хотя бы потому, что существуют различного рода тайны: врачебные, судебные, государственные. Немало важно определить пределы гласности, провести границу между гласным и тайным.

Гласность в свою очередь защищает общество от проявления вседозволенности и безнаказанности. Гласность и открытость обеспечивают принятие управленческих решений на основе информированности, является выражением доверия и уважения к людям. Гласность – это одно из составляющих элементов развития общества. Гласность можно рассматривать как нравственно-этическую ценность.

Исследование сущностных аспектов гласности показало, что не все граждане безошибочно понимают определение понятия гласности. С данными социального опроса, проведенного среди граждан, можно ознакомиться в таблице 1[7].

Таблица 1 - Распределение мнений, характеризующих понятие гласности.

Определение гласности

2010 год

2012год

Гласность – это обязательное обнародование всех государственных решений, включая законодательные акты

79%

42%

Гласность – открытость в деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц

71%

32%

Гласность – реализация прав каждого человека на информацию, необходимую для его активного участия в государственной и общественной жизни

57%

25%

Гласность – возможность высказывания любого мнения без угрозы наказания за высказывания и мнения, не совпадающие с официальной точкой зрения

45%

44%

Гласность – реализация права каждого человека на информацию, затрагивающую его личные права, обязанности, законные интересы

28%

32%

Гласность – свобода слова, свобода печати, плюрализм мнений

36%

35%

На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод, что через два года в понимании и восприятии понятия гласности произошел значительный и заметный сдвиг. В 2010 процент людей, отдавших свой голос за ту или иную формулировку, был значительно выше, чем в 2012. Большинством голосов граждане определили гласность как «обязательное обнародование всех государственных решений, включая законодательные акты». На второе место они отнесли «открытость в деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц». На последнем месте, по мнению граждан, в 2012 году стоит понятие «реализации прав каждого человека на информацию, необходимую для его активного участия в государственной и общественной жизни».

К примеру, опираясь на гласность, органы государственной власти в субъектах стали шире освещать проблемы социально-экономического развития территорий. Гласность обеспечивает открытость государственной власти. Интернет и прочие ресурсы СМИ являются идеальным инструментом для реализации принципа гласности. Принцип гласности подразумевает получение новой, достоверной и проверенной информации. Для всех граждан должна быть доступна информация, которая представляет общественный интерес. Информирование граждан должно происходить систематически.

1.2 Значение гласности в развитии демократических основ государства.

Любая власть должна быть открытой, граждане должны знать чем занимаются те, или иные органы власти, поэтому в деятельности законодательного органа власти субъекта принцип гласности играет очень значимую роль. Реализация принципа гласности и открытости в организации работы органов власти означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения. К примеру, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданам полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление данного важнейшего требования предполагает, прежде всего, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Гласность обеспечивает прозрачность управленческих решений и административных процедур, а также предоставляет возможность общественного контроля над деятельностью органов власти. Гласность помогает повысить эффективность самой власти путем открытости деятельности, осуществляемой государственными органами или органами местного самоуправления.

Законом устанавливается обязанность органов государственной власти обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование организационно-массовых форм работы с гражданами. К таким формам обеспечения гласности в работе органов власти можно отнести:

- отчеты депутатов и других выборных лиц перед населением;

-встречи депутатов с избирателями;

- выступления в СМИ;

-организация работы общественных приемных депутата.

С развитием информационного общества, реализацией программы электронного правительства, активным использованием ресурсов Интернета, появилось больше возможностей для ознакомления с деятельностью органов власти. Сегодня на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края появилась возможность для просмотра всех пленарных заседаний в режиме реального времени и каждый заинтересованный гражданин может наблюдать работу парламентариев. Такую же инициативу активно поддерживают и законодательные органы власти в других субъектах РФ.

Информационная открытость при реализации принципа гласности и открытости позволяет гражданам получать полную, достоверную и своевременную информацию о деятельности законодательных или исполнительных органов, проявлять общественный интерес к проблемам, затрагивающие личные интересы граждан, систематически отслеживать предлагаемые и принятые решения на открытых слушаниях и пленарных заседаниях, осуществлять контроль за деятельностью органов власти.

Огромное значение в развитие гласности играют средства массовой информации. Исполнительные и законодательные органы власти посредством радио, телевидения и печати информируют граждан о своей деятельности, о состоянии общества, общественного порядка и общественной безопасности, о мерах по их укреплению и улучшению. Они стали решающим инструментом в общественном сознании и понимании. В связи с этим государство поддерживает СМИ посредством организационно-технических и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации и свободу слова. Такие гарантии содержатся в Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Следует заметить, что развитие гласности весьма противоречиво, т.к увеличивается не только объективная информация, но и дезинформация. Несмотря на достаточно полное осуществления принципа гласности в деятельности исполнительных и законодательных органов власти, отсутствует законодательное закрепление практики выступления должностных лиц и руководителей этих органов на федеральном и региональном уровне с регулярными отчетами о своей деятельности в средствах СМИ. Такое явление соответствует, например, Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае. Уполномоченный по правам ребенка готовит ежегодный доклад о деятельности, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Краснодарском крае. Доклад освещает основные направления деятельности Уполномоченного в сфере защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Кубани, а также отдельные вопросы реализации прав детей и основных сферах жизнедеятельности. Доклад направляется руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края и в Законодательное Собрание Краснодарского края и подлежит опубликованию. Для устранения увеличения дезинформации следует:

  • вести и координировать сбор информации;

  • проводить анализ полученной информации;

  • осуществлять полный контроль над СМИ.

Отметим, что принцип гласности не исключает закрытости информации, являющейся государственной тайной. Не подлежат разглашению данные, составляющие государственную и служебную (профессиональную) тайну, а также полученные в процессе служебной деятельности сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, за исключением предусмотренных законом случаев. К примеру, чиновникам и менеджерам госкомпаний хотят запретить использовать иностранные мессенджеры в служебных целях, чтобы предотвратить передачу информации, составляющую служебную или государственную тайну. Но как заметил Михаил Брауде-Золотарев, происхождение мессенджера не играет роли, таким способом закрытую информацию и так передавать нельзя.

Можно выделить ряд условий, которые гласность должна гарантировать в работе органов власти, если деятельность или принимаемые решения затрагивают права и свободы физических или юридических лиц. Условия таковы:

-граждане имеют право на получение любой информации, за исключением информации, содержащую государственную тайну, затрагивающую их права, свободы и обязанности. Также они имеют право на доступ к любым нормативным правовым актам различных органов власти;

-государственные органы и их должностные лица обязаны освещать свою деятельность в СМИ;

-ряд органов специально созданы в качестве гарантии соблюдения прав и свобод граждан (К примеру, Уполномоченный по правам человека Краснодарского края, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае, Уполномоченный по правам предпринимателей).

Гласность является, своего рода, принципом формирования и функционирования органов исполнительной и законодательной власти в РФ. Она служит гарантией иных принципов деятельности органов власти.

Это явление можно проследить на примере субъектов РФ, которые закрепили гласность как принцип деятельности своих органов власти.

Так, например, в целях сохранения принципа гласности в Краснодарском крае в работе органов власти был принят закон Краснодарского края от 14.05.2002 №483-КЗ «О наказах избирателей». В законе в числе основных наказах избирателей упоминается гласность, а обязанность органов власти входит предоставление в Законодательное Собрание Краснодарского края отчетов о ходе исполнения наказов избирателей. Для повышения роли и значения гласности в деятельности органов власти можно осуществить следующие мероприятия:

-закрепить в действующем законодательстве в качестве обязанности СМИ предоставление фиксированного эфирного времени для высших федеральных и региональных должностных лиц органов законодательной и исполнительной власти для представления отчета о своей деятельности. Следует расширить число телерадиовещательных компаний, обязанных проводить до сведения граждан основные нормативные правовые акты, а также решения государственных органов по вопросам политики, экономики, права;

-в действующий механизм выборов руководителей региональной исполнительной власти следует ввести обязательное представление для публичного обсуждения их избирательной программы;

-необходимо предоставить СМИ гарантии от произвола должностных лиц законодательной и исполнительной власти.

2 Анализ основных форм гласности, реализуемых законодательным органом Краснодарского края

2.1 Обращения граждан и личные приемы в законодательный орган Краснодарского края

Одной из форм обратной связи с институтами гражданского общества являются обращения граждан в органы государственной власти. Право граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления представлено статьей 33 Конституции Российской Федерации. Статья гласит о том, что все граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[8]. Право граждан на обращение в государственные органы регулируется двумя законами:

-Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

-Законом Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае».

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданина РФ права на обращение в государственные органы. Также законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Вторая статья гласит, что все граждане имеют право на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и другие организации, на которые возложено осуществление важных функций должностными лицами. В соответствии с законом все граждане реализуют свое право добровольно и свободно [9].

В 2015 году работа депутатов и сотрудников аппарата Законодательного Собрания Краснодарского края по рассмотрению обращений граждан, поступивших в Законодательное Собрание Краснодарского края, проводилась в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

В целях организации работы с обращениями граждан, а также контроля за их всесторонним и своевременным рассмотрением, в Законодательном Собрании Краснодарского края создан и функционирует отдел по работе с наказами, письмами и обращениями избирателей, действует единая автоматизированная информационная система учета работы с обращениями граждан, на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края в сети Интернет открыта страница для обращений граждан, а также на сайте ежемесячно размещается график приема населения постоянными комитетами в Законодательном Собрании Краснодарского края.

В Законодательное Собрание Краснодарского края в 2015 году поступило 1392 обращения граждан, что на 10,4% меньше соответствующего периода прошлого года. Из них 120 обращений коллективные, что на 98 обращений меньше 2014 года. Количество обращений, поступивших через «Виртуальную приёмную» сайта Законодательного Собрания Краснодарского края составило 425 обращений – что на 74 обращения больше, чем в 2014 году. Эти данные можно пронаблюдать на рисунке 1 и рисунке 2.

Рисунок 1 - Классификация обращений граждан в 2015 году

Рисунок 2 - Классификация обращений граждан в 2014 году

В отчетном периоде ежемесячно в комитетах Законодательного Собрания Краснодарского края проводились приёмы граждан по личным вопросам, на которых принято 367 человек. Самое большое количество заявителей принято:

-в комитете по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан (85 человек);

-в комитете по вопросам имущественных и земельных отношений (84 человека);

-в комитете по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства(44 человека);

-в комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи (35 человек).

Статистику личных приемов граждан можно наблюдать на рисунке 3.

Рисунок 3 – Статистика личных приемов граждан

Ежемесячно депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края – члены фракции партии «Единая Россия» проводят прием граждан по личным вопросам в общественных приемных местных отделений партии. В 2015 году принято свыше 4000 человек в общественных приемных партии.

Из общего количества обращений, 725 обращений или 52,1% поступило от жителей городских округов, 646 обращений или 46,6% –от жителей муниципальных районов края, 21 обращение – из других регионов страны (рисунок 4).

Рисунок 4 – Статистика обращений граждан в соответствии с местом проживания

Наибольшее количество обращений поступило от жителей таких городов:

1)Краснодар (473 обращения - 34 %);

2)Сочи (81 обращение);

3)Анапа (58 обращений);

4)Новороссийск (47 обращений).

Данную статистику можно увидеть на рисунке 5.

Рисунок 5 - Статистика обращений граждан, проживающих в городах Краснодар, Сочи, Анапа и Новороссийск

и муниципальных районов:

1) Северский (57 обращений);

2) Туапсинский (53 обращения);

3) Динской (49 обращений);

4) Ейский (38 обращений).

Данную статистику можно увидеть на рисунке 6.

Рисунок 6 – Статистика обращений граждан в муниципальных районах

Большая часть писем, а именно 50,4 %, поступила на имя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края. Комитетами и управлениями ЗСК рассмотрено 1097 обращений граждан.

Анализ поступивших писем показывает, что:

- 317 обращений граждан (22,8%), касаются проблем, связанных с оказанием населению жилищно-коммунального услуг. Проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, переселения из аварийного жилья, улучшения жилищных условий малообеспеченных граждан и участников Великой Отечественной войны, газификации домовладений граждан, электроснабжения, о некачественном предоставлении жилищно-коммунальных услуг и росту тарифов;

-180 обращений граждан (12,9%) по вопросам архитектуры и градостроительства. В основном это вопросы: не соблюдения сроков предоставления квартир дольщикам строящихся домов, незаконное строительство, нарушение градостроительных норм и правил при планировке, определении плотности и этажности застройки многоквартирными домами в микрорайонах и частном секторе, а также, межевые споры;

-119 обращений граждан (8,6%) по вопросам законности и правопорядка, деятельности сотрудников правоохранительных органов;

-89 обращений граждан (6,3%) занимают жалобы на действия судей и несогласия с принятыми судебными решениями;

-86 обращений граждан (6,2 %) вопросы сельского хозяйства. Наиболее распространенной в этой сфере является вопрос развития фермерских хозяйств;

- 70 (5%) обращений граждан было рассмотрено по вопросам социальной защиты населения.

Все обращения, поступившие в Законодательное Собрание Краснодарского края в 2015 году, были рассмотрены без нарушения контрольных сроков.

Часть обращений рассмотрена с выездом на место, что позволило объективно разобраться и оперативно принять меры по разрешению проблем заявителей. В 2015 году депутаты для рассмотрения обращений граждан 66 раз выезжали в муниципальные образования, что на 39 выездов больше чем в 2014 году. Такая практика рассмотрения писем и заявлений граждан сложилась в комитете по вопросам имущественных и земельных отношений (14 выездов), комитете по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (7 выездов), комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи (7 выездов), комитете по вопросам образования, науки и делам семьи (6 выездов).

Тщательное рассмотрение обращений и результативное решение поднимаемых гражданами проблем находят позитивные отклики населения в письмах со словами благодарности, присылаемых в Законодательное Собрание Краснодарского края. В 2015 году было получено 66 благодарственных писем в адрес депутатов Законодательного. Граждане благодарят за оказание помощи в строительстве детских площадок, в благоустройстве придомовых территорий, в решении вопросов восстановления уличного освещения, в оказании своевременной высококвалифицированной медицинской помощи и за другие конкретные дела. [10]

2.2 Нормотворческая деятельность законодательного органа Краснодарского края как проявление гласности.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов публикуют информацию о своей деятельности на официальных сайтах, они также проводят публичные слушания по вопросам жизни населения, по проектам актов, представляющих общественный интерес, на которых вправе присутствовать представители СМИ и граждане.

Организационной формой работы Законодательного Собрания являются пленарные заседания Законодательного Собрания, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Законодательного Собрания Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края, а также законами Краснодарского края [11]. Очередные пленарные заседания проводятся не реже одного раза в квартал. Внеочередные пленарные заседания созываются по распоряжению председателя Законодательного Собрания по его инициативе, по письменному требованию группы депутатов, составляющих не менее одной трети от установленного числа депутатов, по письменному требованию главы администрации (губернатора) Краснодарского края, но не позднее 14 рабочих дней со дня регистрации письменного требования в управлении делами Законодательного Собрания. Пленарные заседания обычно проводятся гласно, Законодательное Собрание или комитеты вправе принять решение о проведении закрытого пленарного заседания.

В 2015 году Законодательное Собрание Краснодарского края на пленарных заседаниях депутатов рассмотрело 657 законов и постановлений, 4 из них было рассмотрено на внеочередной сессии, которая состоялась 29 июня 2015 года. Больше внимания на пленарных заседаниях уделено постановлениям, а не законам. Из 657 рассмотренных нормативных актов в 2015 году законы составляют 287. Оставшуюся часть составляют постановления – 370 нормативных актов. Данная статистика представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Статистика рассмотренных Законодательным Собранием Краснодарского края нормативных актов за 2015 год

В 2014 году было заслушано 495 нормативных актов, что на 162 документа меньше, чем в 2015 году. Все слушания проводились на утвержденных очередных сессиях.

Наглядную сравнительную характеристику количества рассмотренных нормативных документов можно наблюдать на рисунке 8.

В 2015 году было проведено 15 пленарных заседаний, 3 из них являлись незапланированными. Три внеочередных сессии были проведены в июне, сентябре и декабре. В центре внимания внеочередных сессий стояли постановления Законодательного Собрания Краснодарского края [12].

Рисунок 8 – Количество рассмотренных нормативных актов в 2015 и 2014 годах

На пленарных заседаниях в 2014 и 2015 году решались такие вопросы как:

  1. определение межрегиональной политики и внешних отношений края;

  2. утверждение планов и программ социально-экономического развития края, рассмотрение и утверждение краевого бюджета и отчета о его исполнении;

  3. установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Краснодарского края, в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, а также порядка приватизации различных категорий ее объектов;

  4. установление порядка предоставления льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в краевой бюджет;

  5. осуществление контроля за исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, бюджета Краснодарского края, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, выполнением программ и планов социально-экономического развития Краснодарского края, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения государственной собственностью Краснодарского края, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти Краснодарского края, и распоряжением (отчуждением) имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края;

  6. иных вопросов, находящихся в ведении Законодательного Собрания Краснодарского края.

Таким образом, данные анализа показывают то, что важнейшей организационной формой Законодательного Собрания Краснодарского края является проведение пленарных заседаний, на которых решают вопросы, вызванные проблемами, затрагивающими политическую, экономическую и иные сферы деятельности государственной власти субъекта.

2.3 СМИ как связующее звено в обеспечении гласности и открытости в Краснодарском крае

Законодательный орган Краснодарского края не ставит каких-либо ограничений между гражданами и организациями в отношении их права на доступ к информации. Если применять эти различия к сфере массовой информации, то они оказываются вполне оправданными, так как самостоятельными субъектами информационно-правовых отношений выступают не только организации СМИ, но и сами граждане, которые вступают в эти отношения в качестве журналистов, репортеров, редакторов.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием [13]

Российское законодательство разделяет всего два правомочия:

1) право на запрос информации;

2) право аккредитации журналистов.

В Законодательном Собрании Краснодарского края с СМИ тесно связано информационно–аналитическое управление. Отдел по связям СМИ является структурным подразделением информационно-аналитического управления Законодательного Собрания Краснодарского края. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края, законами и другими нормативными правовыми актами Краснодарского края, распоряжениями председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, Положением об информационно-аналитическом управлении Законодательного Собрания Краснодарского края, Положением об отделе по связям со СМИ Законодательного Собрания Краснодарского края. Отдел по связям СМИ обеспечивают свою деятельность на основе:

- Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

- Закона Краснодарского края от 26.05.95 N7-Кз «О Правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края»;

-Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 октября 1997 г. N 746-П «О Положении об аккредитации журналистов при Законодательном Собрании Краснодарского края».

В целях более полного информирования населения края о работе органов государственной власти и местного самоуправления Законодательное Собрание Краснодарского края и администрация Краснодарского края организовывают ежегодное проведение конкурса средств массовой информации по освещению деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края. Конкурс проводится с целью более полного информирования граждан края через печать, радио и телевидение о деятельности Законодательного собрания и администрации Краснодарского края, органов местного самоуправления. Конкурс предполагает доведение до населения сведений о принимаемых решениях и правовых актах, опубликование материалов, разъясняющих решения органов государственной власти и местного самоуправления края и порядок их применения, обеспечение регулярного выступления депутатов и работников указанных органов.

Принимаются публикации, теле- и радиопрограммы, содержащие всесторонний показ работы органов государственной власти и местного самоуправления края, в частности:

  • о подготовке и принятии правовых актов и контроле за их соблюдением;

  • о практике утверждения бюджетов, отчетов об их исполнении, регулировании отношений между краевым бюджетом и местными бюджетами, об обеспечении сбалансированности минимальных местных бюджетов, гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

  • об установлении налогов, сборов, пошлин, тарифов, ставок платежей, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов государственной власти края и органов местного самоуправления;

  • о принятии и реализации региональных и муниципальных социально-экономических и иных программ;

  • о регулировании и защите различных прав граждан, предусмотренных действующим законодательством;

Взаимодействие со СМИ в Законодательном Собрании также предполагает аккредитацию представителей средств массовой информации при Законодательном Собрании Краснодарского края, которая проводится для широкого, оперативного и всестороннего освещения деятельности Законодательного Собрания Краснодарского края; организации работы аккредитованных представителей средств массовой информации в порядке, предусмотренном законодательством. Аккредитация осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Законом Краснодарского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края», Временным регламентом Законодательного Собрания Краснодарского края и на основании Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Законодательном Собрании Краснодарского края. Право на аккредитацию при Законодательном Собрании Краснодарского края имеют представители средств массовой информации, зарегистрированных в порядке, установленном федеральным законодательством, а также иностранные корреспонденты, аккредитованные в Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Аккредитация подразделяется на два вида:

-постоянная;

-разовая.

Постоянная аккредитация осуществляется для представителей средств массовой информации, регулярно освещающих деятельность Законодательного Собрания Краснодарского края. Разовая аккредитация предоставляется журналистам для выполнения разовых заданий и поручений редакций средств массовой информации по освещению деятельности Законодательного Собрания.

Аккредитованные при Законодательном Собрании Краснодарского края представители средств массовой информации могут:

-присутствовать на открытых пленарных заседаниях Законодательного Собрания Краснодарского края, заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края, рабочих совещаниях, пресс-конференциях, брифингах, встречах и других мероприятиях, проводимых Законодательным Собранием Краснодарского края;

- получать необходимую информацию в постоянных комитетах Законодательного Собрания и структурных подразделениях аппарата Законодательного Собрания Краснодарского края;

-знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными, информационно-аналитическими и другими материалами;

- обращаться в отдел по связям со средствами массовой информации информационно-аналитического управления Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам организации встреч, бесед, интервью с председателем, первым заместителем и заместителями председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края, руководителями подразделений аппарата Законодательного Собрания Краснодарского края;

- вносить в здание, выносить из здания Законодательного Собрания Краснодарского края и использовать средства аудио- и видеотехники, кинофотосъемки во время проведения заседаний, встреч, интервью и других мероприятий [14].

Стоит заметить, что Законодательное Собрание Краснодарского края выпускает три собственные телепрограммы и приложение к газетам, в которых подробно освещаются проблемы, затронутые на пленарных заседаниях, последние политические события, сыгравшие немало важную роль в деятельности органов власти.

Таким образом, данный пример свидетельствует, насколько важной составляющей системы местного самоуправления являются СМИ в обеспечении принципа гласности и открытости. С помощью этой формы непосредственной демократии СМИ может донести гражданам самую важную информацию о деятельности органов власти. Необходимо привлекать как можно больше населения к ознакомлению с материалами, подготовленными СМИ о деятельности государственных органов власти в целях повышения эффективности принципа гласности и открытости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлось изучение теоретических основ реализации принципа гласности и открытости в деятельности законодательного органа власти субъекта Российской Федерации.

В ходе исследования автором были сделаны и систематизированы следующие выводы и обобщения:

  1. изучены теоретические основы понятия гласности, ее значения в развитии демократического общества;

На основе анализа научных источников установлено, что гласность – прежде всего политически-правовой термин, обозначающий максимальную открытость в деятельности как и государственных учреждений, так и органов власти.

Выявлено, что принцип гласности подразумевает в себе обязательное опубликование в открытом доступе различных видов отчетов и сведений, доступность различных сведений по решению законодательных органов власти или же органов местного самоуправления. Гласность помогает повысить эффективность самой власти путем открытости деятельности, осуществляемой государственными органами или органами местного самоуправления.

Установлено, что для повышения роли гласности в формировании и функционировании системы органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации представляется необходимым осуществить следующие мероприятия:

- закрепить в действующем законодательстве в качестве обязанности СМИ, находящихся в частной собственности, предоставление фиксированного бесплатного эфирного времени для высших федеральных и региональных должностных лиц органов исполнительной власти для представления отчета о своей деятельности;

- руководителей органов исполнительной и законодательной власти следует обязать выступать с регулярными отчетами о своей деятельности, программными заявлениями и планами на ближайший год;

- в действующий механизм выборов руководителей региональной исполнительной власти следует ввести обязательное представление для публичного обсуждения их избирательной программы;

2) рассмотрено понятие СМИ и его взаимодействие с законодательным органом;

Установлено, что законодательный орган Краснодарского края не ставит каких-либо ограничений между гражданами и организациями в отношении их права на доступ к информации. Если применять эти различия к сфере массовой информации, то они оказываются вполне оправданными, так как самостоятельными субъектами информационно-правовых отношений выступают не только организации СМИ, но и сами граждане, которые вступают в эти отношения в качестве журналистов, репортеров, редакторов и тд.

Определено, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.

В ходе исследования выявлено, что СМИ предполагает доведение до населения сведений о принимаемых решениях и правовых актах, опубликование материалов, разъясняющих решения органов государственной власти и местного самоуправления края и порядок их применения, обеспечение регулярного выступления депутатов и работников указанных органов.

3) проанализирована статистика обращений граждан, поступивших в Законодательное Собрание Краснодарского края.

В Законодательное Собрание Краснодарского края в 2015 году поступило 1392 обращения граждан, что на 10,4% меньше соответствующего периода прошлого года. Из них 120 обращений коллективные, что на 98 обращений меньше 2014 года. Количество обращений, поступивших через «Виртуальную приёмную» сайта Законодательного Собрания Краснодарского края составило 425 обращений – что на 74 обращения больше, чем в 2014 году.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по гражданским делам в свете судебно-правовой реформы в России // Арбитражный и гражданский процесс. N 2, 2007. с. 21

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 4-е изд., 2001. с. 132

3. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М., 2006. с. 133

4. Федотов М.А. Труды по интеллектуальной собственности от гласности - к свободе информации. РИНЦ., 2009.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008. с. 117

6. Моисеев А. Д. , Московцева Л. В. , Шурупова А. С. Муниципальное управление. Юнити-Дана, 2015. с. 9

7. Кудрявцев В.В. Реализация принципа гласности при формировании органов местного самоуправления в России. ООО "ВЕРТОЛА",2015.c. 95

8. Конституция Российской Федерации. [электронный ресурс]: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 01.04.2016)

9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 апреля 2006 года: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 апреля 2006 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 04.05.2016)

10. Информация о работе с обращениями граждан, поступившими в Законодательное Собрание Краснодарского края в 2015 году [электронный ресурс] // Сайт Законодательного Собрания Краснодарского края // URL: http://www.kubzsk.ru/talk/10032016.php (дата обращения: 10.04.2016)

11. О Законодательном Собрании Краснодарского края [электронный ресурс]: Закон Краснодарского края от 28 июня 1995 г. N10-КЗ. (дата обращения: 01.04.2016)

12. Повестки пленарных заседаний депутатов ЗСК 5-го созыва [электронный ресурс] // Сайт Законодательного Собрания Краснодарского края // URL: http://www.kubzsk.ru/activity/sesiy/povest.php (дата обращения: 10.04.2016)

13. О средствах массовой информации [электронный ресурс]: Закон Рос. Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 17.04.2016)

14. О Положении об аккредитации журналистов средств массовой информации при Законодательном Собрании Краснодарского края [электронный ресурс]: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 19 декабря 2012 г. N 150-П. (дата обращения: 11.04.2016)

Просмотров работы: 3188