ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Генерцева С.А. 1
1Кубанский Государственный Университет, факультет управления и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Данная работа направлена на исследование и изучение вопросов, касающихся предпринимательства, условий его существования, вопросов поддержки и создания благоприятных условий для его развития.

Многолетний опыт и исследования различных ученых подтверждают, что малое и среднее предпринимательство – это очень важный элемент системы рыночной экономики страны, без которого она не может развиваться. Предпринимательство помогает поддержанию конкурентоспособности экономики. Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы обусловлена тем, что в нашей стране развитие малых и средних предприятий идет очень замедленно и нуждается в серьезной поддержке государства.

Объектом исследования является город Новороссийск.

Предметом - выступают условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Целью работы является изучение процесса создaния условий для мaлого и среднего предпринимательствa в г. Новороссийске .

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач :

  1. охарактеризовать малое и среднее предпринимательство;

  2. рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в экономике;

  3. проанализировать нормативно правовые основы, регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства;

  4. провести анализ состояния малого предпринимательства в г.Новороссийске;

  5. рассмотреть основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны администрарии г. Новороссийска.

Методологической базой для проведения исследования послужили научные труды отечественных экономистов. В качестве теоретической основы использовались научные статьи, нормативно - правовые акты касающиеся развития предпринимательства, различные схемы, таблицы и рисунки. Практической базой в данной работе послужило малое и среднее предпринимательство города Новороссийска.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, два раздела (первый – «Теоретические основы развития малого и среднего предпринимательства», второй – «Анализ деятельности муниципального образования по поддержке малого и среднего бизнеса в г. Новороссийске» ), заключение, список использованных источников.

1 Теоретические основы развития малого и среднего предпринимательства

  1.  
    1. Характеристика малого и среднего предпринимательства

Экономика РФ перешла на рыночные отношения, начали появляться крупные и мелкие предприятия, поэтому в научную литературу стали входить такие термины, как «малый бизнес», «малые и средние предприятия», «предприниматели малого и среднего бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.

Малое и среднее предпринимательство – один из важнейших элементов рыночной системы государства. Оно играет большую роль для создания экономической структуры страны и для ее дальнейшего развития. Важно заметить, что малое и среднее предпринимательство выполняет очень важные экономические и социальные задачи. Чтобы более полно рассмотреть значение предпринимательства для экономики Российской Федерации, нужно знать точное определение данного термина. В экономической литературе нет точного определения термина «предпринимательство». В "Большом экономическом словаре дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица".[1]

Впервые термин «предпринимательство» употребил Ричард Кантильон. Он считал, что предприниматель – это хозяйствующий субъект, добровольно принимающий на себя обязанность несения различных рисков в процессе экономической деятельности. [2] Такой же точки зрения придерживался и другой известный экономист – Адам Смит. Он определял предпринимателя как собственника капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Фактически в этом определении мы видим все три основные составляющие деятельности предпринимателя: прибыль – цель деятельности, коммерческая идея - способ достижения результата , и риск – условие всего процесса. Несколько иной точки зрения придерживался французский экономист Жан Батист Сей. Он полагал, что промышленные и финансовые предприниматели являются основной движущей силой развития экономики страны, а не предприниматели–землевладельцы. Определение Ж.Б.Сея таково: предприниматель – это экономический агент, который комбинирует факторы производства, перетаскивая ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности, в области, где они могут принести максимальный доход. [3]

Определенную заинтересованность вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина. Под сущностными понятиями предпринимательства он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По мнению А.В. Бусыгина, предпринимательство - искусство ведения деловой активности, а также, прежде всего, мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство - это умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

Согласно современному российскому законодательству предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [4]

Анализируя различные определения термина «предпринимательство», можно сделать вывод, что предпринимательство – это деятельность по осуществлению особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода, ради получения прибыли.

В настоящее время предпринимательство рассматривается и как стиль хозяйствования, и как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, и как взаимодействие субъектов рынка.

Предпринимательство бывает:

  1. малое предпринимательство;

  2. среднее предпринимательство;

  3. крупное предпринимательство.

Чтобы отнести предприятие к какому – либо виду пользуются различными критериями. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» существует ряд общепринятых критериев.

Также предпринимательская деятельность характеризуется рядом качественных особенностей:

  1. единство права собственности и непосредственного управления;

  2. небольшие и ограниченные рынки ресурсов, которые не позволяют предприятию оказывать большого влияния на цены и общее количество реализации товара;

  3. особый характер отношений между предпринимателем и клиентами;

  4. главенствующая роль руководителя на предприятии.

Предпринимательство – это один из главных элементов экономики страны, источник средств ее существования и раскрытия потенциальных творческих и интеллектуальных возможностей и способностей людей. Оно играет важнейшую роль в создании экономической структуры страны и выполняет ряд функций.

1.2 Роль малого и среднего предпринимательства в экономике

Анализируя вопросы, которые связанны с малым и средним предпринимательством, прежде всего, необходимо определить его роль и значение.

Малый и средний бизнес в любой стране имеет достаточно большое значение для экономики. Данное предпринимательство не требует больших затрат государства, но решает достаточно серьезные проблемы. Например, предпринимательство формирует показатели занятости населения. Большая часть инновационных технологий также находится в сфере предпринимательства, что помогает росту ВВП страны. [2] Предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают мобильность в условиях рыночной конкуренции, способствуют специализации и кооперации, которые повышают эффективность экономики.

Нововведения, инновационные технологии зачастую являются разработками малых и средних предприятий. Многие изобретения, как правило, используются крупными фирмами, компаниями, однако нередко они оказываются результатом труда ученых или мелких отдельных фирм. Внедрение осуществляется только теми компаниями, которые обладают необходимыми для этого материальными ресурсами.

Предпринимательство выполняет экономические функции. Оно обеспечивает непрерывное развитие всей экономической системы государства, за счет постоянного обновления инновационной среды. Эти функции также способствуют повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

Еще одна важная функция предпринимательской деятельности- это социальная функция. Она решает вопросы социального обеспечения людей, способствует повышению культурного уровня населения, защищает его от резких экономических перемен.

Малый и средний бизнес имеют важное значение в развитии экономики государства. Это прослеживается в том, что осуществляется индустриализация сельских районов, идет развитие сельских районов и децентрализация промышленности, создаются рабочие места, более справедливо распределяются доходы, происходит акт использования местных ресурсов.[5]

Роль малого бизнеса в экономике любой страны достаточно высока. Небольшие предприятия играют важную и значимую роль и в российской экономике.

Подобные коммерческие организации берут на себя выполнение таких функций, которые не могут быть выполнены большими предприятиям, либо выполняются ими недостаточно. Роль предпринимательства невозможно переоценить. Малое и среднее предпринимательство создают условия для развития здоровой конкуренции на рынке страны. Большая его часть работает в основном в интересах страны, поднимая ее экономику на новые уровни. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1 - Показатели малого и среднего бизнеса

Показатель

Российская Федерация

Вклад малого бизнеса в ВВП страны, %

17-20 %

Численность занятых в малом и среднем бизнесе, от числа всех занятых во всех предприятиях

67,4 %

Доля малого и среднего бизнеса в общем числе всех предприятий, %

97,2 %

Из данных таблицы видно, что вклад бизнеса достаточно велик в ВВП страны, больше половины занятого на предприятиях населения работают в малом и среднем бизнесе, а его доля в общем числе всех предприятий почти 100 %.

Ускоренный рост малого и среднего предпринимательства в стране можно объяснить тем, что государство заинтересованно в данном росте.

Таким образом, резюмируя вышесказанное можно выделить то, что экономика может функционировать нормально только в случае оптимального сочетания малого, крупного и среднего предпринимательства. Динамическое развитие предпринимательства очень важно для приведения экономики страны в порядок. Если малому и среднему бизнесу уделить достаточно внимания со стороны государства, экономика окрепнет, станет прочнее и, возможно, выйдет на новый уровень развития.

Важность малого и среднего предпринимательства состоит и в том, что оно ведет борьбу с конкурентами за выживание на рынке и, чтобы выиграть, нужно беспрестанно развиваться и уметь адаптироваться к условиям рынка и переменам. Практика свидетельствует что, в экономике функционирует большое количество малых и средних компаний и предприятий. Малое и среднее предпринимательство, оперативно реагирует на изменение рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Развитие малого и среднего предпринимательства - это, по сути, способ возрождения страны. По мнению ученых, если мы сможем 40-50 процентов людей вовлечь в реальное дело, то можно получить совершенно другую страну. [6]

Постоянное развитие предпринимательства для стабилизации экономики страны очень важно. Если субъектам малого и среднего предпринимательства будет уделено достаточно внимания, если и дальше укреплять взаимоотношения государства с бизнесом, то можно будет наблюдать за укреплением экономики страны и выходить на новые уровни развития, что позволит стать нашей стране более конкурентоспособной.

1.3 Нормативно – правовые основы, регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства

К настоящему времени в России существует достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральными законами. Последние регулируют отношения, которые возникают между предприятиями и государственной властью. [4]

Нормативно-правовой основой развития малого и среднего предпринимательства в России являются:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. Она гарантирует свободу перемещение товаров, услуг, поддержку здоровой конкуренции, свободу предпринимательской деятельности, защиту всех форм собственности;

  2. Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996). По другому называют «Конституция предпринимательства». Там описаны основные положения правового регулирования предпринимательства, развитие легальных видов предпринимательской деятельности;

  3. Федеральные законы Российской Федерации специального назначения.

Устанавливают основы гражданско-правового предпринимательства, порядок создания и ликвидации предпринимательства;

  1. Федеральные законы Российской Федерации общего назначения.

Устанавливают формы и методы поддержки малого и среднего предпринимательства, определяет организационные и правовые основы защиты конкуренеции, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

  1. другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативно - правовые акты федеральных и местных органов власти. [4]

Конституция РФ — основной, главный документ всего российского государства. Конституция закрепляет также права и принципы предпринимательской деятельности. Например:

1) свободное распоряжение своим трудом;

2) право частной собственности;

3) равенство всех форм собственности;

4) свобода экономической деятельности;

5) единство экономического пространства;

6) свободное перемещении товаров, услуг и финансовых средств;

7) общегражданские права человека.

Еще одним законом, имеющим огромное значение в правовом регулировании деятельности малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ. Он регулирует отношения между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Остальные законы и иные нормативные акты развивают и дополняют положения Конституции и не должны ей противоречить. [7]

Большую роль в правовом регулировании деятельности малого и среднего предпринимательства играют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. В субъектах РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты, действуют региональные целевые программы, функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере.

Так, в Краснодарском крае действует закон Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» принятый Законодательным Собранием Краснодарского края от 26 марта 2008 года. Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами и органами государственной власти Краснодарского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства. [8]

Существуют также основы развития предпринимательства на муниципальном уровне. Они представляют собой нормативно - правовые акты органов местного самоуправления, где и определяются мероприятия, которые направленны на повышение эффективности и достижение целей компании.

2 Анализ деятельности муниципального образования по поддержке малого и среднего бизнеса в г. Новороссийске.

2.1 Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в г. Новороссийске.

Малое и среднее предпринимательство - достаточно самостоятельная единица современной рыночной экономики. Малые и средние предприятия имеют социально-экономическое значение - они обеспечивают социальную и политическую стабильность, имеют способность сглаживать последствия структурных изменений, также могут быстрее адаптироваться к быстро меняющимся потребностям населения. Такие предприятия играют значительную роль в региональном и муниципальном развитии, часто используя различные нововведения и инновации.

Такой вопрос как развитие предпринимательства, как среднего, так и малого является очень важным, приоритетным для работы администрации муниципального образования города Новороссийска.

В городе существует отдел по взаимодействию администрации города с малым и средним предпринимательством. Этот отдел занимается поддержкой уже существующих субъектов предпринимательства.

Начиная с 2005 года, прослеживается тенденция увеличения количества субъектов малого бизнеса, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Если в 2005 году на территории города было зарегистрировано 2 197 малых предприятий и 6 725 предпринимателей, то в 2013 году, за период 9 месяцев, количество малых предприятий составило 4 275 предприятия (прирост составил 2078 предприятий, темп роста 194%) и соответственно 11 023 предпринимателей (прирост составил 4 298 предпринимателей, темп роста 163%).

За 2005 год оборот малых и средних предприятий и предпринимателей составил 10,4 млрд. р., в 2012 году – 57,8 млрд. р., в 2013 году, за период 9 месяцев - 62,2 млрд. р., на конец 2013 года плановый показатель оборачиваемости составляет 83 мрлд. р. [9]

Например, в 2013 году часть налогов, поступающих от субъектов только малого предпринимательства, от общего количества налогов в бюджет Краснодарского края от всех субъектов предпринимательства составило 23,4 %

В структуре предпринимательства за все время не произошло каких- либо резких изменений, главную роль, как и в 2005 году играет торговля, общественное питание и сфера услуг, там малое и среднее предпринимательство контролирует около 80 % всего оборота.

В городе Новороссийске на 2015 год в сфере предпринимательства осуществляют свою хозяйственную деятельность 15,5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Численность населения, занятого в этой отрасли составила 47,7 тысяч человек.

Прибыль предприятий города составляет более 30 млрд. рублей, а это в 2 раза больше чем в 2014 году.

Среднемесячная заработная плата в основных секторах составила 40751 рубль, с темпом роста 102,1 % к прошлому году. Среднемесячная заработная плата бюджетных работников составляет 27383 рубля или 105,8 %. [10]

Для выявления степени довольства предпринимателей условиями существования и развития бизнеса в муниципальном образовании город Новороссийск, уровня эффективности сотрудничества самих предпринимателей, руководителей различных предприятий или организаций с органами местного самоуправления был проведен опрос предпринимателей руководителей предприятий малого и среднего предпринимательства. Всего было опрошено около 400 предпринимателей. В числе респондентов 58% – индивидуальные предприниматели, 38% – руководители ООО, остальные – представители предприятий иной организационно-правовой формы. (рисунок 1) Вопросы охватывали насущные проблемы предпринимательства и касались в том числе таких вопросов, как: налогообложение, взаимодействия с органами власти, доступности кредитования, проведения внеплановых проверок, правой защищенности предпринимателей, аренды помещений, рекламы и других проблем малого и среднего предпринимательства.

Рисунок 1- структура предпринимателей города Новороссийска.

Удалось выявить основные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели. К ним можно отнести:

  1. высокие налоги (37 % респондентов);

  2. нестабильная ситуация в стране, ожидание второй волны кризиса (26 % респондентов).

Основными препятствиями на пути к успешной предпринимательской деятельности в г. Новороссийске являются:

  1. коррупция (21% респондентов);

  2. бюрократизм при оформлении разрешительных документов и согласований (18,5 % респондентов);

  3. ограниченный доступ к коммунальным сетям (14 % респондентов);

  4. высокой арендной платой (21 % респондентов);

  5. информационным вакуумом со стороны властей (22,5 % респондентов);

  6. дорогие банковские кредиты (3% респондентов). [9]

Новороссийск занимает второе место по объему производства продукции и услуг в Краснодарском крае. Оборот малого и среднего бизнеса 80,6 млрд. р. Оборот субъектов МСП в 2015 году составил 80,6 млрд. р. (107,4% к 2014 году). Объем инвестиций в основной капитал вырос на 2% и составил 1,9 млрд. р. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от субъектов малого и среднего предпринимательства возрос на 6,1% и составил 3,0 млрд. р. Продолжается работа по оказанию имущественной поддержки в рамках Федеральных законов. Сегодня из 85 объектов муниципальной собственности предпринимателями приватизировано 76 объектов. [11]

2.2 Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны администрации г. Новороссийска.

Для того, чтобы говорить о направлениях поддержки предпринимательства в каком- либо муниципальном образовании необходимо четко знать полномочия, которым наделены органы местного самоуправления в данном вопросе.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Например, в г. Новороссийске осуществляется реализация муниципальной программы « Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск » на 2014- 2017 годы;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.

В г. Новороссийске прогнозируется увеличение доли предприятий, осуществляющих деятельность в сфере инноваций и информационных технологий на 15 % в 2017 году;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности. Техническое оснащение, создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра г.Новороссийска и отдела по взаимосвязи с малым и средним бизнесом;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.[4]

Проанализировав статью 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ можно сказать, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, к участию в различных программах (подпрограммах);

3) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

4) открытость процедур оказания поддержки.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям. Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. [12]

Для осуществления мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства на территории города Новороссийска существует муниципальная целевая программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск», рассчитана она на 4 года. Основанием для разработки программы служит Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Закон Краснодарского края от 04.04.2008 года № 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае»

Исполнителями программы являются: Отдел по взаимодействию с малым и средним бизнесом, финансовое управление, отдел учета и бухгалтерской отчетности, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений», Новороссийская торгово-промышленная палата, центр занятости населения, организации, относящиеся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, общественные организации субъектов малого и среднего предпринимательства. Ее цель - создание правовых и экономических условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, а задачами - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение объема инвестиций в капитал субъектов малого и среднего предпринимательства; упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к использованию объектов муниципального имущества; подготовка высококвалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства; [13]

В рамках данной программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск» выделено 40,8 млн. руб. (31,5 млн. руб. – средства краевого бюджета и 9,3 млн. руб. – средства местного бюджета). В 2015 году получателями субсидий стали 71 субъект малого и среднего бизнеса (по сферам деятельности). [14] Данные вы можете увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2 – получатели субсидий в рамках программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск»

Также направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

  1. предоставление субсидий малым и средним предпринимательствам в целях возмещения части затрат малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных средств;

  2. предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, полученным субъектами малого предпринимательства;

  3. предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга). [9]

Все эти многочисленные проблемы невозможно решить за один день, важно помнить, что часть из них могут решиться только на уровне федерации и только с участием государства. На уровне муниципалитета же могут решиться некоторые из названных проблем.

1. Административные барьеры: бюрократизм при оформлении разрешительных документов и согласований.

Решение:

Например, в городе Новороссийске для решения подобных проблем (проблем, которые связанны с сроками ожидания, разрешения или согласования) до середины 2016 года будут открыты три новых современных центра, которые будут заниматься предоставлением государственных и муниципальных услуг. Также в 2013 году в городе введен принцип «одного окна» и внедрена система взаимодействия между государственными и муниципальными органами.

Руководитель управления В.В. Колодяжный принял решение, и, теперь с 11 ноября 2013 года на территории Краснодарского края все нотариальные сделки будут регистрироваться в однодневный срок.

Также нашлось решение и для такой проблемы, как информационный вакуум со стороны властей.

Решение:

Отделом по взаимодействию с малым и средним бизнесом проводится информирование населения об изменениях в действующем законодательстве на сайте администрации, муниципальной новостной ленте, в печатных СМИ. Кроме того установлены жидкокристаллические экраны на ул. Куникова и ул. Кутузовская, размещены баннеры в разных частях города, с информацией о введении новых программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Проводятся круглые столы и заседания Координационного совета по предпринимательству, также ежедневно осуществляется консультирование физических лиц открывших «свое дело» по вопросам получения целевых субсидий, дальнейшего развития предприятия и др.

В настоящее время Россия переживает очень интересный этап преобразований в экономике, переходный этап. Мы адаптируемся к мировой модели развития экономики – модели, в которой на первый план выходит предложение, а не спрос. Новую экономику должны создавать новые предприятия. Сейчас в России малый и средний бизнес занимает только 25% трудовых ресурсов. В странах ЕС доля только малых предприятий достигает до 90%. В планах правительства – перейти рубеж 50%. Развивая малые и средние предприятия, мы развиваем средний класс, и, таким образом, речь может идти уже о другой политической стране. Будущее России связано со стабилизацией среднего класса. В ближайшие годы нам нужно заботиться не только о добыче нефти, но и о развитии малого и среднего предпринимательства, которое в большей мере способно к адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы автор пришел к следующим выводам и обобщениям. Рассмотрены теоретические основы развития малого и среднего предпринимательства. На основе анализа и научных источников, установлено, что предпринимательство – это один из основных элементов экономики страны, источник средств ее существования и раскрытия потенциальных творческих и интеллектуальных возможностей и способностей людей. Оно играет важнейшую роль в создании экономической структуры страны и выполняет ряд функций. Постоянное развитие предпринимательства очень важно для развития экономики страны. Если ему будет уделено достаточно внимания, если и дальше укреплять взаимоотношения бизнеса с государством, то экономика страны в целом сможет развиваться, что поможет ей стать более конкурентоспособной.

В процессе исследования установлено, что нормативно - правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации — основной, главный документ всего российского государства. Она закрепляет права и принципы предпринимательской деятельности. Регулирование осуществляется и Федеральными законами, основным из которых стоит отметить Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ. Большую роль в правовом регулировании играют нормативно - правовые акты субъектов Российской Федерации.

Исследование показало, что малое и среднее предпринимательство - самостоятельная единица современной рыночной экономики. Важно отметить, что такой вопрос как развитие предпринимательства, является приоритетным в работе администрации муниципального образования города Новороссийска. В городе существует отдел по взаимодействию администрации города с малым и средним предпринимательством. Этот отдел занимается поддержкой уже существующих субъектов предпринимательства. Начиная с 2005 года, количество субъектов малого бизнеса, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей заметно увеличивается. В ходе исследования был проведен анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе Новороссийске. На 2015 год в городе в сфере предпринимательства осуществляли свою хозяйственную деятельность 15,5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Численность населения, занятого в этой отрасли составила 47,7 тысяч человек. В работе приведена статистика проблем, которые играют значительную роль в осуществлении предпринимательской деятельности, среди них :

1) коррупция ;

2) бюрократизм при оформлении разрешительных документов и согласований ;

3) ограниченный доступ к коммунальным сетям ;

4) высокая арендная плата ;

5) информационный вакуум со стороны властей ;

Автором рассмотрены различные направления поддержки предпринимательства, основным из которых является программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск», рассчитанная на 4 года. Ее цель - создание правовых и экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства, а задачами - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение объема инвестиций в капитал субъектов малого и среднего предпринимательства; упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к использованию объектов муниципального имущества; подготовка высококвалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства. На реализацию данной программы выделено 40,8 млн. руб. (31,5 млн. руб. – средства краевого бюджета и 9,3 млн. руб. – средства местного бюджета).

Таким образом, на данном этапе развития экономики наша страна адаптируется к мировой модели развития. Новую экономику должны создавать новые предприятия. Сейчас в России малый и средний бизнес занимает только 25% трудовых ресурсов. В планах правительства – перейти рубеж 50%. Развивая малые и средние предприятия, мы развиваем средний класс, и, таким образом, речь может идти уже о другой политической стране. В ближайшие годы нам нужно заботиться не только о добыче нефти, но и о развитии малого и среднего предпринимательства, которое в большей мере способно к адаптации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Большой экономический словарь. М.: Институт экономики, 1994. С.313.

2 Кузнецов О. К вопросу об эволюции теории предпринимательства// Управление экономической системой. Электронный журнал, 2014, №10.

  1. Валиева Э.И., Ибрагимов У.Ф. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике.// Молодой ученый. 2013. №6. С.287-290.

  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ. Принят Гос. Думой 6 июля 2007 года: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 года. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. Абдулаев Ф.Ф. Малый и средний бизнес в современной России. Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия ». № 3 (33).

  4. Зыкова Т. Хватит кошмарить бизнес// Российская газета. 2008. 7 авг.

  5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 №7- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Режим доступа: [КонсультантПлюс].

  6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае : [Электронный ресурс]: закон Краснодарского края от 26 марта 2008 года. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края

  7. Михайличенко Д.А. Проблемы повышения эффективности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Приоритетные направления: от теории к практике. 2013. №8. URL: http://cyberlenika.ru/article/n/problemy-povysheniya-effektivnosti- podderzhki-malogo-predprinimatelstva-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 12.03.2016.)

  8. Оф. Сайт администрации и Думы муниципального образования город-герой Новороссийск. // Режим доступа: URL: http://admnvrsk.ru/o-gorode/novosti/glavnye-novosti/news-20151214120052-773885/ (дата обращения: 11.03.2016 г.)

  9. НОВОРОССИЙСК. Дайджест краевых и федеральных СМИ. 2015. № 2

  10. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ. Принят Гос. Думой 7 июля 2010 года: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2010 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  11. Инвестиционный портал муниципального образования город-герой Новороссийск. // Режим доступа: URL: http: // internovoros/ru/ru/v-pom-predprin/gos-munitsip-podd-predpr/ (дата обращения: 10.03.2016 года.)

  12. Асаул. А.Н. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / под ред. д.э.н., проф. А.Н.Асаула. СПб.: «Гуманистика», 2004. С. 256

Просмотров работы: 4440