АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА

Шамян Е.А. 1
1Кубанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стратегическое планирование является одним из важнейших инструментов управления развитием на современном этапе, что обусловлено ростом изменчивости и непредсказуемости дальнейшей судьбы местных сообществ в условиях постоянных изменений в различных сферах жизнедеятельности.

Проблема адаптации к жизни в столь быстроменяющемся мире ставит вопрос об образовательной поддержке местных сообществ, разработке новых форм распространения и применения знаний в современных политических и социально-экономических реалиях. Изначально следует отметить, что речь пойдет об образовании отдельных людей и всего местного сообщества как целого. Формы и средства такого образования совпадают с механизмами, присущими образованию взрослых. Они обеспечивают профессиональный и личностный рост на протяжении всей жизни (lifelong learning), а также поддерживают развитие и преображение территории.

Работа с местными сообществами является относительно молодым направлением в управленческой сфере России. Анализ накопленного опыта зарубежных стран в сфере реализации образовательных программ местного сообщества может способствовать усовершенствованию российской практики.

Первенство в привлечении внимания к проблемам местных сообществ принадлежит США и Великобритании. В 1960-1970 гг. деятельность по развитию местных сообществ стала в этих странах частью государственной политики. В Великобритании создавались специальные Департаменты по развитию местных сообществ, сейчас это Министерство по делам общин и местного самоуправления. Подобные департаменты существуют во многих странах. В качестве примера, можно привести Департамент окружающей среды, сообществ и местного самоуправления Ирландии, где в 2015 г. начала действовать Программа социальной интеграции и активизации сообщества (Social Inclusion and Community Activation Programme, SICAP). До неё развитие местных сообществ проводилось по Программе местного и общественного развития (Local and Community Development Programme, LCDP). Главные цели обеих программ – это развитие местных сообществ, образование, профессиональная подготовка и содействие в занятости.

В конце 1970 гг. впервые в мире американским банкам было предписано проводить инвестиции на территории их деятельности, а функцию контроля Конгресс США передал местному правительственному агентству. Но бизнес пришел к выводу, что если возьмет государственные инициативы в свои руки, то это принесет выгоды и ему и местному сообществу. Так многие некоммерческие организации проводят корпоративные социальные инвестиции, которые также включают образовательные и стипендиальные программы, направленные на повышение образовательного уровня жителей территории.

В этот же период в США получили популярность Корпорации развития местных сообществ (Community Development Corporations) и Корпорации территориального развития (Local Development Corporations, LDC), основанные на частно-общественном партнерстве и действующие постоянно. Эти Корпорации ориентированы, в первую очередь, на активизацию населения территорий с низким уровнем дохода или с небольшим финансированием. Наряду с поддержкой экономического развития, поиска доступного жилья и т.д. Корпорации предоставляют программы в области образования и грамотности для молодежи, взрослого населения и даже семей с целью улучшить качество жизни и поддержать их стремления. Например, в рамках образовательных услуг для взрослых обеспечивается доступ к качественному образованию для поддержки занятости, профессиональной подготовки, а также для получения среднего образования. Полученные знания и навыки успешно реализуются в работе, общине и в обществе.

В качестве примера, можно рассмотреть Корпорацию развития местного сообщества имени Дэниэля Пэйна (The Daniel Alexander Payne Community Development Corporation), Вашингтон, округ Колумбия. Она реализует программу повышения уровня образования по развитию грамотности и профилактике рецидивной преступности, т.е. поддержке людей в акклиматизации в обществе после выхода из тюрьмы. Корпорация экономического развития долины Лебанон, штат Пенсильвания (Lebanon Valley Economic Development Corporation) проводит свою деятельность в рамках нескольких программ: «Программа сохранения и расширения бизнеса Пенсильвании», «Развитие рабочей силы», «Создание инвестиционных возможностей» и др. При их реализации выделяются гранты на подготовку рабочей силы и инфраструктурные проекты, профессиональное обучение [1,С.4].

Структуры, представляющие помощь, могут быть и федерального уровня. Так Канадское Международное Агентство Развития – Canadian International Development Agency (CIDA) – федеральная канадская организация, помогающая развивающим странам в решении актуальных вопросов. Главными приоритетами для Агентства являются демократизация управления, развитие частного сектора, здравоохранение, гендерное равенство, защита окружающей среды. В Бангладеше действует Инвестиционный центр развития местного предпринимательства (Local Enterprise Investment Centre), финансируемый CIDA, который предоставляет помощь малому и среднему бизнесу в повышении навыков, знаний и умений населения.

Образовательная поддержка также может оказываться через фонды местных сообществ (community foundation). Они работают на определенной территории и объединяют все находящиеся на ней ресурсы, в том числе человеческие и социальные. Проведя мониторинг, выделяются приоритетные направления в работе с местными сообществами, ставятся вопросы о решении проблем территории. Так в Гутерсло (Германия) фонд «Штат Штифтунг Гутерсло» привлек учителей из 9 школ, имеющих свою собственную программу по планированию карьеры, к разработке единой программы для всего города. Подобным образом фонд собрал группы взаимопомощи пациентов и администраторов больниц, чтобы совместно продумать и создать программу «Обучение пациентов» в 3 больницах Гутерсло [2,С.7].

Важную роль в образовательной поддержке играют общинные центры (сommunity сenters), места, где собираются для получения общественной информации или решения вопросов местного значения, социальной поддержки, проведения праздников, групповой деятельности. Функции таких центров довольно разнообразны, начиная от рекреационной и оздоровительной, заканчивая образовательной и культурной [3, С.200-201]. Общинные центры могут быть открыты только для отдельных групп сообщества (религиозные общинные центры, молодежные центры), так и для всего сообщества (центры Коминкан в Японии, Общественный центр в графстве Лестершир). В приведенных выше центрах концентрируется и наиболее полно раскрывается жизнь местного сообщества.

Еще одним направлением по предоставлению образовательных программ можно назвать взаимодействие университетов с региональными сообществами. Исследователь Ю.В. Филиппов, рассматривая организацию содействия развитию местного сообщества, выделяет функцию управления ресурсами местного сообщества. Под ней он понимает профориентационную работу, обучение и образование, расширение предоставляемых услуг [9, С.14].

Высшие учебные заведения готовят профессиональные кадры для региона, находятся в постоянном потоке передачи знаний в сообщества и включены в региональное развитие. В стенах университетов США стала разрабатываться система «икстенш» (Cooperative Extension), которая в прикладной форме раскрывала населению университетские знания. В стратегии Висконсинского университета миссия системы «икстеншн» видится в улучшении штата и развитии местных сообществ путем обмена знаниями и опытом. Университет штата Мейн предлагает широкий спектр образовательных услуг, получить которые можно и через интернет курсы. Вот некоторые из них: изучение аквакультуры, пчеловодство, кулинария, финансовые и юридические семинары для фермеров, обучение грамотному планированию и много других программ.

Для реализации программ или проектов по работе с местным населением, а также раскрытия их потенциала в конце 1980 гг. привлекались специалисты по развитию местных сообществ. Они работали в системе «икстеншен», а жили в самом сообществе и изнутри стали свидетелями его проблем. Несомненно, это помогало в их решении [10, С.169; 8, С.131].

Высшая школа обладает мощным потенциалом для образования взрослых. Примечателен опыт работы с местными сообществами американских лэнд-грант университетов. Прежде чем предоставить населению обучающие программы, они анализируют актуальные проблемы региона и уже после этого определяют приоритетные направления своей деятельности. Такой подход привлекает неоднородный контингент слушателей. Важным моментом в их деятельности является включение гибких адаптивных образовательных систем, позволяющих быстро реагировать на общественные запросы и социокультурные изменения.

Образование взрослых, как минимум, состоит из трех элементов: познавательная деятельность взрослого, его участие в различных образовательных программах и наличие образовательных учреждений и квалифицированных кадров для обучения взрослого населения [7; С.49]. В связи с этим, можно говорить о важности информального образования для взрослого человека.

В странах Западной Европы и США учреждения высшего образования устанавливают все более тесные связи с местным сообществом. Местные власти и НКО заключают с университетами контракты на проведение исследований, нацеленные на повышение конкурентоспособности местной экономики, на разработку программ экономического развития и организацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров.

Интересным представляется опыт непрерывного образования в Финляндии, где профессиональное образование предоставляет разносторонние знания и навыки, позволяющие легко войти в трудовую жизнь и принимать в ней активное участие. Так дополнительное образование может проводиться и в учебном заведении и на рабочем месте по договору. А итогом обучения будет являться сдача демонстрационного экзамена, который проводится в реальных условиях трудовой деятельности [6, С.6]. В предоставлении образовательных программ участвуют учебные ассоциации, культурные и религиозные организации, политические партии. Организована работа летних университетов, где можно получить знания из различных сфер – от профессионального обучения и языковых курсов до культурных мероприятий, также действуют народные высшие школы (школы-интернаты для взрослых) [4, С.77].

В Финляндии в каждом муниципалитете существует Центр образования для взрослых, куда может обратиться любой гражданин. Все Центры страны объединены в неправительственную Ассоциацию KTOL. Такая форма работы с местным сообществом обеспечивает образовательное и культурное равенство. Следует отметить, что значительная часть финансирования этих Центров проводится общественными организациями.

Сегодня в развитии местных сообществ принимают участие и международные организации. Вовлекая население в свою проектную деятельность, они предоставляют столь необходимые знания. В качестве успешно реализованных программ можно привести такие международные практики, как «Живое наследие» (Living Heritage) и «Международная Программа Здоровые Города» (International Healthy Cities Program). Одной из главных задач последней программы, запущенной в 1980 гг. при участии Всемирной Организации Здоровья, было именно развитие местных сообществ.В периодической отчетности «Понимание всемирного наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» уделяется внимание повышению уровня информированности и образования в области всемирного наследия. Ведь через обучение не только передаются знания и навыки, а также стимулируется готовность к проведению изменений [5, С.48].

Развитие знаний сообщества стало одной из основных предпосылок для формирования потенциала региона и создания конкурентных преимуществ. Поэтому необходимо раскрытие потенциала самих сообществ в проведении анализа и решении актуальных проблем через мобилизацию внутреннего ресурса. Эндогенный подход позволит сообществу проявить креативность и волю, заняться непрерывным улучшением условий жизни своими силами, осуществить ответственный выбор будущего. Постоянное вовлечение граждан в процессы решения вопросов местного значения, понимание особенностей общества и территории позволит добиться устойчивого развития местного сообщества и успешно справляться с вызовами будущего.

Библиографический список

  1. Айрапетян Л.Н. Роль институтов развития в управлении целевыми программами // Науковедение. 2014. №6.

  2. За пределами грантовой деятельности: негрантовые роли фондов местных сообществ /Трансатлантическая сеть фондов местных сообществ. Германия, 2003. 53 с.

  3. Лыска А.Г. Концепция строительства местного сообщества: предпосылки формирования и основные положения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 193–205.

  4. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / А.Е. Карпухина. М., 2006. 340 с.

  5. Понимание всемирного наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: второй цикл периодической отчетности 2010-2012. ЮНЕСКО, 2013. 147 с.

  6. Профессиональное образование в Финляндии: профессиональные навыки, знания и умения для трудовой жизни и дальнейшего обучения. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.oph.fi/download/131410_professionalnoe_obrazovanie_v_finlandii.pdf (дата обращения: 05.12.2016).

  7. Савиных Е.Г. Университет как центр образования взрослых в США//Сибирский педагогический журнал. 2009. №3. С.47-55.

  8. Сеструхина А.О. Отечественный опыт и зарубежная практика планирования развития муниципального образования // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. №4. С.130-137.

  9. Филиппов Ю.В. Обновление России: организационно-управленческие ресурсы местного развития // Человек. Сообщество. Управление. 2009. №4. С. 4-25.

  10. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М., 2011. 276 с.

Просмотров работы: 819