МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Джиджелава Л.Д. 1
1Кубанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Эффективность деятельности органов муниципальной власти в существенной степени зависит от того, насколько правильно выбрана оптимальная модель местного самоуправления. Мировая практика накопила определенный опыт деятельности органов местной власти, применении на практике разнообразных моделей управления на местах. Определенный опыт реализации местного самоуправления нашел свое практическое воплощение и в Российской Федерации. В этой связи, представляется важным обобщить данный опыт, выявить как на практике реализуется та или иная модель МСУ.

Анализ литературы по теме исследовательской работы свидетельствует о том, что проблема организации местного самоуправления находится в центре внимания не только политиков, но и учёных. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных учёных, таких как Велихов Л.А., Фадеев В.И, Бабун Р.В., Широков А.Н., Емельянов Н.А., Выдрин И.В., Кокотов А.Н., Алексеев О.Б., Генисаретский О.И., по проблеме организации местного самоуправления.

Объектом исследования выступает местное самоуправление в Российской Федерации.

Предмет - модель организации местного самоуправления.

Цель работы выявление существующих моделей МСУ их анализ и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и сущность местного самоуправления;

  • определить принципы местного самоуправления и основные организационно-правовые формы его осуществления;

  • исследовать структуру органов местного самоуправления в РФ;

  • провести анализ модели формирования представительного органа власти;

  • рассмотреть Администрацию г. Сочи как высший исполнительный орган муниципального образования.

В своей работе автор опирался на научные статьи, нормативно-правовые акты, отчёты органов местного самоуправления города Сочи.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел– «Теоретические аспекты местного самоуправления в РФ», второй раздел–«Организация местного самоуправления в муниципальном образовании г. Сочи»), заключение, список использованных источников, приложение.

1 Теоретические аспекты местного самоуправления в РФ

1.1 Понятие и сущность местного самоуправления

Местное самоуправление- система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения [1].

Местное самоуправление - один из важнейших институтов демократического общества. А так как Российская Федерация- демократическое государство, то в нём признаётся и гарантируется местное самоуправление. В свою очередь местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и её органы не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через институты демократического общества, таких как выборы и референдумы или через избираемые органы.

В научной литературе описаны несколько основных концепций организации местного самоуправления, которые сформировались в основном в XIX веке в Бельгии и во Франции. Краткие характеристики данных теорий представлены в таблице 1[2, с.14].

Таблица 1основные теории местного самоуправления

п/п

Теория

Основные признаки

1

Общественная теория

Строгое разграничение государственных и общинных дел

2

Государственная теория

Общинные делачасть государственных дел, переданных для исполнения на места

3

Государственно-общественная теория

Выполнение общиной как местных, так и государственных дел

Общественная теория, которая изначально сформировалась как теория свободной (естественной) общины, основывалась на разделении государственных и общинных дел. Её представителями являлись А. Гербер, Д.Аренс, Э. Майер, О. Лабанд, О. Ресслер. В рамках этой теории к исполнительной, законодательной и судебной власти необходимо было присоединить четвёртую ветвь власти-общинную (муниципальную, местную). Русский публицист, общественный деятель и политик Велихов Л.А. утверждал: «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причём государство не создаёт общину, а лишь признаёт её» [3, с. 236].

На смену теории свободной общины пришла хозяйственная теория. Её сторонники Р. Моль, А.И. Васильчиков противопоставляли государственную власть и местные сообщества. Согласно этой теории, дела хозяйского характера должны выполняться общиной без вмешательства государства.

Сторонники юридической теории (Г. Еллинск, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин) считали, что государство, доверяя органам самоуправление ряд правительственных прав в полном объёме, признаёт их автономию. При этом необходимо заметить, что органы самоуправления не являются органами государства.

Применительно к политической теории, понятие самоуправления раскрывается как самостоятельность граждан, свободных в своём волеизъявлении.

Государственная теория стала популярной в России в середине 70-х гг. XX в. Её исследователи, Р. Гнейст, Л. Штейн, Н. Лазаревский, А. Градовский, рассматривали местное самоуправление как часть государственного устройства, а общинные дела- составляющие государственных дел, переданных для исполнения на места.Важное значение для понимания сущности местного самоуправления имеет двойственная (дуалистическая), государственно-общественная теория. Согласно этой теории, местные сообщества выполняют как совершенно местные дела, которые не требуют вмешательства со стороны государства, так и определённый ряд дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают агентами государства на местном уровне, а поэтому, действуют под контролем государства.

В настоящих условиях продолжают оставаться актуальными общественная и государственная теории, которые по-разному используются отечественными учеными при изучении вопросов местного самоуправления.

Определяя различные концепции местного самоуправления следует выделить их основные различия: в характере взаимоотношений с центральной властью, в характере и количестве дел, предоставляемых местному самоуправлению, в способе формирования местных учреждений. В России были реализованы общественная и государственная теории местного самоуправления. Примером воплощения общественной теории является земская и городская реформы 1864 и 1870 гг., государственной теории- система местных Советов в советской России.

В настоящее время нет единого подхода к пониманию сущности местного самоуправления, поэтому и нет однозначного подхода к содержанию данного понятия.

Взгляды различных учёных, политических деятелей и профессоров на содержание понятия «местное самоуправление» крайне различны. Например, В.И. Фадеев считал, что данное понятие следует раскрывать как форму организации власти на местах, предполагающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения [4, с.18-19]. Н. А. Емельянов полагал, что местное самоуправление-это особая форма децентрализации управления, осуществляемая населением непосредственно, которая обеспечивает самостоятельность деятельности механизма народовластия на местном уровне и его эффективную интеграцию в систему общественных отношений [5].Н.И. Глазунова обозначила местное самоуправление как способ осуществления народом принадлежащей ему власти, образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства [6]. Отличная точка зрения А.Н. Широкова- рассмотрение данного понятия как элемента политической системы общества, имеющий собственное функциональное предназначение: на законных основаниях участвовать в распределении ценностей в обществе, осуществлять в соответствии с конституционным разделением власти между ее уровнями часть властных функций, устанавливая нормы, осуществляя контроль за их исполнением и имея возможность легитимно применять силу [7, с. 136]. И.В. Выдрин и А. Н. Кокотов, в свою очередь, считали, что местное самоуправление- это процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанный на разумном сочетании представительских институтов и институтов непосредственной демократии [8]. О.Б. Алексеев, О.И. Генисаретский, П.Г. Щедровицкий объясняли местное самоуправление как институт, встроенный в конкретную социальную ткань общества [9].

Таким образом, каждое из перечисленных определений понятия «местного самоуправления» несет в себе значительную долю истины и содержит положения, которые характеризуют местное самоуправление, которые в той или иной степени актуальны и в настоящее время, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной.

1.2 Принципы местного самоуправления и основные организационно-правовые формы его осуществления

Общие принципы организации местного самоуправления- закрепляемые Конституцией, федеральным законом, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления.

Согласно ст.3 Федерального закона 2003 г. федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Данная статья определяет принцип государственной гарантии местного самоуправления. Система государственных гарантий прав местного самоуправления состоит из:

  • общих гарантий, включающих в себя законодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или иных прав;

  • специальных гарантий, которые также называются юридическими. Они определяют механизмы судебной и иной защиты тех прав и полномочий местного самоуправления, на которые распространяются общие гарантии.

Местное самоуправление гарантируется обеспечением минимального бюджета, передачей необходимых ресурсов для выполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, компенсацией дополнительных расходов, вызванных решениями органов государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения [10, ст. 132], т.е. местное самоуправление предполагает самостоятельность при решении вопросов местного значения.

Важным принципом местного самоуправления является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, так как местное самоуправление также предполагает единство данных принципов. Из рисунка 1 видно, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Кроме этого, местное самоуправление должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действий для осуществления собственных инициатив.

Рисунок 1─ Формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Немаловажен принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления, который показывает:

  • степень открытости деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

  • в какой мере население вовлекается в управление местными делами.

Российская Федерация как демократическое государство основывается на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе деятельности муниципальных органов по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Функционирование органов местного самоуправления невозможно без соблюдения законности в организации и деятельности местного самоуправления. Содержание этого принципа раскрыто в ст. 6 Закона 2003 года, где говорится, что в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующего вопросы организации местного самоуправления и устанавливающего права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, т.е. муниципально-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным актам.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления заключается в том, что при реализации единоначалия важные принципиальные вопросы деятельности местного самоуправления обсуждаются коллегиально, т.е. совещательно. Решения коллегии проводятся в жизнь правовыми актами высшего должностного лица.

В Российском государстве признаётся многообразие организационных форм местного самоуправления, что выражается в многонациональном составе населения страны, многообразии типов основных поселений, а также в разнообразии организационных моделей местного самоуправления, которые выбирает население муниципального образования, как форму осуществления самоуправления.

Принципы местного самоуправления составляют правовую основу демократической концепции местного самоуправления. Значение принципов организации местного самоуправления в том, что они предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации. Они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.

1.3 Структура органов местного самоуправления в РФ

Организационные основы местного самоуправления – это совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих: систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования); общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления; основы организации муниципальной службы; особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом.[11]

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют:

  1. представительный орган муниципального образования;

  2. глава муниципального образования;

  3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

  4. контрольно-счётный орган муниципального образования;

  5. иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования являются обязательными в структуре органов местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образованиявыборный орган, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения и принимающий от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования организацию деятельности представительного органа осуществляют глава данного органа или председатель, избираемый из числа депутатов.

Утверждаемый на заседании представительного органа регламент определяет порядок работы представительного органа.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом данного образования. Он отчитывается перед населением и представительным органом муниципального образования, а также контролируется ими. Ежегодно глава МО представляет отчёты о результатах своей деятельности депутат представительного органа. В случае если он является главой местной администрации, то передаёт отчёты о результатах деятельности администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления.

Местная администрация это исполнительно распорядительный орган муниципального образования. Устав муниципального образования определяет полномочия местной администрации. Деятельность местной администрации заключается в решении вопросов местного значения и в осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит его глава на принципах единоначалия.

В структуру местной администрации входят глава администрации, его заместители и различные структурные подразделения, представленные на рисунке 2. Данная структура утверждается представительным органом муниципального образования.

Глава администрации утверждает специальный документ- регламент, который определяет порядок организации деятельности местной администрации.

Контрольно-счётный орган муниципального образования (контрольно-счётная палата, ревизионная комиссия) формируется с целью осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении. Контрольный орган муниципального образования осуществляет надзор за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Данный орган муниципального образования формируется представительным органом муниципального образования и подотчётен ему. Вместе с тем он обладает организационной и функциональной автономией от представительного органа и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Рисунок 2виды структурных подразделений местной администрации

В состав контрольно-счётного органа входят его председатель и аппарат. Кроме этого в крупных городах могут вводиться должности заместителя председатели и аудиторов.

Деятельность контрольно-счётного органа муниципального образования должна осуществляться в условиях открытости и гласности. Более того результаты проверок размещают на официальных сайтах муниципальных контрольно-счётных органов в Интернете.

В России к иным органам местного самоуправления могут относиться муниципальные казенные учреждения, осуществляющие управленческие функции и не входящие в состав местной администрации, структурные подразделения, обладающие статусом юридического лица в составе местной администрации.

Необходимо заметить, что муниципальная избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления, так как она не наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обладая собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, органы местного самоуправления находятся в организационных, компетенционных связях друг с другом. При этом сохраняются особенности их образования, функционирования и взаимоотношения с органами государственной власти и населением.

2 Организация местного самоуправления в муниципальном образовании г. Сочи

2.1 Анализ модели формирования представительного органа власти

Представительный орган местного самоуправления- это выборный орган, представляющий интересы населения и принимающий решения от его имени, которые действуют на территории муниципального образования.

Статья 10 Устава г. Сочи Краснодарского края указывает, что представительным органом местного самоуправления города Сочи является Городское Собрание[12].

Представительный орган власти г. Сочи состоит из 50 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

По партийной принадлежности в городской парламент вошли 47 представителей "Единой России", двое от ЛДПР, 1 представитель от КПРФ. На рисунке 3 данные представлены в процентном соотношении.

Рисунок 3партийная принадлежность депутатов Городского Собрания г. Сочи

Из пятидесяти депутатов Городского Собрания Сочи 46 депутатов имеют высшее профессиональное образование по специальностям, которые приведены в таблице 3; 9 депутатов- два высших образования и 10 - кандидатскую степень. Трудовая деятельность 24 депутатов Городского Собрания Сочи отмечена правительственными, краевыми наградами, а также городскими знаками отличия.

Таблица 2 Высшее профессиональное образование по специальностям депутатов Городского Собрания г. Сочи

Специальность

Количество депутатов

Юриспруденция

26%

Экономика и управление предприятием

12%

История (преподаватель истории и обществознания)

8%

Инженер

6%

Романо-германская (английская) филология (преподаватель английского языка)

6%

Бухгалтерский учёт и аудит

2%

Финансы и кредит

2%

Лечебное дело

4%

Агрохимия и почвоведение

2%

Изобразительное искусство

2%

Городское Собрание формируется посредством муниципальных выборов, которые проводятся в целях избрания Главы города Сочи, депутатов Городского Собрания Сочи на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно Уставу г. Сочи выборы депутатов Городского Собрания Сочи проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе: 25 депутатских мандатов распределяются по муниципальному избирательному округу между муниципальными списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списка кандидатов, 25 депутатов избираются по одномандатным и (или) многомандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, схему которых определяет организующая выборы избирательная комиссия и утверждает Городское Собрание Сочи.

Работу Городского Собрания организует его председатель, избираемый на срок полномочий Городского Собрания из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов.

Председатель Городского Собрания является также членом муниципального Совета.

Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необходимость создания в его составе структурных единиц-комитетов, специализирующихся на определённых направлениях деятельности. В этой связи в структуру Городского Собрания г. Сочи входят следующие комитеты, которые также проиллюстрированы на рисунке 4:

  1. комитет по санаторно-курортному делу, туризму и экологии;

  2. комитет по вопросам образования, науки, культуры;

  3. комитет по вопросам спорта, делам молодежи, средствам массовой информации;

  4. комитет по социальной политике, здравоохранению;

  5. комитет по бюджету, финансам, налогам и сборам, инвестиционной деятельности;

  6. комитет по архитектуре и строительству;

  7. комитет по земельно-имущественным отношениям;

  8. комитет по городскому хозяйству, промышленности, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу;

  9. комитет по местному самоуправлению, законности и правовой защите интересов граждан;

  10. комитет по селу, агропромышленному комплексу и предпринимательству.

Рисунок 4 Структура Городского Собрания г. Сочи

Таким образом, деятельность Городского Собрания заключается в принятии решений- правовых актов, устанавливающих общеобязательные и индивидуальные нормы для регулирования общественных отношений на территории города Сочи. Депутаты Городского Собрания постоянно рассматривают частные обращения граждан и организаций. Кроме этого, Городское Собрание как орган местного самоуправления наделено важной функцией- полномочиями по контролю за решением администрацией города вопросов местного значения.

2.2 Администрация г. Сочи как высший исполнительный орган муниципального образования

Администрацияисполнительно-распорядительный орган города Сочи, решающий вопросы местного значения и осуществляющий отдельные государственных полномочия, переданные федеральными законами и законами Краснодарского края.

Глава города Сочи руководит Администрацией на принципах единоначалия. Структура администрации утверждается Городским Собранием Сочи по представлению Главы города Сочи. Данную структуру составляют Глава города Сочи, два первых заместителя Главы города Сочи, заместители Главы города Сочи, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации. Более подробно структура администрации описана на рисунке А1 приложения А.

Администрации г.Сочи представляет собой организацию линейно-функционального типа, состоящую из отдельных элементов, каждый из которых выполняет свои, чётко определённые функции, задачи и обязанности. Необходимо отметить, что в структуре соблюдается принцип единоначалия.

Достоинствами этой структуры являются:

  • высокая компетентность функциональных руководителей;

  • уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;

  • улучшение координации в функциональных областях;

  • формализация и стандартизация процессов.

Линейно-функциональная структура управления обладает следующими недостатками:

  • чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности "своих" подразделений, чем результатов деятельности всей организации;

  • проблемы с распределением ответственности за устранение проблем;

  • отсутствуют тесные взаимосвязи между подразделениями;

  • длинная цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя.

Администрация наделена полномочиями, которые она осуществляет в различных сферах деятельности.

В первую очередь администрация осуществляет бюджетные полномочия, которые проявляются в подготовке и представлении проекта бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законами Краснодарского края и на основании Положения о бюджетном процессе в городе Сочи от 17.01.2008 № 6.

Например, доходы бюджета на 2016 год определены в сумме 10 млрд 118 млн руб., в том числе общий объем собственных налоговых и неналоговых доходов спланирован в объеме 6 млрд 250 млн руб., кроме этого было запланировано безвозмездное поступление из краевого бюджета в сумме 3 млрд 906,5 млн руб. На реализацию муниципальных программ предусмотрено в 2016 году 8 млрд 936 млн 698,3 тыс.руб. или 86,2 % от общего объема расходов бюджета.

Администрация г. Сочи осуществляет полномочия в сфере регулирования земельных отношений и недропользования, а именно управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, перевод земли из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществление муниципального земельного контроля; предоставление разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения.

Выполняя полномочия в области градостроительной деятельности, транспорта и связи, администрация разрабатывает генеральный план города Сочи. Так в составе настоящего Генерального плана Сочи выделены следующие сроки его реализации[13]:

  1. расчётный срок Генерального плана — 2032 год;

  2. первая очередь Генерального плана — 2014 год — год проведения в Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года;

  3. перспектива — период, следующий за расчётным сроком Генерального плана Сочи.

Кроме этого администрация подготавливает документы территориального планирования города, выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Сочи, разрабатывает проекты правил землепользования и застройки; способствует созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывает содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки.

Администрация осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). К примеру, на курорте «Роза Хутор» имеются четыре многоуровневых парковки вместимостью по 300 машин каждая. В горной части оборудовано еще 600 машиномест дополнительно к уже имевшимся 1 100 парковочным местам.

Полномочия администрации в области коммунально-бытового, торгового обслуживания населения, защиты прав потребителей заключаются в организации в границах города Сочи электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом, в том числе утверждение схемы водоснабжения и водоотведения города Сочи;организация и сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов; определение порядка сбора отходов на территории города Сочи; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительная деятельность и добровольчество;

Следует отметить, что с 22 марта 2016 г. на краевом портале исполнительных органов власти запущен опрос населения об эффективности деятельности главы, депутатского корпуса, руководителей различных предприятий, а также организаций, предоставляющих услуги тепло-, водо-, электро- и газоснабжения.Итоги опроса станут известны к 1 мая 2016 года. Таким образом осуществляется принцип гласности местного самоуправления.

Администрация г. Сочи осуществляет учет муниципального жилищного фонда и муниципальный жилищный контроль; ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; согласовывает переустройство и перепланировка жилых помещений; устанавливает размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; организует содержание, строительство муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства. Тем самым осуществляет полномочия в области жилищных отношений.

Кроме перечисленных полномочий Администрация г. Сочи осуществляет:

  1. полномочия в сфере образования, социально-культурного обслуживания населения;

  2. полномочия в области охраны здоровья граждан, развития физической культуры и массового спорта;

  3. полномочия в области использования и охраны водных объектов;

  4. полномочия по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, охраны окружающей среды на территории города Сочи;

  5. полномочия в области мобилизационной подготовки;

  6. полномочия в области гражданской обороны и защиты населения и территории города Сочи от чрезвычайных ситуаций;

  7. полномочия в области пожарной безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы автор пришёл к следующим выводам и обобщениям.

  1. Исследованы различные определения понятия «местного самоуправления». Сделан вывод о том, что данные определения местного самоуправления несут в себе значительную долю истины и содержат положения, которые характеризуют местное самоуправление, и, которые в той или иной степени актуальны и в настоящее время, но для понимания сущности современного местного самоуправления ни одна из них в отдельности не является достаточной.

На основе анализа научных источников, установлено, что местное самоуправление- это система, которая обуславливает организацию и деятельность населения, обеспечивает им самостоятельное управление и владение муниципальной собственностью, а также решение вопросов местного значения.

Охарактеризованы основные концепции организации местного самоуправления. К числу их можно отнести общественную теорию, хозяйственную теорию, государственную теорию, государственно-общественную теорию.

2) Определены общие принципы организации местного самоуправления, к которым относятся: принцип государственной гарантии местного самоуправления; принцип самостоятельности местного самоуправления; принцип организационного обособления местного самоуправления; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления; принцип многообразия организационных форм местного самоуправления; законность в организации и деятельности местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления.

3) Изучена структура органов местного самоуправления, в соответствии с которой представительный орган муниципального образования- выборный орган, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения и принимающий от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Местная администрация- исполнительно распорядительный орган муниципального образования. Деятельность местной администрации заключается в решении вопросов местного значения и в осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Контрольно-счётный орган муниципального образования формируется с целью осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении.

4) Исследован качественный состав представительного органа местного самоуправления города Сочи. Установлено, что данный орган власти состоит из 50 депутатов. По партийной принадлежности в городской парламент вошли 47 представителей "Единой России", двое от ЛДПР, 1 представитель от КПРФ. Выборы депутатов Городского Собрания Сочи проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Работу Городского Собрания организует его председатель, избираемый из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов.

5) Исследование полномочий администрации города Сочи позволило определить наиболее значимые из них: бюджетные полномочия, полномочия в области градостроительной деятельности, транспорта и связи, полномочия администрации в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности, полномочия администрации в области коммунально-бытового, торгового обслуживания населения, защиты прав потребителей, полномочия в области жилищных отношений, в области гражданской обороны и защиты населения и территории города Сочи от чрезвычайных ситуаций, а также полномочия администрации в области пожарной безопасности.

Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в организации и деятельности местного самоуправления:

  • неоднозначное определение понятия местного самоуправления, которое приводит к низкому уровню общественной активности, дефициту знаний о сущности и возможностях самоуправления;

  • существование сложной структуры органов местного самоуправления мешает эффективной деятельности работников;

  • дефицит квалифицированных кадров в системе местного самоуправления;

  • низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления.

Для устранения данных проблем и эффективной работы органов местного самоуправления следует провести следующие мероприятия:

  • выстраивание механизма привлечения граждан к выработке социально-экономической политики, к принятию решений и контролю над их исполнением;

  • создание мер по продвижению общественных интересов;

  • создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами (например, постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел);

  • увеличение количества образовательных учреждений;

  • совершенствование системы отчетности представительных органов и главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости.

Таким образом, оптимизация формирования и организации местного самоуправления предполагает разработку и реализацию целого комплекса правовых и организационных мер по созданию в муниципальном образовании подлинно демократических и жизнеспособных органов местного самоуправления

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 №7- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Режим доступа: [КонсультантПлюс].

  2. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его упр., финансах и методах хоз-ва. М.: Наука,1996. 466 с.

  3. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления (для бакалавров): учеб. пособие. М.: КноРус, 2013. 273 с.

  4. Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в РФ. Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996. 60 с.

  5. Емельянов Н. А. Местное самоуправление в РФ. М.; Тула, 1998. 340 с.

  6. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: ТК Велби, 2006. 632 с.

  7. Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации: (введение в муницип. упр.). М.: РИЦ «Муницип. власть», 2000. 304 с.

  8. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2002. 368 с.

  9. Алексеев О. Б., Генисаретский О. И., Щедровицкий П. Г. Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре государственной власти. М.: Полития, 1998-1999. 32 с.

  10. Большой юридический словарь / [под ред. А.В. Малько]. М.: Проспект, 2009.

  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2003 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  12. Устав муниципального образования город-курорт Сочи от 29 июля 2010 г. № 92 [Электронный ресурс]: принят Городским Собранием Сочи 29 июля 2010 г. // Сайт Городского Собрания г.Сочи// URL: http://www.gs-sochi.ru/upload/iblock/abf/bjoau.pdf (Дата обращения: 21.05.2016).

  13. Генеральный план городского округа «Город Сочи» [Электронный ресурс] // Сайт Администрации города Сочи // URL:http://www.sochiadm.ru (дата обращения 21.05.2016).

Просмотров работы: 4044