МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ

Войтова А.С. 1, Герасименко Е.М. 1, Убирайлова В.Г. 1, Жуковская Э.А. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», Новочеркасск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Период времени, насчитывающий тысячелетия между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Многочисленные феодальные государства постоянно воевали друг с другом, что вынуждало возводить оборонительные сооружения, защищать города стенами. Города за крепостными стенами были плотно застроены, что ограничивало возможности садово-паркового строительства.

В средние века в Европе получили широкое распространение так называемые монастырские сады. Монастырский сад – его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, был символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение – крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» – райское дерево – небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз.

В условиях расчлененного рельефа, при наличии крупных перепадов уровней, (характерных для монастырей Италии, Папских резиденций) строгая геометрия реализовывалась на каждом отдельном уровне сада, композиционно соединяя три различных сада (Апостольский сад с двором Святого Дамасо, дворы Бельведерского дворца в Ватикане, вилла папы Пия IV в садах Ватикана).

По назначению сады делились на аптекарские огородысо всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады.Травянистые лекарственные растениявыращивались вместе с декоративными видами.Красоту аптекарским грядкам придавали розы, лилии, гвоздики, маргаритки и ирисы (Сент-Галленский, или Санкт-Галленский сад в Швейцарии).

Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность,малое число видов растений и водных устройств. Популярны были стриженые кустарники и деревья в кадках, горшках. Композиционно сад всегда был связан с окружающими его монастырскими постройками и стенами.

Монастырские сады как элемент планировки монастыря были привнесены на Русь из Византии и распространились вместе со строительством монастырей.Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием.

Для садов русских монастырей (по отношению к западноевропейским) характернабольшая связь с природным окружением; больший размер сада по отношению к размерам зданий;большая свобода и живописность в размещении строений и отсюда – в планировке садов;монастырский сад не ограничивался стенами монастыря.

В монастырских садах нашли отражение две идеи русского ландшафтного искусства допетровского времени. Первая – это создание замкнутого регулярного сада, который олицетворяет рай на земле, а вторая – единство с природным ландшафтом. Т.е. планировочное решение монастырских садов выражалось в организации в центральной части храмовой территории регулярной планировки, прилегающие к монастырю земли сохранялись или создавались пейзажными планами, что способствовало слиянию с окружающим природным ландшафтом.

Для них характерна большая сдержанность в использовании декоративных элементов; естественная красота природы – основа выразительности.Большинство из них носили утилитарный характер. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.

За многовековой период активной деятельности монастырей ими был накоплен громадный опыт по выращиванию всех сельскохозяйственных растений, включая плодовые и ягодные культуры. Особенно интересен опыт монастырских садов, расположенных или располагавшихся в свое время в северной зоне. Это существующий сейчас сад Валаамского монастыря, расположенного на островах Валаамского архипелага в северной части Ладожского озера, ранее существовавший сад Соловецского монастыря, расположенного на Соловецких островах в Белом море, и ряд других подобных садов.

В суровых климатических условиях практически на насыпном грунте поверх скальной породы в саду Валаамского монастыря монах Поисий прививкой развел 21 сорт яблони, причем сад ежегодно приносил отличный урожай (до 230 ц/год).Сад является ярким примером преобразования природы и умения ее понимать.

В петровскую эпоху в монастырских садах начинают появляться различные декоративные элементы (гроты, мосты, мощенные дорожки) и смешение декоративного сада и огорода.

Монастырские сады конца XIX века сильно различались по богатству и по-разному благоустраивались. Стиль диктовался модой того времени и тем, что монастырские власти всячески старались угодить правящей верхушке.

Создание парковой среды в монастырских садах шло по двум направлениям: в основном это были преобразования ландшафта, связанные с повседневной и хозяйственной деятельностью с последующей эстетизацией, и, второе (присутствующее не во всех монастырях) – создание ландшафта, соответствующего каким-либо образцам (например, создание подобия Святой земли).

Таким образом, монастырский сад в России является многоуровневой системой определенным образом организованных природных территорий внутри и вокруг монастыря, связанной с изменением естественного ландшафта и разведением растений.

Сады островных монастырей имеют наиболее полный набор составных элементов, и также могут служить идеальной моделью монастырского сада. Их отличает гармония рукотворных элементов в естественном природном окружении.

Монастырские сады – значительная часть национальной художественной культуры – требуют изучения, осмысления и восстановления.

Литература:

1. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. - 220 с.

2.Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. – М.: Изд-во МГУЛ, 2003.

3. Смирнова Т.И. Возникновение и развитие монастырских садов. // Лесной вестник. № 5, 2000. С. 101-103.

4.http://www.dissercat.com/content/russkie-monastyrskie-sady-voprosy-landshaftnoi-organizatsii#ixzz4Y1w089la

5. http://www.rusbotanik.ru

Просмотров работы: 2181