Экологическое воспитание дошкольников предполагает: развитие душевного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); выработанность эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её). Экологическое воспитание следует проводить там, где созданы все условия, есть определённое содержание, методы и формы работы с детьми. Его необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте скапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые представления о природе, доброе отношение к окружающему миру, и ориентации в нём. С раннего детства в каждой семье и учреждении дошкольного образования должна воспитываться ответственность к природе, предусмотрительного отношения к ней. Воспитатель должен сам владеть знаниями о природе, любить её и ухаживать за ней, во многом этому способствует ландшафтное планирование территории детского сада.
В заманчивой игровой форме, учитывая интересы и возрастные особенности, он даёт необходимые знания детям.
Используя все нижеперечисленные рекомендуемые способы, воспитатель добьётся положительных успехов:
1.Сюжетно-занимательные игры отражают события в природе и деятельности взрослых (дети показывают, как ведут себя животные в природе, оценивают их поведение);
2.Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зелёной зоне детского сада (труд в природе): осенью привлечение к уборке листьев, знакомство с инвентарём (лопаты, грабли); зимой уборка снега с дорожек, лепка снеговиков, откармливание птиц; весной обучение делать лунки, высевать семена, поливать и рыхлить землю под руководством воспитателя; летом участие в прополке лука или грядок с зеленью.
3.Творческий процесс детей на основе ощущений о природе или деятельности людей в ней (лепка снеговика и украшение его естественным материалом, собранный самостоятельно);
4.Взаимосвязь с природой, с объектами флоры и фауны (наблюдение за изменения во внешнем виде деревьев, цветов; сбор природного материала);
5.Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы (в процессе опытов и наблюдений дети приходят к выводу: что нужно для роста растений – свет, воздух, тепло и что будет если растение это недополучит);
6.Речевое понимание (вопросы, сообщения, участия в беседе, диалоги); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью фраз: Какое время года? Как человек может помочь птицам зимой?
7.Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого характера: с их помощью дети могут получить новые знания и уточнить уже имеющиеся.
Для воспитания у детей необходимости общения с флорой и фауной, заинтересованности, умение видеть прекрасное и осознавать его, необходимо грамотное функциональное зонирование территории дошкольного учреждения, а также тщательный подбор растений для озеленения. Размещение деревьев и кустарников, открытых газонных участков и цветников должно быть взаимосвязано с расположением площадок, их размерами и конфигурацией, с различными сооружениями. При этом насаждения должны выполнять функции защиты от пыли, частично от шума, ветровых потоков, а также служить средством изоляции различных планировочных элементов территории.
Приобщая детей к единству с природой взрослые развивают различные стороны его натуры, нагоняют интерес и желание чувствовать природу.
Литература:
1.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/01/opyt-rab...hevskiy-slavyanskogo