В нашей стране основным инструментом стимулирования конкуренции должна стать Дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Для методологической помощи регионам в её реализации в сентябре 2015 года был принят Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.[1] Кроме того, теперь степень развития конкуренции в регионах Указом Президента определена одним из критериев оценки деятельности губернаторов.
В Краснодарском крае для внедрения стандарта развития конкуренции проведено несколько блоков мероприятий. В первую очередь главой администрации (губернатором) Краснодарского края В.И. Кондратьевым, назначен уполномоченный орган по содействию развитию конкуренции - министерство экономики Краснодарского края. Под его эгидой в регионе заработал Совет по содействию конкуренции в Краснодарском крае. В состав Совета по поручению губернатора вошли ученые, представители крупнейших общественных организаций, вузов региона, эксперты во всех основных сферах экономической и общественной жизни.
Далее для выстраивания системной работы, а также для обеспечения единого подхода к развитию конкуренции на местах, в начале года с каждым муниципальным образованием (их 44) краевым министерством экономики были заключены соглашения (меморандумы) о внедрении Стандарта развития конкуренции. Соглашениями определены направления совместной работы, которая началась с обучения сотрудников Администраций муниципальных образований.
Обучение проводилось с 1 по 4 марта 2016 года и по итогам полученных результатов можно сказать, что 415 сотрудников администраций муниципальных образований Краснодарского края прошли обучение, в том числе 20 глав администраций муниципальных образований, 43 заместителя главы администраций муниципальных образований, 111 начальников структурных подразделений (управлений, отделов), 23 заместителя начальника структурных подразделений, 76 главных специалистов, 91 ведущий специалист и 34 специалиста.
Одним из следующих блоков в начале 2016 года стал мониторинг оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках края.
Общее количество участников мониторинга продемонстрировало высокую активность и заинтересованность жителей Кубани и представителей краевого бизнеса в совместном решении проблем конкуренции, их готовность к конструктивному диалогу с властью.
В опросе приняли участия 10,5 тысяч потребителей товаров и услуг, среди которых представители различных социальных слоев населения - работающие, пенсионеры, студенты и безработные. Еще 5,5 тысяч заполненных анкет получили, опросив представителей бизнеса, в том числе 60% - индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с численностью до 15 человек, 28% - малых предприятий и 12% - крупных и средних организации.
Можно говорить об одном из самых масштабных мониторингов уровня конкуренции среди субъектов России. Охватить максимально широкую аудиторию удалось благодаря эффективной организации и применению современных информационных технологий, привлечению отраслевых министерств и ведомств края, органов местного самоуправления, общественных объединений, таких как Деловая Россия, Опора России, РСПП.
В целом в оценке степени развития конкуренции, с которой сталкивается бизнес, мнения предпринимателей разошлись. Так, 35% респондентов оценивают уровень конкуренции на рынке их присутствия как умеренный, 39% - считают конкуренцию высокой, слабость конкуренции отмечают 15% представителей бизнеса, 12% признали, что конкуренции вовсе нет.
Что касается оценки деятельности органов власти по развитию конкуренции в целом, то, по мнению 45% респондентов, органы власти своими действиями помогают бизнесу, 29% отметили, что в чем-то помогают, а в чем-то мешают, 7% считают, что власть не предпринимает каких-либо действий, но её участие необходимо и 4% говорят о том, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями.
Рисунок 1
Самым главным в проведении мониторинга, на мой взгляд, стало выявление административных барьеров. Наиболее серьезными административными барьерами для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса предприниматели назвали:
высокий уровень налогов и платежей во внебюджетные фонды - 42 % предпринимателей;
недостаточное количество квалифицированного персонала – 21%;
частые изменения российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность – 21,5 %;
высокую стоимость аренды помещений – 17%;
сложность лицензирования – 14%.
Мониторинг стал основой для реализации комплекса мероприятий направленных на развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг региона.
Ведется большая и усиленная работа органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления для повышения конкурентоспособности предприятий и конкурентной среды для реализации основных направлений развития территорий Краснодарского края.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года №1739-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
2. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Краснодарского края за 2015 год. [Электронный ресурс] // http://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/doklad_sost-konk_2015.pdf