ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Гришинова Д.В. 1, Белова Ю.Э. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются очень большие предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Практически нет таких сфер, которые могли бы обойтись без их продукции и услуг. Данный сектор экономики выполняет важную социально-экономическую роль, являясь каналом сбыта продукции мелких и средних товаропроизводителей, в том числе продуктов местного сельскохозяйственного производства, что также важно в свете выполнения задач по импортозамещению потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами.

Малое предпринимательство является важнейшим звеном в развитии экономики страны и региона. Существует множество причин необходимости развития данного сектора:

- небольшие предприятия отличаются своей гибкостью и мобильностью, что позволяет им оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;

- малое предпринимательство обладает способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика;

- малый и средний бизнес создает большое количество рабочих мест (примерно 2/3), что особенно актуально в период экономического кризиса. Также этот процесс дает возможность гражданам чувствовать себя социально защищенными;

- малое предпринимательство создает конкуренцию на потребительском рынке, что позволяет избежать образование монополий. Так же, предприятия вынуждены постоянно развиваться, быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры, чтобы быть лучшими и преуспевать в своем деле.

Наиболее распространенными сферами, которыми представлен малый и средний бизнес в России, можно назвать следующие: розничная и оптовая торговля, операции с недвижимостью, транспортные услуги, услуги связи, строительство, общественное питание, сфера досуга, здоровья и красоты и др.

В настоящее время для Ивановской области, как и в целом для РФ характерно стабильное увеличение основных экономических показателей малого предпринимательства, самым многочисленным субъектом малого предпринимательства в регионе является индивидуальное предпринимательство. Предприятия и организации Ивановской области по формам собственности представлены в таблице 1. Малые предприятия Ивановской области по видам экономической деятельности в 2014 году представлены в таблице 2.

Таблица 1

Число предприятий и организаций Ивановской области по формам собственности (на 1 января)

 

Число предприятий, организаций (единиц)

2013г.

2014г.

2015г.

Всего

29800

32247

33833

Федеральная собственность

195

184

178

Собственность субъектов федерации

387

390

369

Муниципальная собственность

1828

1757

1722

Собственность общественных организаций

1156

1158

1149

Частная собственность

25561

28178

29817

Таблица 2

Число малых предприятий Ивановской области по видам экономической деятельности в 2014 году

 

Малые

предприятия

из них

микропредприятия*

единиц

в %

к итогу

единиц

в %

к итогу

Всего

20579

100

18427

100

из них по видам экономической деятельности:

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

411

2,0

324

1,8

рыболовство и рыбоводство

9

0,0

9

0,0

добыча полезных ископаемых

32

0,2

28

0,2

обрабатывающие производства

2725

13,2

2189

11,9

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

204

1,0

136

0,7

строительство

2067

10,0

1863

10,1

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

7836

38,1

7229

39,2

гостиницы и рестораны

540

2,6

453

2,5

транспорт и связь

1048

5,1

966

5,2

финансовая деятельность

199

1,0

191

1,0

операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предоставление услуг

4762

23,1

4365

23,7

образование

49

0,2

48

0,3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

234

1,1

207

1,1

В Ивановской области лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики занимает отрасль торговли: на начало 2014 г. в оптовой и розничной торговле насчитывалось 607 малых предприятий (28,2%), на начало 2015г. – 725 (31,8%).

Отрасль торговли играет важную роль не только на уровне государства в целом, но и на уровне каждого региона. В последние годы население России, в том числе Ивановской области, переходит к сберегательной модели потребления, что объясняется снижением реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, ростом безработицы. В связи с этим наблюдается тенденция снижения темпов роста одного из основных макроэкономических показателей экономического развития региона - оборота розничной торговли (таблица 3).

Таблица 3

Динамика оборота розничной торговли Ивановской области

 

2010г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Оборот розничной торговли, млн. рублей

71001,2

115478,3

127422,0

143715,2

148132,7

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

112,2

120,4

103,7

103,7

86,8

Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2016 года составил 106732,2 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 8% меньше, чем за соответствующий период 2015 года. Основная его часть (97,2%) формировалась торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка. При этом объём их продаж сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%, рынков и ярмарок — на 6,8%.

Торговая отрасль Ивановской области продолжает занимать лидирующее положение по обеспечению занятости населения, уступая лишь обрабатывающему производству (рисунок 1). Общая численность занятых в торговле в 2014г. составила 95,5 тыс. человек – 19,6% от среднегодовой численности занятых в экономике. В 2015г. рост занятости в торговой области продолжился: численность работников составила 101,4 тыс. человек – 21,1%.

Рис. 1 - Структура среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности в 2015г. (в процентах)

Предпринимательская деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На данный момент сфера малого бизнеса заняла одну из ведущих позиций в экономике, но его доля в национальном продукте остается меньшей по сравнению с западными странами.

В 2016 году оказывается государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства Ивановской области по приобретению оборудования для осуществления некоторых видов экономической деятельности: сельское хозяйство, строительство, транспорт, образование, здравоохранение и др. Правительство Ивановской области разработало долгосрочные целевые программы где предлагаются формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП): предоставление субсидий на частичное покрытия расходов по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях; поддержка выставочно-ярмарочной деятельности СМСП; подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства; межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса; информационная поддержка имущественная поддержка и т.д. Сейчас активно рассматривают вопрос развития сети малых предприятий в рамках программы демонополизации народного хозяйства.

Несмотря на государственную поддержку малый бизнес нуждается в развитии и расширении границ. Поступления в бюджет от субъектов малого предпринимательства составляет порядка 20-22 %. Доля инвестиций в основной капитал как в Ивановской области, так и в целом по России очень мала. Из-за недостатка финансовых ресурсов субъекты малого бизнеса не способны обновлять производственные фонды, что сказывается на высокой себестоимости продукции и на ее качестве. Также необходимо решать вопрос с активным привлечением инвестиций в регион на развитие малого бизнеса.

Но, несмотря на серьезные трудности развития малого бизнеса в Ивановской области и России в целом, он эволюционирует, постепенно выходит на новый более качественный уровень.

Список использованных источников:

1. Ивановская область в цифрах: Краткий статистический сборник. Иваново: Ивановостат, 2016. – 80с.

2. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2015: Статистический сборник / Ивановостат-Иваново, 2015.- 478с.

3. Индексы потребительских цен отчетного месяца к различным периодам в Ивановской области в 2010-2015г.г.: Статистический бюллетень.

4. Социальное положение и уровень жизни населения Ивановской области: Стат.сб. / Ивановостат. – Иваново, 2016 – 173с.

5. Статистические данные по Ивановской области 2010-2016 гг.

Просмотров работы: 579