ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время социализации молодежи уделяется большое внимание, по причине глобального реформирования всех сфер общества. Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Для начала стоит разобраться с понятием социализации, ее составляющими и факторами, на нее влияющими.

Социализация — это процесс, получения навыков человеком, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Цель процесса социализации - вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Человек не станет полноценной личностью, не пройдя процесс социализации, потому что не приобретет определенных социальных качеств.

Процесс социализации можно рассматривать в различных сочетаниях. Это – выявление макро-, мезо- и микрофакторов, влияющих на становление личности.

Макрофакторы. прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации.

Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.

Микрофакторами. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив и так далее. Другими словами, это социум в узком плане.

В нашей области уделяют большое внимание вопросу социализации молодёжи .Так, в законе Ивановской области от 15.06.2007 N 80-ОЗ "О государственной молодежной политике в Ивановской области" (в главе 2-ой ст.5 пункт 3) одно из организационных основ государственной политики является “ освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние, состояние своей семьи и общества, развитие культуры социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации и динамичности изменений.”

В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации.

Каналы социализации молодежи:

  1. Рынок труда;

  2. Институт предпринимательства;

  3. Информатизация сфер социальной жизни;

  4. Становление основ нового типа общества как его базовых характеристик.

Каналы социализации оказывают сильное влияние на процессы формирования молодежи и, иногда, не самое положительное.

Проблемы социализации молодёжи:

1) Все звенья системы образования становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Высшее учебное заведение в том виде, в котором оно существует сейчас – это учебное заведение для хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью. По данным Минобрнауки, сейчас в России насчитывается 530 государственных вузов. Всего студентов у нас 4,76 млн., платное образование получают 2,83 млн. студентов, а это 59,4% всех учащихся, то есть больше половины. Цифры говорят сами за себя: платное высшее образование преобладает. Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. Также, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, толкает некоторых вступать в криминальные структуры.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на следующей проблеме:

2)Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Конечно же, можно говорить о положительные сторонах влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи. Например, факторные параметры образования, оно означает, что сейчас в процесс образования широко внедрены интерактивные формы проведения занятий и тренингов, что позволяет, на мой взгляд, лучше усваивать информацию, а также обмениваться знаниями даже если люди находятся на разных континентах.( К примеру, такие интерактивные занятия уже проводятся в медицинских ВУЗах).Новые технологии дают молодому поколению возможности для общения.

Но нельзя ни сказать об отрицательных сторонах влияния информационных технологий на социализацию молодежи: во-первых это деструктивное воздействие на подрастающее поколение, то есть интернет и телевидение в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации: антигуманная и криминальная информация, навязчивая реклама - все это насаждает в обществе культ насилия, жестокости, искажая моральные устои и порождая ситуацию вседозволенности;

во-вторых это мошенничество в сети, молодёжь не защищена от преступлений в сети: обмен номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ;

в-третьих это вред для здоровья, педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку, психологи сообщают, что дети и подростки, проводящие много времени за компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире;

в-четвёртых это новые технологии как причина несамостоятельности молодого поколения, несомненно, новые технологии делают нашу жизнь проще, однако, относительно молодого поколения, в этом и может заключаться опасность. Большинство молодых людей, избалованных достижениями научно-технического прогресса, уже не в состоянии самостоятельно мыслить и принимать решения;

в-пятых это Интернет - зависимость. Современный человек уже не представляет свою жизнь без техники, делающей его жизнь в сотни раз проще. Сегодня Интернет - зависимостью страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием, не менее опасным, чем алкоголизм и наркомания. Уже сейчас, по самым скромным подсчетам социологов, число больных исчисляется миллионами.

3)Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса. Сегодня в России популярны такие субкультуры: альтернативщики,готы,металлисты,панки,рокеры,хипхоперы,эмо,скинхеды,фаны,байкеры, мотоциклисты, рейверы, диггеры, хакеры, роллеры.

Перечисленные проблемы социализации являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать – конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

Десоциализация и ресоциализация

Следует особо отметить, что социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социально­го «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия: Десоциализация и ресоциализация. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид.

Десоциализацией - утрата или сознательный отказ от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. В случае если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то данный процесс не ведёт к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — всё это продукт десоциализации.

Ярким примером десоциализации является совершение преступления. Преступление есть нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.

Конкретным примером десоциализации может служить ситуация: Шесть лет назад из Ростова были похищены и перевезены преступниками из России в Грецию две сестры — девочки младшего школьного возраста. В 2002 г. органы правопорядка их вер­нули, но оказалось, что похищенные Ростовчанки за 5 лет неволи забыли родной язык. В Греции девочек пытались продать, потом отдали в греческий приют. Теперь, когда девушки вернулись в Россию, ими занимается специальная служба по защите прав несовершеннолетних. Мать Наташи и Светланы частично лишена родительских прав. По закону, жить с ней сестры не могут. Да и на вопрос, хотят ли они увидеться с мамой, девушки ответили: не знаем.

Ресоциализацией - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по иcправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Примерами ресоциализации могут служить люди, побывавшие в местах лишения свободы. Социальная среда мест лишения свободы прививает человеку такие качества, формирует такой стереотип поведения, которые сответствуют не условиям реальной жизни, а условиям исправительного учреждения — безынициативность, ослабление самоконтроля, боязнь ответственности и т.д.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей .Именно с такими условиями сталкиваются те, кто по­падает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях – и проходящие службу в армии.

Ресоциализация в экстремальных условиях:

  • изоляция от внешнего мира (высокие стены, решет­ка, спецпропуска и т. п.);

  • утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу);

  • переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

  • отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

  • утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Дело в том, что то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.

Ресоциализация — это не только переобучивание в экстремальных условиях, но и в нормальных. Темп жизни общества сегодня резко изменился. Новые поколения техники опережают смену поколений людей. Человеку приходится учиться и переучиваться всю жизнь, адаптируясь к постоянно меняющимся условиям. Адаптация — весь период постоянного приспособления, ресоциализация внутри этого процесса как адаптационная социальная практика. К таким практикам относятся:

  1. повышение квалификации — это огромная система по всему миру, имеющая разнообразные виды, формы и особенности;

  1. образование для взрослых — особенно модное сейчас на Западе, студентом можно стать в 75 лет;

  2. второе высшее образование — получение степени МВА по менеджменту.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация — процесс отвыкания от одних социальных ролей и культурных норм и привыкания к другим. Десоциализация — отвержение старого, а ресоциализация — обретение нового. Они связаны с жизненными циклами либо экстремальными ситуация­ми.

Просмотров работы: 2648