Несостоятельность можно рассматривать как результат неэффективной предпринимательской деятельности экономических агентов, а также как институт, который является мощным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов и обеспечивает стабильность рынка в целом.
Несостоятельность проявляется в том, что при ведении предпринимательской деятельности, возникает ситуация, когда владелец или руководитель организации решает принять меры по объявлению неспособности выполнить свои обязательства перед кредиторами, а также федеральными структурами и собственными работниками.
Закон не запрещает такую возможность, но с учетом того, что ведение бизнеса в действительности не приносило дохода и в итоге привело к потере предпринимателем способности рассчитываться по счетам. Однако на практике, нередки случаи лжебанкротства, на которые приходится значительная доля судебных дел о несостоятельности в Российской Федерации. Именно фиктивное банкротство является, в настоящее время, одним из основных и часто встречающихся экономических преступлений.
Как же характеризуется данное явление в российском законодательстве. “Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем, о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб”. [1, ст. 197] Иначе говоря, фиктивное банкротство – это комплекс мер, направленных на признание субъекта экономической деятельности несостоятельным, при отсутствии признаков банкротства.
Для выявления ситуаций, в которых имело место фиктивное банкротство необходимо знать способы, при использовании которых такое банкротство становится возможным. Так первым, с чего начинают недобросовестные фирмы, является вывод активов. Данная процедура осуществляется путем перенаправления финансовых потоков организации в обход основных расчетных счетов, задействованных в официальной процедуре банкротства организации. Вместе с этим осуществляется выборочное погашение долгов контрагентам и персоналу. Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по социальным взносам, попадает в категорию маловажных долгов.
После осуществления данных действий искусственно создается неплатежеспособное предприятие, имеющее в активе ненужное и малоценное имущество, а в пассиве неурегулированную кредиторскую задолженность.
Однако выявить фиктивное банкротство можно по ряду отличительных действий организации: если с покупателями ведутся расчеты через банковские счета сторонних лиц; имеется факт вложения свободных денежных средств в ценные бумаги, заблаговременно зная, что они не ликвидные; уставный капитал компании был направлен в капитал иной организации; бухгалтерская отчетность не содержит соответствующих документов; имеются в наличии накладные и счета фактуры от поставщиков, указывающие на закупку товара по завышенным ценам.
Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Основным признаком, установления которого будет достаточно чтобы судить о фиктивности заявлений предпринимателя о собственной несостоятельности, является его возможность удовлетворить все претензии кредиторов на дату обращения в арбитражный суд.
Для установления наличия либо отсутствия признаков фиктивного банкротства производится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, к которым относится коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, показатель обеспеченности обязательств должника его активами, а также степень платежеспособности по текущим обязательствам.
В случае если анализ значений и динамики вышеназванных показателей указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличие признаков фиктивного банкротства должника. В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у него возможности рассчитываться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствие признаков фиктивного банкротства должника.
Особое внимание при проведении проверок, связанных с фиктивным банкротством следует обращать на такие признаки, как:
1. денежные средства должника, которые хранятся на различных расчетных счетах, причем среди них нет того основного расчетного счета, который используется при банкротстве;
2. приобретение необходимых товаров по завышенным ценам;
3. отражение в бухгалтерском учёте несуществующих данных по кредиторской задолженности;
4. во время проведения аудиторской проверки, руководство компании пытается скрыть часть имущества предприятия;
5. отнесение текущих доходов на статью доходов будущих периодов;
6. отнесение расходов будущих периодов на статью текущих расходов.
Стоит отметить, что “арбитражный управляющий осуществляет проверку наличия признаков фиктивного банкротства за период не менее двух лет до возбуждения дела о банкротстве и за время банкротства”. [2]
По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличие или отсутствие признаков фиктивного банкротства юридического лица. Данное заключение представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания – в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если в заключении устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется в органы финансовой полиции с приложением подтверждающих материалов для принятия процессуального решения.
Лица, виновные в обмане кредиторов и причастные к осуществлению фиктивного банкротства несут административную и уголовную ответственность. Так, к нарушителю закона может применяться штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере годового заработной платы или иного дохода за период от одного года до двух лет, также могут быть назначены принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо без такового. [3, ст. 14.13]
Таким образом, идея искусственно подвести компанию под банкротство, получив возможность скрыть возможные нарушения и отсрочить уплату долгов, многим предпринимателям представляется весьма перспективной. Но уйти от ответственности за подобные деяния становится все сложнее. Этому способствуют и законодательные изменения, и деятельность Высшего арбитражного суда РФ, и рост гражданской активности кредиторов.
Список литературы:
1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (действующая редакция от 22.11.2016)
2.Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)»
3.Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 22.11.2016)