НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Куренкова А.И. 1
1РЭУ им. Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе человек достиг высот во многих сферах своей деятельности, стремясь развиваться и совершенствовать пространство вокруг себя, подвергая изменениям природу. Но, к сожалению, результаты деятельности человека имеют не только положительные последствия, но и приводят к ухудшению экологической ситуации в мире.

Одна из самых актуальных на сегодняшний день экологических проблем – это загрязнение морей и океанов, которые являются невосстановимым природным ресурсом. Как показывают исследования, главным источником загрязнения мировых вод являются нефть и нефтепродукты. Частота их попадания в моря и океаны заметно выросла, поскольку многие страны занимаются либо добычей нефтепродуктов, либо ее переработкой. Соответственно, растет и ущерб, связанный с попаданием нефти и нефтепродуктов в водный бассейн. Например, в результате разлива нефти в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года в его воды вылилось 4,9 миллионов баррелей сырой нефти. При этом ежедневно в воды залива вытекало до 40 тысяч баррелей нефти (более 6 миллионов литров). В результате разлива нефти было загрязнено более 1100 миль побережья. О нанесенном ущербе заявили в нескольких американских штатах — Луизиане, Алабаме, Миссисипи, Флориде и Техасе. В прибрежной зоне наибольшему загрязнению подверглись болотистые местности — там нефть проникла в грунт на глубину 4-5 метров. В ноябре 2012 года компания, по чьей вине случилась авария, признала себя виновной в гибели 11 человек и согласилась выплатить штраф в 4,5 миллиарда долларов за разлив нефти в Мексиканском заливе. Всего к концу 2013 года виновная сторона потратила на возмещение причиненного техногенной катастрофой урона более 14 миллиардов долларов [5].

В настоящее время, уровень научно-технического прогресса позволяет добывать нефть с глубин морей и океанов, что увеличивает риск попадания нефти и ее производных в воды.

Но следует отметить, что загрязнение мировых вод происходит не только из-за разлива нефти, но и от других причин: в результате сброса сточных вод; в результате сплава древесины; вследствие захоронения на дне отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов; в результате аварий и иных чрезвычайных ситуаций; вследствие попадания в воды радиоактивных веществ и др.

Все эти виды загрязнения несут огромный ущерб, как природе, так и человеку. Поэтому объективная и всесторонняя оценка ущерба, вызванного загрязнением морей и океанов, важна в первую очередь для компенсации этого ущерба его виновниками. С другой стороны она будет способствовать предотвращению загрязнения, поскольку неизбежность выплат огромных компенсаций заставит бизнес структуры и конкретных людей бережнее относиться к окружающей среде.

Принимая во внимание, что загрязнение морей и океанов имеет общемировые последствия, их сохранение и предотвращение загрязнения должны осуществляться совместными усилиями всех стран. В связи с этим, крайне важной является проблема разработки и эффективной реализации законодательных мер в этой сфере. Исполнение всех договоров, конвенций и международных соглашений - верный путь к сохранению важного природного ресурса - мировых вод.

Следует отметить, что нормативно-правовая база, направленная на предотвращение загрязнения морей и океанов и его устранение, а также методические вопросы оценки ущерба проработаны в российском законодательстве и в международных соглашениях достаточно детально.

В частности, на территории Российской Федерации действует ряд законов и нормативных актов в области охраны водных ресурсов, включая и мировые воды:

- Федеральный закон N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г.;

- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ;

- ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.

Вся методологическая база оценки ущерба представлена в приказе Министерства природных ресурсов РФ от 13.04.2009 г. № 87 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства». При этом методика расчета ущерба разработана для каждого вида загрязнения, так как каждый вид уникален, имеет свои специфические особенности, определяющие степень и масштабы загрязнения вод. Благодаря такой методологической базе, можно произвести оценку ущерба по каждому виду загрязнения, учитывая всю специфику чрезвычайной ситуации.

Важно, что в представленном выше документе, рассмотрены как общие принципы исчисления размера вреда, так и конкретный алгоритм его расчета. Сравнивая методику расчета ущерба для других сфер деятельности, как правило, мы можем увидеть одну типовую формулу расчета или не увидеть вообще. Что касается охраны водных объектов, то существует 10 формул для расчета ущерба с учетом всей его специфики.

Следует также отметить, что разработаны дополнительные нормативно-правовые документы, детализирующие эту методику. К таким документам можно отнести:

- ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения;

- ГОСТ 17.1.1.02-77. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов;

- ГОСТ 17.1.1.03-78. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользования.

Защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ регламентируются Федеральным законом от 25 октября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации».

На территории Российской Федерации свою юрисдикцию распространяют не только документы, утвержденные российским правительством или конкретными министерствами и ведомствами, но и ряд международных соглашений.

Международные соглашения в области охраны мировых вод и возмещения ущерба, в свою очередь, делятся на универсальные и региональные конвенции. Среди них, в свою очередь, необходимо выделить два типа соглашений:

  1. соглашения, определяющие действия при уже осуществленном загрязнении мировых вод;

  2. соглашения, направленные на их предотвращение.

Не углубляясь в изучение международных конвенций, уже нужно сказать о том, какое значение имеют моря и океаны для людей и всего живого на планете, чтобы столько труда и усилий было направлено только на разработку документации, регламентирующий действия человека в мировых водах.

В частности, к универсальным международным соглашениям относят:

1. Конвенцию ООН по морскому праву, принятую в 1982 году;

2. Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1977/78 годов, в которой ряд акваторий Мирового океана объявлены особыми районами (в частности к таким районам отнесены Средиземное, Балтийское, Черное и Красное моря);

3. Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, принятую в 1972 году;

4. Международную конвенцию об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971/74 годов;

5. Международную конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года;

6. Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года;

7. Международную конвенцию об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ, принятую в 1996 году и другие международные соглашения в изучаемой сфере.

Помимо универсальных конвенций, распространяющихся на Мировой океан в целом, имеется большое число специальных международных документов, регламентирующих предотвращение загрязнения конкретных морских пространств. Среди региональных международных соглашений, которые имеют непосредственное отношение к России, следует особо выделить Конвенцию по защите морской среды Балтийского моря 1992 года и Конвенцию о защите Черного моря от загрязнения 1992 года.

Важнейшим документом, направленным на предотвращение загрязнения открытого моря является Конвенция об открытом море 1958 года, в которой Россия участвует с 20 октября 1960 года. В соответствии с этой Конвенцией каждое государство обязуется издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр (ст. 24). А согласно ст. 25 Конвенции каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов (ст. 25).

Эти положения Конвенции об открытом море были в последующем конкретизированы в Конвенции ООН по морскому праву, принятой 1982 году. В частности, ст. 211 этой Конвенции регламентирует вопросы предотвращения загрязнения с судов. В соответствии с этой статьей государства, действуя через компетентную международную организацию или дипломатическую конференцию, устанавливают международные нормы и стандарты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов. Кроме того, Конвенция уполномочивает государства принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них.

Если загрязнение произошло в нейтральных водах, то выплаты ущерба будут производиться согласно Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года, Международной конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года. Если ущерб нанесен территориальным водам конкретного государства, то вступают в силу вышеупомянутые региональные международные соглашения относительно особых районов.

Но если разработанные и законодательно утвержденные меры по предотвращению загрязнения мировых вод не смогли выполнить свое назначение, и загрязнение все же произошло, возникает законный вопрос: « Кто будет осуществлять выплаты в случае загрязнения и нанесения вреда от этого загрязнения?». Ответ на вопрос содержится в тех же самых разработанных совместными усилиями стран конвенциях.

Например, согласно Конвенции по защите морской среды акватории Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкская конвенция) договаривающиеся стороны индивидуально или совместно принимают все надлежащие законодательные, административные или другие соответствующие меры для предотвращения и ликвидации загрязнения в целях содействия обеспечения экологического возрождения района Балтийского моря и сохранения его экологического баланса. При этом государства-участники должны следовать следующим принципам:

  1. принципу предупредительных действий, т. е. принимать превентивные меры в случае, когда имеются основания полагать, что вещества или энергия, внесенные прямо или косвенно в морскую среду, могут создать опасность для здоровья человека, нанести вред живым ресурсам и морским экосистемам и ущерб использованию моря для отдыха либо препятствовать другим законным видам использования моря;

  2. принципу «загрязнитель платит» согласно ст. 3 данной Конвенции договаривающиеся стороны применяют

Рассматривая проблему компенсации ущерба и затрат на ликвидацию или проведения мероприятий по предотвращению загрязнения мировых вод, необходимо упомянуть Всемирный Фонд природы, спонсирующий данные действия.

Но, несмотря на большой объем документов, регламентирующих вопрос о сохранении водных ресурсов, попадание нефти в воды - не редкость. К возможным причинам, по которым, несмотря на административную ответственность, происходят случаи разлива нефти в акваториях относят:

- халатное отношение персонала при проведении мер к подготовке добычи нефти; в данном случае проблема возникает уже на начальном этапе хозяйственной деятельности;

- высокая степень износа материально-технической базы, поскольку технические средства, используемые для добычи нефти, являются дорогостоящими и поэтому обновляются, зачастую, «по мере необходимости»;

- на этапе бурения и сооружения нефтяных скважин используются химические реагенты, попадающие в воды.

Необеспечение должного контроля за деятельностью третьих лиц - потенциальных загрязнителей, приводит к нарушению закона и нанесению ущерба морям и океанам.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. Нормативно-правовая и методическая база в области охраны мировых вод и возмещения ущерба в силу мировой значимости проблемы проработана глубоко и всестороннее даже может служить своеобразным образцом для проработки методологической базы в других сферах при оценке ущерба и предотвращении негативных событий, образцом сплоченности стран при проведение совместных действий по сохранности морей и океанов.

  2. Но проблемы эффективной реализации этой базы остается актуальной, о чем свидетельствуют современные данные о частоте и тяжести случаев загрязнения морей и океанов

Список используемой литературы:

1. Бекяшев К. А. Морское рыболовное право. М., 2001. С. 286—288.

2. Бекяшев К.А, Л. П. Ануфриева, Устинов. Международное публичное право : учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект. — 784 с.. 2005

3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву

Ратифицирована Федеральным законом РФ от 26 февраля 1997 года N 30-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

4. Конвенцией об открытом море заключена в г. Женева 29.04.1958 // СПС КонсультантПлюс

5. Разлив в Мексмканском заливе. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20140422/1004524045.html (дата обращения 09.10.16)

Просмотров работы: 572