ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

Прокопова Г.А. 1, Ризаев Э.А. 1
1Ивановский филилал РЭУ им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Бюджет (от стар. нормандского budget — кошель) — смета доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Бюджет является основополагающей единицей для ведения хозяйства, так как с его помощью существует все субъекты экономики, начиная от больших государств и заканчивая отдельным индивидом.

Основополагающими целями бюджетной политики Ивановской области являются: обеспечение долгосрочной сбалансированности и стабильности всей бюджетной системы региона, четкое выполнение всех поставленных обязательств, носящих первоочередной характер, а также исполнение этих обязательств наиболее перспективным и эффективным способом. Проведение бюджетной политики данного региона в предстоящем бюджетном цикле будет осуществляться в условиях тяжелой финансовой ситуации как в области, так и в государстве в целом. Это связано на фоне эмбарго ряда государств, и проводящей в ответ политики импорта замещения.

В будущем финансовом году областной бюджет потерпит ряд изменений в связи с прогнозируемым экономистами снижения налоговых и неналоговых доходов всего областного бюджета, а также установления предельно допустимого Бюджетным кодексом Российской Федерации размера дефицита. В результате к 2018 году объем государственного долга Ивановской области достигнет верхнего предела, что в свою очередь не позволит руководству данного региона в срок и полноценно выполнить обязательства и задачи, спроектированные на период 2015-2017 годы. Что, конечно же, в свою очередь приведет к сокращению статей расходов областного бюджета на другие направления, так как при этом происходит недостаток доходных источников в Ивановской области.

Данная диаграмма отображает ситуацию с бюджетом региона. Дефицит в 2014 году составил 3278845,5 руб. В 2015 долг возрос до 2883114736 руб. А к середине 2016 упал до 2244213198 руб.

Доходы консолидированного бюджета Ивановской области за 2014 год в сумме составляют 37339,1 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2013 годом на 2,1%.

Данная гистограмма отображает динамику дефицита за текущий 2016 финансовый год. Как видно на графике изменения в размере государственного долга циклические и чередуются с каждым последующим месяцем. Однако размер дефицита бюджета Ивановской области в ноябре достигнул годового пика.

Бюджетная политика Ивановской области в сфере расходов в первую очередь ориентируется на обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения.

Необходимо приведение к оптимальному уровню бюджетных расходов в соответствие со сложившейся финансовой и экономической ситуацией. Это даст возможность повысить точность бюджетного планирования и сократить статьи расходной части бюджета

Одним из принципов бюджетного выравнивания является стимулирование субъектов к увеличению собственной доходной базы. Наличие финансовой базы является необходимым условием реализации полномочий органов местного самоуправления и, следовательно, своевременного и полного решения вопросов местного значения. Финансовая самостоятельность муниципальных образований является основой функционирования местного самоуправления. В свою очередь, прежде всего, местные налоги должны являться одним из основных источников формирования местных бюджетов. Именно эти суммы напрямую доходят до местных жителей конкретных районов и поселений, где их и собрали. Поэтому самой актуальной на данный момент является задача по увеличению доходной базы местных бюджетов, в первую очередь за счет местных налогов.

Сегодня налоговое законодательство разграничило налоговые доходы по уровням бюджетной системы таким образом, что в местный бюджет поступают лишь два налога, а именно: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

  1. собственных налоговых доходов;

  2. отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов;

  3. дополнительных налоговых доходов, которые передаются вместо дотаций по нормативам.

Таблица 1

Муниципальные образования

Налоговые доходы, тыс.руб.

Фактические суммы ЕНВД, тыс.руб.

Уд. вес в структуре налоговых доходов, в %

Вичугский район

26 057,8

2 485,8

9,5

Ивановский район

192 105,5

8 932,7

4,6

Кинешемский район

76 469,6

3 861,9

5,1

Лежневский район

54 149,6

2 589,7

4,8

Пестяковский район

15 500,3

1 050,8

6,8

Пучежский район

38 397,0

2 428,0

6,3

Тейковский район

28 471,0

757,9

2,7

Фурмановский район

125 701,2

12 747,4

10,1

Шуйский район

38 013,9

1 826,5

4,8

Итого

594 865,90

36 680,70

6,17

Проанализировав налоговые доходы местных бюджетов, поступающих от малого бизнеса (таблица 3), мы видим, что их доля слишком мала. Средний удельный вес в общем объеме налоговых доходов местных бюджетов Ивановской области в 2012 г. составлял всего 6,17%. Поэтому необходимо, во-первых, объединять финансовые ресурсы, а не конкурировать в установлении льготных режимов налогообложения, и, во-вторых, участвовать в межмуниципальных соглашениях, что даст реальную возможность повысить налоговый потенциал муниципальных образований.

Местным органам власти было предоставлено право корректировать работу базовой доходности коэффициента К2, который учитывает местные условия для деятельности малого бизнеса и влияет на размер вмененного дохода и единого налога. Однако это право для всех муниципалитетов региона ограничено, так как значение К2 является понижающим, и он может быть установлен в пределах от 0,005 до 1. Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, дан в п. 2 статьи 346.26 НК РФ, и местные органы не имеют права его расширять. Кроме того, сроки уплаты данного налога также определяются федеральным законодательством.

Таблица 2

Значение корректирующего коэффициента К2 в муниципальных образованиях Ивановской области.

Муниципальные образования

П1

П2

П3

П4

П5

Населенные пункты городских поселений

Населенны е пункты сельских поселений

Центр населенног о пункта

Окраины населенн ых пунктов

В зав-ти от видов деятельнос ти

В зав-ти от ассортимен та торговли

В зав-ти от осуществлен ия деятельности

Вичугский район

0,44

0,33

1,1

0,7

0,1-1,0

0,2-1,0

0,5

Ивановский район

0,5

0,7

-

-

0,12-1,0

0,2-1,0

0,8-1,0

Комсомольский район

0,4

0,3

-

-

0,12-1,0

0,24-1,0

-

Лежневский район

0,55

0,4

-

-

0,08-0,75

0,24-1,27

-

Пестяковский район

0,45

0,33

1,0

0,7

0,1-1,0

0,26-1,0

0,8-1,0

Приволжский район

0,4

0,21

1,0

0,9

0,16-1,0

0,28-1,0

0,8

Продолжение таблицы 2

Тейковский район

0,33

0,21

0,7

0,5

0,08-1,0

0,065-0,79

0,8

Фурмановский район

1,0

0,68

1,0

0,6

0,05-1,0

0,16-1,0

0,6

Шуйский район

0,36

0,23

1,0

0,6

0,14-1,0

0,28-1,0

0,7

Существует множественное число примеров максимально эффективной и успешной реализации муниципальных программ и использовании бюджета. Например, в Пучежском районе Ивановской области был создан специальный фонд по развитию малого предпринимательства. Фонд субсидирует треть кредитной ставки. В результате произошел существенный рост предприятий малого бизнеса, ориентированного на обслуживание населения. Также в Пучежском районе создан бизнес-инкубатор. Помещения для предприятий малого бизнеса сдаются в аренду по себестоимости. Таким образом, бизнес-инкубатор обеспечивает работой более 250 человек и тем самым районный бюджет.

В развитии малого и среднего бизнеса на территории Ивановской области имеется существенная дифференциация: территориальное распределение малых предприятий по муниципальным образованиям зависит от наличия сырьевых и материальных ресурсов, развития инфраструктуры и потребительского рынка. На долю городского округа Иваново приходится 58,3% количества субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Основное количество малых предприятий - юридических лиц также сосредоточено в областном центре (69,2% от общего их числа).

Диаграмма показывает % соотношение специализированных районов.

Выводы:

  1. Анализ доходов местных бюджетов показывает, что доходы в целом и налоговые поступления в частности не играют существенной роли в структуре формирования статей доходов местных бюджетов и являются дефицитными.

  2. Общий объем налоговых доходов местных бюджетов Ивановской области невелик (6,17%), тем не менее, следует способствовать развитию малого и среднего бизнеса, являющегося потенциальным источником формирования бюджета, путем участия реализации муниципальных программ развития малого предпринимательства, формирования региональных кластеров и т.п.

  3. Количество субъектов малого предпринимательства в муниципальном образовании, рассматриваемых в качестве источников повышения налоговых поступлений, существенно зависит от близости муниципального района к областному центру, а также зависит от развития самих районов, однако большая часть муниципалитетов имеют проблемы при формировании бюджета, что и показано в таблицах №7, 8, 9.

  4. Сам бюджет Ивановской области является дефицитным, а регион дотационным, что не позволяет в полной мере выполнять поставленные руководством задачи.

Список применяемой литературы:

«Межмуниципальные соглашения как способ снижения дефицита местного бюджета» Авторы: О.А. Гришанова, Г.А. Прокопова

«Проблемы формирования и пути увеличения налогового потенциала муниципальных образований»

«Основные направления бюджетной политики Ивановской области»

Закон Ивановской области от 29.12.2015 N 148-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (в ред. 91-ОЗ).

http://df.ivanovoobl.ru/?page_id=2973

http://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part=35

http://df.ivanovoobl.ru/?page_id=576

http://docs.cntd.ru/document/432839560

http://www.ivoblduma.ru/zakony/proekty-zakonov/15052/

Просмотров работы: 779