ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ЕГО СТРАХОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ И ЕГО СТРАХОВАНИЯ

Козлов К.В. 1, Бутина О.П. 1
1РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одно из приоритетных направлений развития российской экономики — это финансовая аренда или лизинг. Лизинг в наше время предстает перед нами одним из важнейших источников финансирования для предприятий во многих странах. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства. Необходимость и значимость лизинговых сделок в России связана с тем, что около 60% всего оборудования в России изношено как физически, так и морально, а лизинг как форма аренды является эффективным способом замены устаревшего оборудования доступным для предприятий. Широкое применение этого вида хозяйственных взаимоотношений тормозилось до последнего времени отсутствием действенных механизмов защиты от различных рисков.

В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет, и наблюдается тенденция к росту лизинговых операций, что подтверждает объем нового бизнеса (стоимости имущества), который за первые шесть месяцев 2016 года составил 275 млрд рублей (прирост по отношению к первому полугодию 2015 года – около 13%). По данным анкетирования от группы RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА»), только четверть участников исследования показала отрицательные темпы прироста нового бизнеса за январь–июнь 2016г. За первое полугодие 2015 г. лизинговый бизнес сократился у более 75% респондентов. Позитивно на лизинговые сделки повлияла стабилизация на финансовом рынке в первую очередь в банковском секторе со второй половины прошлого года. Однако от относительно спокойного для лизингового рынка первого полугодия 2014 года объем нового бизнеса за январь–июнь текущего года отстает на 20%. Среди крупнейших участников российского рынка в первом полугодии 2016 г. как и в 2015 г. на первых позициях среди лизинговых компаний по объему нового бизнеса продолжают оставаться ВТБ Лизинг, «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК (в первом полугодии 2016 года по данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), первую и вторую позицию в топ-3 заняли ВТБ Лизинг и ГТЛК соответственно, на третье место вышел «Сбербанк Лизинг») в отличие от «ВЭБ-лизинг», который с первого места опустился на четвертую позицию. Среди топ-10 лизингодателей положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали, как и в 2015 году «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. В совокупности доля тройки лидеров составила 46,15% всего объема нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось 81,9% нового бизнеса (в первом полугодии 2015 года – 67%) (см. таблица 1) [1].

Таблица 1. Топ-7 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2016 года

Место по новому бизнесу

Наименование ЛК

Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 1 пол. 2016 года, млн рублей

Темпы прироста нового бизнеса 1пг2016 / 1пг2015, %

Сумма новых договоров лизинга за 1 пол. 2016 года, млн рублей

Объем лизингового портфеля на 01.07.2016, млн рублей

01.07.16

01.07.15

         

1

2

ВТБ Лизинг

35108

8

50551

387945

2

4

«Государственная транспортная лизинговая компания»

32563

19

60945

214711

3

3

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

26288

-8

38400

337625

4

1

«ВЭБ-лизинг»

17361

-48

26031

644683

5

5

Европлан

14760

49

21437

38732

6

7

«Сименс Финанс»

11405

78

17977

31012

7

6

«Балтийский лизинг» (ГК)

10707

30

15716

29782

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля лизинговых компаний с государственным участием вышли в тройку лидеров (в частности ГТЛК), связано это с укреплением позиций государственных компаний в розничных сегментах и рядом крупных сделок в автотранспортных сегментах, а не в авиасегментах, как это было в прошлом году. [2]

В структуре источников фондирования сделок компаний с государственным участием кредиты выросли с 61% до 65%, а у лизингодателей, контролируемых российскими банками, – с 72% до 87%. Нужно отметить, что государственные компании продолжают привлекать средства за счет векселей, примером активного использования которого демонстрирует лидер рынка «ВТБ Лизинг». Компании прочих российских собственников нарастили долю собственных средств с 28% до 33% и стали активнее использовать авансы.

Стоит обратить внимание и на то, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили с 9% до 19% лизингодатели, подконтрольные иностранным банкам. В то время как компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования, больше стали использовать облигации и меньше кредиты и собственные средства.

Причем необходимо отметить, что с этого года Фонд развития промышленности участвует в финансовом обеспечении лизинговых проектов, направленных на поддержку технологического перевооружения и / или модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний [3].

Также отметим, что согласно расчетам индекса розничности от RAEX, который достиг своего максимума с 2007 года и составил 52% в объеме нового бизнеса за январь–июнь 2016 года, наблюдается тенденция роста лизинговых контрактов. Активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте рынка, который вырос почти на 39% и составил 143 млрд рублей за первые полгода 2016 года.

Рассматривая ситуацию на рынке лизинга в целом на сегодняшний момент положительные темпы прироста продемонстрировали 12 из 17 крупнейших сегментов, среди которых особенно отличились представленные ниже в таблице 2.

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2016 года, %

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2015 года, %

Прирост или сокращение объема сегмента, %

Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2016, %

Легковые автомобили

20,1

18,3

23,8

6,7

Грузовой автотранспорт

19,8

16,1

38,6

7,3

Авиационный транспорт

18,1

22,6

-9,7

20

Железнодорожная техника

13,3

19,2

-21,9

39,8

Суда (морские и речные)

1,5

0,4

322,6

3,2

Строительная и дорожно-строительная техника

7,9

5,8

53,5

3,7

Недвижимость (здания и сооружения)

1,7

2

-4,2

3,3

По-прежнему с 2014 года на первом месте остается автолизинг, доля которого за первые шесть месяцев 2016 года выросла до 40% (в 2015 г. – 34%), а в стоимостном выражении за этот же период он увеличился на 31%. Развитие этого сегмента в дальнейшем положительно отразится на деятельности страховых компаний, которые специализируются на автотранспортном страховании, в частности на рынках страхования Автокаско и ОСАГО, а также лизинговых операций. [4]

Доля авиасегмента в структуре нового бизнеса упала с 22,6% до 18,1%, учитывая, что в 2015 году наблюдался значительный рост в развитии данного сегмента.

Железнодорожная техника начиная еще с 2012 года продолжает показывать отрицательную динамику: доля на рынке снизилась с 19,2% до 13,3%; в абсолютном выражении объем упал на 22%.

Среди крупных сегментов, объем которых составляет более 5% в структуре нового бизнеса, прирост доли показала строительная и дорожно-строительная техника с 5,8% до 7,9%.

Также стоит отметить резкий большой скачок прироста доли в новом сегменте Речных и морских судов на 322,6% (в 3 раза!) по сравнению с 2015г. несмотря на по-прежнему незначительную долю на рынке по сравнению с другими рассмотренными сегментами рынка.

Развитие крупных сегментов рынка лизинга и развитие малых, активное участие государства и рост заключенных договоров у лизинговых компаний на рынке лизинга свидетельствуют о том, что рынок лизинга начинает стремительное развитие, и на сегодняшний момент является одним из экономически значимых направлений, что благоприятно отразится на рынке услуг по страхованию лизинговых операций, которые приобрели еще широкую популярность из-за общинного спектра рисков в сфере лизинговых отношений, в частности, политического, валютного, инфляционного рисков и риска невыполнения договорных обязательств. [2,с.54-56]

Политические риски - это риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Суть политических рисков для лизинговых компаний заключается в возможности недополучения дохода или потери собственности вследствие изменения социально-политической ситуации в стране. К ним относятся:

  1.  
    • невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитических ситуаций в стране;

    • национализация предприятий;

    • введение эмбарго, то есть запрещение государством ввоза или вывоза каких-либо товаров или валюты;

    • отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства;

    • введения моратория (отсрочки исполнения обязательств) по внешним платежам на определенный срок ввиду наступления каких-либо чрезвычайных событий;

    • изменение налоговой политики государства и т. д.

Валютный риск представляет собой возможность денежных потерь в результате колебания валютных курсов. Изменения обменного курса по конкретной сделке переносятся на лизингополучателя. Данный вид риска присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность изменения реальной стоимости суммы лизинговых платежей по договору лизинга

Инфляционный риск — это опасность того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия;

Риск невыполнения договорных обязательств обусловлен недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска.

Управление рисками и их минимизация становится важной задачей для всех участников лизинговой деятельности. Для снижения степени риска применяются различные способы, в число которых входит и страхование.

Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга (в том числе, при перерыве в хозяйственной деятельности лизингополучателя), при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также при неполучении лизингодателем лизинговых платежей в ходе реализации договора лизинга. страхование лизинговых операций необходимо и целесообразно в рамках защиты от рисков при лизинговых операциях, так как оно является гарантией выполнения сторонами взятых на себя обязательств.

Развитие рынка лизинга напрямую сказывается и на развитии страхования лизинга. Анализируя структуру и динамику рынка лизинга, страховые компании разрабатывают различные страховые программы для своих клиентов с учетом последних тенденций. Учитывая также возросший интерес государства к рынку лизинга, можно увидеть перспективные направления для страховщиков, которые будут заниматься страхованием лизинга с участием государства.

Список источников:

1. Развитие рынка в 1 полугодии 2016 года // RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА») [Электронный ресурс] URL: www.raexpert.ru/researches/leasing/leasing_1h2016/part1/

2. Бутина О.П. Козлов К. В. Риски лизинговых операций и способы их снижения на современном этапе развития. Материалы 37 выпуска Сборника научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством» - Иваново, 2015. – с.52-60.

3. «Модернизация в лизинг» // РБК + «ЛИЗИНГ» (16+) [Электронный ресурс] URL: www.rbcplus.ru/news/570eb1847a8aa95fbda3b05d

4. «Прогноз развития страхового рынка в 2016 году: устойчивость под угрозой» // RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА») [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/researches/insurance/prognoz_2016/

Просмотров работы: 3097