В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет, и наблюдается тенденция к росту лизинговых операций, что подтверждает объем нового бизнеса (стоимости имущества), который за первые шесть месяцев 2016 года составил 275 млрд рублей (прирост по отношению к первому полугодию 2015 года – около 13%). По данным анкетирования от группы RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА»), только четверть участников исследования показала отрицательные темпы прироста нового бизнеса за январь–июнь 2016г. За первое полугодие 2015 г. лизинговый бизнес сократился у более 75% респондентов. Позитивно на лизинговые сделки повлияла стабилизация на финансовом рынке в первую очередь в банковском секторе со второй половины прошлого года. Однако от относительно спокойного для лизингового рынка первого полугодия 2014 года объем нового бизнеса за январь–июнь текущего года отстает на 20%. Среди крупнейших участников российского рынка в первом полугодии 2016 г. как и в 2015 г. на первых позициях среди лизинговых компаний по объему нового бизнеса продолжают оставаться ВТБ Лизинг, «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК (в первом полугодии 2016 года по данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), первую и вторую позицию в топ-3 заняли ВТБ Лизинг и ГТЛК соответственно, на третье место вышел «Сбербанк Лизинг») в отличие от «ВЭБ-лизинг», который с первого места опустился на четвертую позицию. Среди топ-10 лизингодателей положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали, как и в 2015 году «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. В совокупности доля тройки лидеров составила 46,15% всего объема нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось 81,9% нового бизнеса (в первом полугодии 2015 года – 67%) (см. таблица 1) [1].
Таблица 1. Топ-7 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2016 года
Место по новому бизнесу |
Наименование ЛК |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 1 пол. 2016 года, млн рублей |
Темпы прироста нового бизнеса 1пг2016 / 1пг2015, % |
Сумма новых договоров лизинга за 1 пол. 2016 года, млн рублей |
Объем лизингового портфеля на 01.07.2016, млн рублей |
|
01.07.16 |
01.07.15 |
|||||
1 |
2 |
ВТБ Лизинг |
35108 |
8 |
50551 |
387945 |
2 |
4 |
«Государственная транспортная лизинговая компания» |
32563 |
19 |
60945 |
214711 |
3 |
3 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
26288 |
-8 |
38400 |
337625 |
4 |
1 |
«ВЭБ-лизинг» |
17361 |
-48 |
26031 |
644683 |
5 |
5 |
Европлан |
14760 |
49 |
21437 |
38732 |
6 |
7 |
«Сименс Финанс» |
11405 |
78 |
17977 |
31012 |
7 |
6 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
10707 |
30 |
15716 |
29782 |
В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля лизинговых компаний с государственным участием вышли в тройку лидеров (в частности ГТЛК), связано это с укреплением позиций государственных компаний в розничных сегментах и рядом крупных сделок в автотранспортных сегментах, а не в авиасегментах, как это было в прошлом году. [2]
В структуре источников фондирования сделок компаний с государственным участием кредиты выросли с 61% до 65%, а у лизингодателей, контролируемых российскими банками, – с 72% до 87%. Нужно отметить, что государственные компании продолжают привлекать средства за счет векселей, примером активного использования которого демонстрирует лидер рынка «ВТБ Лизинг». Компании прочих российских собственников нарастили долю собственных средств с 28% до 33% и стали активнее использовать авансы.
Стоит обратить внимание и на то, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили с 9% до 19% лизингодатели, подконтрольные иностранным банкам. В то время как компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования, больше стали использовать облигации и меньше кредиты и собственные средства.
Причем необходимо отметить, что с этого года Фонд развития промышленности участвует в финансовом обеспечении лизинговых проектов, направленных на поддержку технологического перевооружения и / или модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний [3].
Также отметим, что согласно расчетам индекса розничности от RAEX, который достиг своего максимума с 2007 года и составил 52% в объеме нового бизнеса за январь–июнь 2016 года, наблюдается тенденция роста лизинговых контрактов. Активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте рынка, который вырос почти на 39% и составил 143 млрд рублей за первые полгода 2016 года.
Рассматривая ситуацию на рынке лизинга в целом на сегодняшний момент положительные темпы прироста продемонстрировали 12 из 17 крупнейших сегментов, среди которых особенно отличились представленные ниже в таблице 2.
Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга |
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2016 года, % |
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2015 года, % |
Прирост или сокращение объема сегмента, % |
Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2016, % |
Легковые автомобили |
20,1 |
18,3 |
23,8 |
6,7 |
Грузовой автотранспорт |
19,8 |
16,1 |
38,6 |
7,3 |
Авиационный транспорт |
18,1 |
22,6 |
-9,7 |
20 |
Железнодорожная техника |
13,3 |
19,2 |
-21,9 |
39,8 |
Суда (морские и речные) |
1,5 |
0,4 |
322,6 |
3,2 |
Строительная и дорожно-строительная техника |
7,9 |
5,8 |
53,5 |
3,7 |
Недвижимость (здания и сооружения) |
1,7 |
2 |
-4,2 |
3,3 |
По-прежнему с 2014 года на первом месте остается автолизинг, доля которого за первые шесть месяцев 2016 года выросла до 40% (в 2015 г. – 34%), а в стоимостном выражении за этот же период он увеличился на 31%. Развитие этого сегмента в дальнейшем положительно отразится на деятельности страховых компаний, которые специализируются на автотранспортном страховании, в частности на рынках страхования Автокаско и ОСАГО, а также лизинговых операций. [4]
Доля авиасегмента в структуре нового бизнеса упала с 22,6% до 18,1%, учитывая, что в 2015 году наблюдался значительный рост в развитии данного сегмента.
Железнодорожная техника начиная еще с 2012 года продолжает показывать отрицательную динамику: доля на рынке снизилась с 19,2% до 13,3%; в абсолютном выражении объем упал на 22%.
Среди крупных сегментов, объем которых составляет более 5% в структуре нового бизнеса, прирост доли показала строительная и дорожно-строительная техника с 5,8% до 7,9%.
Также стоит отметить резкий большой скачок прироста доли в новом сегменте Речных и морских судов на 322,6% (в 3 раза!) по сравнению с 2015г. несмотря на по-прежнему незначительную долю на рынке по сравнению с другими рассмотренными сегментами рынка.
Развитие крупных сегментов рынка лизинга и развитие малых, активное участие государства и рост заключенных договоров у лизинговых компаний на рынке лизинга свидетельствуют о том, что рынок лизинга начинает стремительное развитие, и на сегодняшний момент является одним из экономически значимых направлений, что благоприятно отразится на рынке услуг по страхованию лизинговых операций, которые приобрели еще широкую популярность из-за общинного спектра рисков в сфере лизинговых отношений, в частности, политического, валютного, инфляционного рисков и риска невыполнения договорных обязательств. [2,с.54-56]
Политические риски - это риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Суть политических рисков для лизинговых компаний заключается в возможности недополучения дохода или потери собственности вследствие изменения социально-политической ситуации в стране. К ним относятся:
невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитических ситуаций в стране;
национализация предприятий;
введение эмбарго, то есть запрещение государством ввоза или вывоза каких-либо товаров или валюты;
отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства;
введения моратория (отсрочки исполнения обязательств) по внешним платежам на определенный срок ввиду наступления каких-либо чрезвычайных событий;
изменение налоговой политики государства и т. д.
Валютный риск представляет собой возможность денежных потерь в результате колебания валютных курсов. Изменения обменного курса по конкретной сделке переносятся на лизингополучателя. Данный вид риска присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность изменения реальной стоимости суммы лизинговых платежей по договору лизинга
Инфляционный риск — это опасность того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия;
Риск невыполнения договорных обязательств обусловлен недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска.
Управление рисками и их минимизация становится важной задачей для всех участников лизинговой деятельности. Для снижения степени риска применяются различные способы, в число которых входит и страхование.
Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга (в том числе, при перерыве в хозяйственной деятельности лизингополучателя), при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также при неполучении лизингодателем лизинговых платежей в ходе реализации договора лизинга. страхование лизинговых операций необходимо и целесообразно в рамках защиты от рисков при лизинговых операциях, так как оно является гарантией выполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Развитие рынка лизинга напрямую сказывается и на развитии страхования лизинга. Анализируя структуру и динамику рынка лизинга, страховые компании разрабатывают различные страховые программы для своих клиентов с учетом последних тенденций. Учитывая также возросший интерес государства к рынку лизинга, можно увидеть перспективные направления для страховщиков, которые будут заниматься страхованием лизинга с участием государства.
Список источников:
1. Развитие рынка в 1 полугодии 2016 года // RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА») [Электронный ресурс] URL: www.raexpert.ru/researches/leasing/leasing_1h2016/part1/
2. Бутина О.П. Козлов К. В. Риски лизинговых операций и способы их снижения на современном этапе развития. Материалы 37 выпуска Сборника научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством» - Иваново, 2015. – с.52-60.
3. «Модернизация в лизинг» // РБК + «ЛИЗИНГ» (16+) [Электронный ресурс] URL: www.rbcplus.ru/news/570eb1847a8aa95fbda3b05d
4. «Прогноз развития страхового рынка в 2016 году: устойчивость под угрозой» // RAEX (Рейтинговое Агентство «Эксперт РА») [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/researches/insurance/prognoz_2016/