Отсутствие налоговых претензий или их успешное обжалование повышает доверие инвесторов и в конечном итоге повышает стоимость бизнеса. При этом успешное управление налоговыми рисками в широком смысле позволяет компании экономить, поскольку налоговые риски – это не только риск налоговых доначислений, это еще и инструмент для повышения эффективности налогообложения, т.е. исключения переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета.
Комплаенс – это внутренний контроль за соответствием деятельности предприятия законодательству, следовательно, налоговый комплаенс является неотъемлемой частью эффективного функционирования предприятий. Так как налоговый комплаенс - это основной элемент налогового жизненного цикла предприятий, он является системой, которой руководит комплаенс-менеджер [1].
Чтобы выявить налоговые риски, комплаенс-менеджеру придется проанализировать бизнес-процессы компании, сопоставить принимаемые решения и действия с их налоговыми последствиями. При этом может потребоваться помощь налогового эксперта, который разъяснит нюансы налогового законодательства. Полезно также изучить судебную практику по налоговым спорам. На рисунке 1 представлены зоны налоговых рисков, которые могут повлиять на развитие предприятия.
Зоны налоговых рисков
Исчисление и уплата налогов
- налог на прибыль: калькуляция доходов и расходов
- НДС: начисление и вычеты
- налог на имущество: определение налоговой базы
- заполнение и представление деклараций
-налоговые платежи в бюджет
Корпоративное строительство
- разработка корпоративной структуры
- регистрационные действия
- планирование договорных схем
- заключение договоров
Коммуникация с налоговыми органами
- предоставление документов в налоговый орган
- подготовка объяснений для налогового органа
Рисунок 1 - Зоны налоговых рисков
Однако в числе налоговых комплаенс-рисков необходимо выделять не только штрафные санкции, установленные НК РФ, но и взыскание самих ошибочно неуплаченных сумм налогов с начисленными пенями. Несоблюдение норм НК РФ может влечь уголовную ответственность. Налоговый менеджер или финансовый директор, который допустил нарушение в сфере налогообложения, также несет личные репутационные потери.
В рамках работы по выявлению рисков необходимо соблюдать баланс основных принципов налоговой политики [2]:
соблюдение осторожности суждений о требованиях налогового законодательства;
взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;
достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при неоднозначном толковании действующего законодательства;
оптимизация налогообложения, т.е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.
Система налогового комплаенса подразумевает комплекс мер, направленных на предотвращение реализации рисков или исключение самих налоговых рисков.
Система внедрения налогового комплаенса включает 6 этапов:
Анализ бизнес-процессов, организационной структуры, интервью с менеджментом.
Анализ принятых решений.
Выработка контрольных действий (контролей) - подготовка отчета, описание функций, таблица контролей.
Внесение изменений во внутренние документы компании.
Выявление персонала, вовлеченного в систему контроля.
Обучение персонала компании.
Система налогового комплаенса реализуется через внедрение в документацию предприятия разработанных норм, регламентов и комплаенс-функций и контроля. Разработка карты комплаенс-рисков, дизайна комплаенс-функций и таблицы контроля производится комплаенс- менеджером совместно со специалистом в области налогообложения.
Последовательные этапы разработки системы налогового комплаенса [3]:
Проводится комплексный анализ деятельности предприятия.
Определяются центры разработки и принятия решений.
Выявляются налоговые риски.
Производится выработка контрольных действий и механизмов налогового комплаенса, которые внедряются в действующие регламенты и бизнес-процессы.
Проводится обучение персонала, вовлеченного в комплаенс-процедуры, вносятся соответствующие корректировки и дополнения в должностные инструкции ответственных сотрудников.
Контроль над функционированием системы.
В международном праве комплаенс-контроль представляет собой особую культуру, где находят отражение такие принципы внедрения комплаенс-функции как [4]:
независимость;
официальный статус;
четкая подотчетность сотрудников функции комплаенс;
исключение конфликта интересов;
Доступ к любой внутренней информации;
необходимое ресурсное обеспечение;
взаимодействие с регулирующими и надзорными органами.
Таким образом, налоговый комплаенс - это система, которая позволяет предприятию соблюдать налоговое законодательство, предотвращать риски или их минимизировать. Эффективное функционирование такой системы, по-моему мнению, возможно лишь при привлечении квалифицированного специалиста – комплаенс-менеджера, который знает все тонкости налогового права и налогообложения.
Список литературы:
1. Пепеляев Групп - ведущая юридическая компания России/Материалы конференции «Комплаенс для юристов». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pgplaw.ru/news/article/komplaens-dlya-yuristov-nalogovyy-komplaens. Дата обращения 18.11.2016
2. Информационный портал/Налоговый комплаенс, инструменты такс комплаенс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nalogitax.ru/nalogovyy-komplaens-tax-compliance-instrumenty-taks-menedzhment.html. Дата обращения 19.11.2016
3. ConflateConsulting/Налоговое право. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://conflate-consulting.ru/uslugi/yuridicheskiy-konsalting/nalogovoe-pravo/. Дата обращения 19.11.2016
4. Инф ормационный портал/Комплаенс контроль. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.iccwbo.ru/blog/2016/komplaens-kontrol-chto-takoe-i-dlya-chego-nuzhen/ . Дата обращения 20.11.2016