В России малое предпринимательство занимает довольно скромные макроэкономические показатели в сравнении с мировыми тенденциями. Так, доля ВВП российского малого бизнеса составляет 19 %, в общей занятости населения доля равна 17,8 %, а в общем количестве предприятий - 80,6 %.
Рисунок 1 – Доля МСП зарубежных странах и РФ в 2014 г.
По мнению некоторых аналитиков, одной из основных причин такого успешного развития малого предпринимательства в других странах является именно эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства.
Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства остается одной из самых актуальных проблем реформирования налоговой сферы в РФ.
Дело в том, что малый бизнес в России значительно отличается по многим параметрам по сравнению с малым предпринимательством в развитых зарубежных государствах. Так, для отечественного малого бизнеса характерны совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом, недостаточно высокий уровень менеджмента, деятельность в условиях неразвитости инфраструктуры поддержки малых предприятий, высокой монополизации российской экономики.
Кроме того, в капиталистических зарубежных странах развитие малого бизнеса проходило вместе с развитием производства вообще и крупной промышленности в частности, за счет чего обеспечивался процесс плавного и органичного встраивания малого предпринимательства в структуру экономики. В нашей стране крупная промышленность к началу возникновения малого бизнеса уже была создана, что и на сегодняшний день в определенной мере негативно влияет, в частности, на становление механизмов взаимодействия крупного и малого бизнеса. К тому же Россия, ввиду относительной непродолжительности существования свободных рыночных отношений, долгое время не имела возможности накопления сколько-нибудь значимого багажа знаний и навыков использования регулирующей функции налогообложения.
Однако, несмотря на определенные различия между малым предпринимательством в России и зарубежных странах, можно выделить и общие между российской системы налогообложения малого предпринимательства и зарубежным опытом налогообложения субъектов малого предпринимательства закономерности, тенденции и подходы:
1) существует пороговый критерий по доходу малого предприятия и численности состава его работников;
2) широко применяются в Германии, Великобритании, Литве льготные ставки для малого бизнеса (во Франции – специальный режим для индивидуальных предпринимателей). В России широко распространена практика применения специальных налоговых режимов;
3) налогообложение в России в целом имеет средний уровень по сравнению с другими государствами. Ставка налога на прибыль в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), колеблется от 12,5% до 39,5% (в России – 20%), по налогу на добавленную стоимость – от 5% до 25,5% (в России – 18%);
4) для зарубежных стран ставка между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий имеет существенное различие (например, законодательство Франции предусматривает для малого предпринимательства ставку 19%, в то время как для крупных корпораций – 33%). В России субъекты малого предпринимательства, находясь на основном режиме налогообложения, уплачивают налог на прибыль по тем же ставкам, что и крупные предприятия;
5) в странах, таких как Франция и Германия, широко распространена практика предоставления так называемого бонусного первого года, распространяющегося на малые предприятия, функционирующие первый год, либо два года. Кроме того, в некоторых случаях снижаются и другие платежи, к примеру, для предпринимателей, работающих в неразвитых экономических зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения. В России такой подход называется налоговыми каникулами.
Анализ зарубежного опыта налогообложения малых предприятий показал, что в развитых странах малые предприятия – особый субъект государства. Система налогообложения малого бизнеса в развитых странах движется к максимальному усовершенствованию, упрощению, уходу от сложных и трудоемких налоговых схем.
Следует подчеркнуть необходимость взвешенного подхода в ходе применения опыта зарубежных стран в сфере налогового стимулирования деятельности экономических субъектов, и в частности – субъектов малого бизнеса. Механический перенос применяющихся в других государствах методов налогового регулирования предпринимательской деятельности в нашу налоговую систему может привести к общему спаду экономического развития, коллапсу отдельных сфер национальной экономики, появлению иждивенческих настроений среди субъектов хозяйственной деятельности и множеству других негативных для нашего государства последствий
Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, использовать наработанный опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России.