РАЗВИТИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная система косвенного налогообложения заслуживает особого внимания в условиях новой экономической реальности, поскольку возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики.

Как известно, косвенными налогами по экономической природе признаются НДС, акцизы и таможенная пошлина, а по законодательству о налогах и сборах РФ – только НДС и акцизы.

НДС является федеральным косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене товара, которая уплачивается конечным потребителем. Акциз - федеральный косвенный налог, выступающий в форме надбавки к цене товаров, возникающий и уплачиваемый только в сфере производства. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и социально вредные товары.

Опыт новейшей российской налоговой системы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Особенно это важно в современных условиях ограниченности финансовых ресурсов и снижения объемов дефицита бюджетов бюджетной системы России.

Рассмотрев объемы поступлений НДС и акцизов в федеральный бюджет РФ за 2015 год по сравнению с 2014 годом, необходимо отметить их положительную динамику, увеличение НДС и акцизов на 267 млрд. руб. и 7 млрд. руб., или на 12,2 % и 1,4 % соответственно. Поступления акцизов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2015 году увеличились на 8 млрд. руб., или на 1,7%.

В современном периоде, косвенные налоги, с одной стороны, являются важным источником доходов бюджетов, с другой – наличие проблем во взимании НДС и акцизов порождает трудности экономики России в целом.

Первой проблемой является то, что косвенные налоги – это сдерживающий фактор роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал. Основной причиной сложившейся ситуации является действующая практика исчисления и взимания косвенных налогов, в наибольшей мере это относится к применению НДС. Решением проблемы отрицательного влияния косвенного налогообложения на инвестиции представляется изменение налогового законодательства в части стимулирования инвестиционной активности.

Вторая проблема – растущая из-за косвенного налогообложения инфляция. Учитывая тот факт, что НДС влияет на рост инфляции, необходимо снижение уровня налоговой нагрузки, оказываемой этим налогом. Целесообразно снизить основную (18%) и пониженную ставку НДС (10%), а также отменить ряд льгот по его уплате.

Третья проблема – проблема неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям. Возмещение НДС при экспорте осуществляется во избежание двойного налогообложения в целях обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров.

Четвертая проблема – повышение ставок акцизов – особенно остро скажется на одной из главных задач государства – сохранение здоровья нации. Решая ее, необходимо сначала привить населению «культуру питья», установив низкие ставки акциза на менее вредную продукцию, и лишь затем, постепенно повышать акциз на остальные виды подакцизных товаров.

Пятая проблема – рост акциза на бензин. Данный вопрос не должен решиться в положительную сторону. Повышение акцизов приведет к росту цен на нефтепродукты, что, в свою очередь, приведет к увеличению цен на весь объем потребляемых товаров, так как транспортная составляющая присутствует в цене в обязательном порядке.

Нам представляется, что больших изменений в косвенном налогообложении в России в условиях ограниченности финансовых ресурсов не предвидится. В перспективе предполагаются лишь некоторые уточнения в порядке подтверждения нулевой ставки НДС и продолжении работы, направленной на оптимизацию перечня документов, которые подтверждают ее обоснованность. В части акцизов проводится повышение их ставок, прежде всего, на социально-вредную продукцию. Данная мера будет способствовать реализации одной из основных задач государства, такой как сохранение здоровья нации. Однако, это создаст привлекательные условия для получения сверхприбыли через теневой сектор экономики.

В отличии от Российской Федерации большое количество развитых стран имеют более богатый опыт в использовании косвенного налогообложения, особо важную роль играет налог на добавленную стоимость и второе место занимают акцизы.

Изучая развитие косвенного налогообложения, можно выявить следующие изменения:

  • улучшение значимости налога на добавленную стоимость;

  • усовершенствование акцизного налогообложения.

Рассмотрим в отдельности налогообложение некоторых стран:

Франция – первая страна, использовавшая налог на добавленную стоимость. Система налогообложения в основном не изменилась. Усовершенствовалась только налоговая база, то есть налог на добавленную стоимость стал распространяться на розничную торговлю. В настоящее время используются: стандартная ставка – 18,6% и льготная ставка – 2,2% и 5,5%. Для лекарственных препаратов, используется ставка 2,2%, а для товаров первой необходимости 5,5%. Все доходы от 28 взимания акцизов поступают в бюджет страны. Среди поступлений сумма акцизов составляет 10%. Определяют четыре основных вида подакцизных товаров: ГСМ, алкоголь, нефтепродукты, дизельное топливо.

Германия. В данной стране налог на добавленную стоимость введен для достижения двух основных целей: пополнение доходной части бюджета и при вводе налога на добавленную стоимость выполняется условие для входа в Европейский союз. В настоящее время доходная часть бюджета от поступлений налога на добавленную стоимость составляет 28%. В Германии используются две основные ставки: стандартная ставка – 16% и льготная ставка – 7%.

Великобритания. В данной стране в качестве косвенного налогообложения используют: акцизы, налог на добавленную стоимость и гербовый сбор. Налог на добавленную стоимость взимается по ставке 17,5%. Ставки на подакцизные товары устанавливаются в зависимости от содержания и веса облагаемого товара.

Косвенные налоги в США используются в основном местными органами самоуправления. В федеральных поступлениях косвенные налоги не используются, так как считается, что это сдерживает экономическую эффективность государства. Так как основная доля платежей по акцизам ложится на конечного потребителя, они мало используются в Соединенных Штатах Америки.

Введение налога на добавленную стоимость в Японии, вызвано общественное недовольство, так как при использовании налога на добавленную стоимость, будет увеличиваться цена на товар.

Таким образом, косвенные налоги занимают значительное место в системе доходов федерального бюджета России и зарубежных стран, способствуя пополнению бюджета. Налог на добавленную стоимость занимает от 15 до 50% налоговых поступлений в бюджет РФ (во Франции – 80%), а акцизы занимают от 7 до 12% поступлений в бюджет РФ. Рассмотрев системы налогообложения в США и Японии, можно сделать вывод, что косвенное налогообложение малоэффективно и ведущую роль во всей системе занимают прямые налоги.

В 2016 году в России в области косвенного налогообложения наиболее актуальным стал вопрос ведения акцизов на вредные продукты. Список подакцизных товаров, по информации Министерства финансов РФ, будет немалым. В него войдут товары с высоким содержанием пальмового масла, напитки с большой долей сахара и спиртных эссенций. Объектами налогообложения могут стать молочные продукты, кондитерские изделия и газированные напитки.

В.В. Путин поддержал идею о введении акцизов на данные товары, поскольку считает, что это позволит не только возрасти бюджету России на 6-7%, но и появится возможность ограничить потребление не самых полезных для здоровья продуктов.

Действительно, введение акцизов – один из наиболее эффективных методов решения проблемы низкой наполняемости бюджета. Этот факт подтверждается опытом таких стран как Великобритания, Дания, Мексика. Однако введение акцизов на вредные товары имел противоречивый результат.

В Великобритании, предполагается, что за счет введения «сахарного налога» в казну будет поступать около 5 млрд. фунтов стерлингов каждый год.

Акциз на сладкие газированные напитки действовал в Дании с 1930 г. до 2013 г. Однако, вместо роста налоговых поступлений произошло увеличение ввоза подакцизной продукции из других стран, где такого налога не было, при резком падении внутреннего производства.

Оплата налога на газированные напитки, установленного в Мексике в 2014 г., легла на бедные слои населения. Они тратили на эти продукты в среднем 11,2% своих располагаемых доходов, а представители среднего и обеспеченного класса – 4,9% и 1% соответственно. В результате правительство страны отменило акциз на безалкогольные напитки в силу негативного воздействия на занятость населения, бюджетные поступления и потребителей.

Прогнозируется, что закон вызовет массу возмущений среди рядовых покупателей и производителей такой продукции. Многим людям будет тяжело избавиться от привычки есть вредные продукты. Производители обанкротятся и потеряют работу, увеличатся объемы нелегального производства продукции. Некоторые потребители предпочтут заменить отечественные товары на иностранные, что спровоцирует рост импортозамещения и еще сильнее произойдет обвал рынка.

Нам представляется возможным, при рассмотрении экономических последствий введения акцизов, что альтернатива может состоять в увеличении размера льготной ставки НДС по сахару на 2%, что дает значительно больший фискальный эффект и не требует введения нового объекта, а также соответствует концепции поощрения здорового питания. Так как аналоги на пальмовое масло отсутствуют в России, то акцизы только ухудшат ситуацию в производстве продуктов питания, где используется пальмовое масло. Шоколад, не стоит причислять к вредной продукции, так в нем содержится магний, который благотворно влияет на мозговую деятельность, шоколад полезен для сердца и сосудов, нормализирует давление, укрепляет костную ткань. Поэтому введение акцизов на шоколад является нерациональным шагом.

Просмотров работы: 501