ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками. В будущем можно прогнозировать сохранение зависимости динамики российского финансового рынка от движения цен на зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов.

Среди основных проблем финансовой системы в можно отметить, что посткризисное возобновление российской экономики в 2010 - 2015 гг. в том же качестве, что и в 2000-е гг., неизбежно воссоздаст сырьевую финансовую систему. Будет сформирована спекулятивная модель финансового рынка, основанная на «горячих деньгах» нерезидентов. Финансовая система России в 2010 - 2015 гг. неизбежно, в силу инерционности будет нести в себе многие докризисные черты.

Хотя основой выбора модели финансового рынка для России в 90-е годы прошлого века стала англо-саксонская модель, сверхконцентрированная структура собственности, огосударствленная природа российского капитализма, международная практика развивающихся рынков указывают на то, что в России должна существовать смешанная модель финансовой системы. Можно предположить, что в этом качестве она будет существовать в 2010 - 2015 гг. и в более отдаленной перспективе.

Так же можно отметить среди проблем финансовой системы РФ предкризисную формулу государственного регулирования финансового сектора, характеризующуюся отсутствием идеологии ребалансирования экономики; мягкой денежной политикой; суженной практикой рефинансирования банков через Банк России; приверженностью к закрепленному курсу рубля; отсутствием активного противодействия государства немонетарной инфляции; эксцессивному ссудному проценту; ростом фискальной нагрузки и др.

Финансовая система состоит из объективно обусловленных сфер - государственных финансов и финансов частных - финансов предприятий и организаций и финансов домашних хозяйств - поскольку в любом обществе есть субъекты, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Государственные финансы представляют собой ту часть финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют властные органы любого уровня (органы государственной власти и органы местного самоуправления) и которые формируют финансовые ресурсы для выполнения своих функций - экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др.

Другая сфера финансовой системы представлена финансами предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности. Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы и методы образования и использования доходов. Система государственных (публичных) финансов представлена звеньями: бюджетная система и государственные финансовые резервы. Другой важной сферой финансовой системы выступают финансы предприятий и организаций.

Многие экономисты именно эту сферу называют исходной сферой финансовой системы, так как именно здесь происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Продолжавшийся предыдущие 150 лет процесс выделения финансовой сферы в самостоятельную и самодостаточную область экономической деятельности, все больше отрывающуюся от реальной экономики, действующий подчас независимо от нее и лишь косвенно воздействующий на реальные экономические процессы, подошел к наивысшей точке. Объективно неизбежен процесс нового сближения денежно-финансовой сферы и реальной сферы экономики, тесного взаимопроникновения этих сфер, при этом государство будет активным участником этого процесса.

Одной из самых "молодых" сфер финансовой системы выступают финансы домашних хозяйств, которые играют значительную роль как при формировании государственных (публичных) финансов, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Причем к данному звену финансовой системы относятся все денежные потоки населения, а не только финансы индивидуальных предпринимателей. Некоторые ученые-экономисты включают в финансовую систему исключительно индивидуальных предпринимателей. Более того, усиление роли и места финансов домашних хозяйств - это тенденция последнего десятилетия и стратегия развития стран в дальнейшем. Существенное повышение доли финансов домашних хозяйств в финансовом потенциале страны - важнейшая задача ближайших 20 лет.

В развитых государствах с рыночной экономикой именно финансы домашних хозяйств - главный, ключевой финансовый ресурс, определяющий характер экономического развития в целом. Величина финансов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и характер развития экономики любой страны с рыночной экономикой.

Все представленные сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы предприятий и финансы домашних хозяйств взаимодействуют с государственными (публичными) финансами при уплате налоговых и иных платежей в бюджетную систему, при получении бюджетных средств и т.д. Внутри сферы финансов предприятий существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций. Внутри сферы "государственные финансы" возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Государственные финансы выполняют не просто функцию государственного обеспечения, но и реально являются производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т.д.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.

Можно сделать следующие выводы:

Финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями.

В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая. Благодаря развитию науки финансов государство стало подходить к формированию финансов более осмысленно.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Однако наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций. Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием - «финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

Более правильной и отвечающей современным реалиям трактовкой является определение финансовой системы, данное представителями Санкт-Петербургской экономической школы "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды"

The Russian financial system is part of the global Finance, repeating the fundamental trends associated with them. Russian financial market behaves like a single financial asset with other markets. In the future it is possible to predict the preservation of dependence of the dynamics of the Russian financial market from price movements in overseas markets and the behavior of global investors.

Among the main problems of the financial system as it can be noted that the post-crisis resumption of the Russian economy in 2010-2015 in the same as that in the 2000s, will inevitably recreate the raw financial system. Will be created a speculative model of the financial market based on "hot money" of non-residents. The financial system of Russia in 2010-2015 is inevitable, because inertia will carry a pre-crisis features.

Although the basis of the choice of the model of the financial market in Russia in 90-e years of the last century was the Anglo-Saxon model, sverhkontsentratsiya ownership structure, GOSUDARSTVENNAYA nature of Russian capitalism, the international practice in emerging markets indicate that in Russia should exist a mixed model of the financial system. We can assume that in this capacity, she will exist in 2010 - 2015 and in the longer term.

The same can be noted among the problems the Russian financial system pre-crisis formula of the state regulation of the financial sector, characterized by the absence of the ideology of re-balancing of the economy; monetary policy; constricted practice of refinancing of banks through the Bank of Russia; the commitment to a fixed exchange rate; the lack of active opposition to state non-monetary inflation; excessive lending rate; increasing fiscal burden, etc.

The financial system consists of objectively conditioned areas - public Finance and private Finance - the Finance of the enterprises and organizations of household finances - as in any society there are subjects that provide market goods and services, and any state need financial resources to carry out its functions.

Public finances represent that portion of the financial relations, which are directly involved authorities at all levels (public authorities and bodies of local self-government), and which form the financial resources to perform its functions - economic, social, political, to Finance the constitutional rights of citizens, etc.

Another area of the financial system presented by the Finance of enterprises, organizations and establishments of all forms of ownership. Each sphere of the financial system, in turn, also has structural elements and is divided into links. Each link of the financial system inherent in specific forms and methods of education and use of income. System state (public) Finance is represented by the links of the budget system and state financial reserves. Another important area of the financial system are Finance companies and organizations.

Many economists in that field called source financial system, as it is here is the formation of ' primary financial resource, and begin the process of distribution and redistribution of cost. Lasted for the past 150 years the process of allocating the financial sector in the independent area of economic activity, increasingly detached from the real economy, acting sometimes independently and only indirectly affect real economic processes, went to the highest point. Objectively inevitable process of a new convergence of the monetary and financial sphere and the real sphere of economy, of close interpenetration of these spheres, the state will be an active participant in this process.

One of the youngest areas of the financial system are the household finances, which play a significant role in shaping the state (public) Finance, and in the formation of effective demand in the country. And to this element of the financial system include all the cash flows of the population and not just the finances of individual entrepreneurs. Some economists include in the financial system solely individual entrepreneurs. Moreover, the strengthening of the role and place of Finance of households is the trend of the last decade and the development strategy of countries in the future. A significant increase in the share of household Finance in the financial potential of the country is the most important task the next 20 years.

In developed countries with a market economy it is the household finances is the key financial resource that defines the nature of economic development in General. The value of household finances and preferences of the population in their use of shape and character development of any economy with a market economy.

All presented areas and parts of the financial system are closely interlinked. Finance companies and Finance households interact with the state (public) Finance for the payment of tax and other payments to the budget system, upon receipt of budget funds, etc. Inside the sphere of Finance companies, there are relations when carrying out financial transactions. Within the sphere of "public Finance", there are various fiscal relations between levels of budgetary system and budgets. The public finances have not only the state but also actually are productive and effective element of the reproductive process, actively participating in the accumulation of fixed assets for the production of public goods in different forms (protection, defense, stabilization of finances, etc.), countries ' innovation capacity, intellectual resource etc.

The specificity of each sphere and level of the financial system determines not only the features in the composition and structure of financial resources, but also has an impact on the management of financial relations in different spheres and parts of the financial system.

We can draw the following conclusions:

Finances are both an economic and historical category, they occur together with the state and to change. The essence of Finance, the regularities of their evolution, scope and role in the process of social reproduction are determined by the nature of the state and its functions.

In world practice there are two theory of the origin of Finance: classical and neoclassical. Thanks to the development of the science of Finance, the state has become the approach to Finance in a more meaningful way.

Public finances represent a redistributive system of monetary relations, state-regulated, associated with the formation and use of centralized (public) money funds (income), necessary for the state to perform its functions.

However, public finances are the finances of organizations (enterprises) or Finance corporations. Both of these relatively independent spheres can be combined in one General concept - "Finance" in a broad sense, referring to a broader interpretation of their content than public Finance.

Better and more responsive to modern realities interpretation is the definition of the financial system, the representatives of St. Petersburg school of Economics "together various spheres of financial relations, which are formed and used various cash funds"

Просмотров работы: 1056