НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Бадаева Д.С. 1, Иванов А.В. 1
1РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время обеспечение кадровой политики, применение новейших методов организации труда и оценки его результатов перешло в разряд первоочередных задач стратегического развития каждого экономического субъекта. В решении этих задач центральное место отводится совершенствованию системы управления расчетов с персоналом и такими ее функциональным элементам, как бухгалтерский учет, экономический анализ, финансовая отчетность и контроль.

Растущая организационно-правовая самостоятельность экономических субъектов в проведении кадровой политики, выборе форм оплаты труда, построении мотивационных систем поощрения высокопроизводительного труда предполагает органичную связь с доступностью работников к информации в разрезе всего спектра социально-трудовых отношений. Совершенствованием методического обеспечения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля за расчетами по оплате труда достигается не только большая прозрачность, точность данных и полнота их отражения в соответствующих документах, но и информированность каждого работника в вопросах трудовой нагрузки и дисциплины, заработной платы, компенсационных выплат, содержания премиальных и других положений. Достижению таких качественных характеристик в российской практике бухгалтерского учета, контроля и отчетности способствует их поспешная трансформация в соответствии с принципами МСФО. Однако в процессе такой трансформации возникают как объективные, так и субъективные трудности. Особенно сложными являются вопросы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в силу социального характера этой сферы трудовых отношений, отсутствия специального национального учетного стандарта, регламентирующего данную область.

Четкое регулирование фонда оплаты труда, своевременный анализ и устранение возникающих негативных процессов позволяет максимально долго поддерживать эффективный, приносящий доход или другие выгоды уровень производства, что даст возможность отдалить последний этап жизненного цикла организации – спад.

На этапе спада самой актуальной будет проблема наиболее безболезненного сворачивания производства и ликвидации организации или ее переход на производство новых видов продукции. Ведущее место в контроле за оплатой труда будет занимать контроль за оформлением кадровых приказов – сплошной проверке следует подвергать приказы об увольнении, кадровых перемещениях, а также документы, регулирующие оплату труда.

В любом случае необходимо жестко контролировать законность и правильность оформления всех решений, касающихся работников – об увольнении, переводе на другую работу (которая может оказаться ниже оплачиваемой), сокращении штата, снижении уровня оплаты труда. Недостаточно качественное оформление документов может привести:

  • к наложению штрафов на организацию и ответственных лиц со стороны контролирующих органов, например, трудовой инспекции;

  • дополнительных расходов на оплату труда, например, оплате вынужденного прогула;

  • выплате работникам компенсации морального ущерба и прочим административным санкциям, вплоть до привлечения руководителей организации к уголовной ответственности.

В целях наиболее точного и объективного отражения информации об оплате труда в сельскохозяйственных организациях можно предложить выделение на счете 70 следующих субсчетов первого порядка:

  1. основные начисления;

  2. премии, с выделением субсчетов второго порядка:

  • текущие премии;

  • итоговые премии;

3) резервы вознаграждений работникам, с выделением субсчетов второго порядка:

  • резерв на оплату отпусков;

  • резерв на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя;

Организация бухгалтерского учета средне- и долгосрочных премий и резервов на счете 70 без выделения на отдельных субсчетах может исказить представление в отчетности сведений о задолженности предприятия по выплате заработной платы, а также явиться причиной претензий контролирующих органов по невыплате заработной платы.

Большое значение имеет совершенствование документооборота по учету заработной платы, в частности, сокращение количества первичных документов на основе автоматизации первичного учета и внедрения машиночитаемых документов вместо бумажных. Несвоевременная и неритмичная передача информации в организациях приводит к искажению текущих учетных данных и отчетной информации. Совершенствованию документооборота способствуют интеграция учета выполнения графиков производства с учетом выработки и заработной платы, внедрение систем учета выработки, ориентированных на оплату конечных результатов труда, и других форм внутрихозяйственных экономических отношений. Документирование бухгалтерских операций и ведение отдельных учетных регистров обуславливают необходимость рационализации учетных процессов. Она достигается посредством разработки и утверждения графика документооборота.

Эффективность графика документооборота может быть обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Например, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику позволит сократить период оборота денежных средств и соответственно уменьшить потребность в их количестве. График документооборота может предусматривать согласование деятельности структурных подразделений предприятия, участвующих в обработке первичной документации (например, табель учета рабочего времени может составляться в цехах или иных производственных подразделениях, обрабатываться в отделе кадров и, наконец, поступает в бухгалтерию для обработки, подшивки и хранения. Кроме того, график документооборота может устанавливать схему и сроки прохождения документов внутри бухгалтерии – по отдельным рабочим местам.

В графике документооборота должны быть отражены следующие элементы:

  • наименование документа

  • последовательные этапы его обработки

  • сроки обработки документа на каждом этапе

  • перечень должностных лиц, ответственных за организацию обработки документов и соблюдение сроков их обработки

  • сроки и порядок подготовки документов к архивному хранению, сдачи документов в архив.

График документооборота является элементом учетной политики организации, поэтому он должен утверждаться руководителем организации. Изменения в график документооборота могут вноситься не чаще одного раза в год – с начала нового календарного года.

Начиная с отчетности 2011 года, вступили в силу изменения в составлении баланса, согласно которым по коду (1520) "Кредиторская задолженность" организация должна отразить сведения о краткосрочной (срок погашения до 12 месяцев) кредиторской задолженности без учета статей, то есть возможность отследить по балансу изменения в задолженности по оплате труда перед персоналом отсутствует.

Относительно небольшой объем информации о сумме денежных средств, используемых на оплату труда, содержит отчет о движении денежных средств.

В части совершенствования информации о расчетах с персоналом по оплате труда рекомендуется ввести дополнительную форму годовой бухгалтерской отчетности – «Отчет об изменении заработной платы и трудовых ресурсов», содержащую следующие показатели:

-Фонд оплаты труда

В том числе:

  • по отраслям производства

  • по статьям затрат

  • по категориям работников

-Среднемесячная оплата труда

Уровень среднемесячной заработной платы является показателем уровня благосостояния населения. Для того чтобы уровнять заработную плату во всех отраслях экономики органами государственной власти осуществляется мониторинг среднемесячной заработной платы в разрезе отраслей, муниципалитетов и субъектов РФ.

-Среднесписочная численность работников

Она определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12

- Выплаты социального характера

- Кредиторская задолженность расчетов с персоналом по оплате труда

Там показывают начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда, то есть отражают кредитовое сальдо по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Вышеуказанные данные позволят своевременно принимать последовательные управленческие решения.

Просмотров работы: 1092