Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности;
в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [2, п. 3].
Элементами внутреннего контроля являются:
а) контрольная среда;
б) оценка рисков;
в) процедуры внутреннего контроля;
г) информация и коммуникация;
д) оценка внутреннего контроля [2, п. 5].
Основной целью контроля за бухгалтерским учетом расчетов с покупателями и заказчиками является соблюдение требований Закона «О бухгалтерском учете» и нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, и формирование достоверной информации о величине непогашенных обязательств данной группы контрагентов, о начисленных и погашенных обязательств покупателей и заказчиков[4].
Контроль за совершаемыми операциями с покупателями и заказчиками предполагает достижение также таких целей как:
эффективность процесса предоставления продукта покупателям, заказчикам;
рациональное использование финансовых ресурсов (что вытекает из первой цели и соответственно является ее подцелью);
сохранность финансовых ресурсов организации (что вытекает из первой цели и соответственно является ее подцелью);
соблюдение законов и нормативных актов (в том числе локальных), регламентирующих взаимоотношения с контрагентами[3].
Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение рисков хозяйственной деятельности, в том числе и рисков, оказывающих влияние на совершение операций с покупателями и заказчиками и на формирование информации об этих операциях.
В настоящее время контроль за операциями с покупателями и заказчиками осуществляют специалисты различных структурных подразделений организации: бухгалтерии, финансовой службы, службы внутреннего аудита, ревизионной комиссии и т.д.
Контрольные процедуры за операциями с покупателями и заказчиками:
Мониторинга рынка продукта. Данная процедура позволит координировать стратегию продаж, обеспечивая конкурентоспособность продукта и снижения финансовых рисков.
Организация тщательного контроля за выбором покупателей и заказчиков. Контроль за выбором покупателя может проводиться с помощью мониторинга его платежной репутации и анализа его платежеспособности.
Создание собственной базы «недисциплинированных» контрагентов.
Тщательный контрольформулировок условий договора. Для этого целесообразно создание специальной рабочей группы, включающей специалистов в области права, финансов, налогообложения и бухгалтерского учета. Согласование условий договора данной группой лиц позволит избежать финансовых и правовых рисков.
Контрольные процедуры своевременности исполнения договора и передачи предмета, удовлетворяющего условиям договора.
Последующий контроль за правильностью оформления документов.
Проверка соответствия информации, содержащейся в счете на оплату, условиям договора и сопоставлением с информацией о передаче продукта.
Система внутреннего контроля за операциями с покупателями и заказчиками включает формирование политики по управлению задолженностью, а также мониторинг дебиторской задолженности.
При формировании политики по управлению задолженностью необходимо:
регламентировать порядок предоставления отсрочек платежей, включающий процедуру санкционирования предоставления отсрочек платежей, расчет издержек за пользование льготным периодом и т.д.;
осуществлять увязку сроков погашения дебиторской задолженности со сроками погашения кредиторской задолженности;
регламентировать работу с контрагентами – неплательщиками, а именно, порядок проведения встреч, переговоров и т.д.;
оценивать затраты на применение специальных мер воздействия для взыскания дебиторской задолженности;
регламентация условий погашения обязательств и санкций за просрочку платежа;
регламентация специальных мер воздействия для взыскания дебиторской задолженности, например, обращение к уполномоченным органам с просьбой о взыскании долга с неплательщика факторинга.
При организации мониторинга дебиторской задолженности:
формируется реестр плательщиков, в котором указываются суммы обязательств, сроки платежа и т.д.;
проводится классификация плательщиков по частоте совершаемых сделок и срокам задолженности;
формируется реестр плательщиков с просроченной дебиторской задолженностью, в котором указываются суммы просроченных обязательств, длительность периода «просрочки» и т.д.;
рассчитывается размер потенциальной задолженности.
Осуществление контрольных процедур за расчетами с покупателями и заказчиками и их бухгалтерским учетом позволит сформировать информационную базу для составления бухгалтерской отчетности с учетом рисков предпринимательства и частично минимизировать их.
Литература
1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Рекомендации Минфина РФ: ПЗ - 11/2013 «Организация и осуществление внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности».
3. Карзаева Н.Н. Система внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности. // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. - № 10, c. 65.
4.Карзаева Н.Н.Организация системы внутреннего контроля за расчетами с покупателями и заказчиками.//Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. - № 6.
5. http://www.cio.com/ (Serving Chief Information Officers, Stephanie Overby, ABC: An Introduction to Outsourcing, CIO.com, 2007 г.).