ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Дёмин П.В. 1
1Российский государственный университет правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экстремизм (экстремистская деятельность), как высоко общественно опасное и резонансное явление, служит объектом особого внимания и общественности, и широкого круга специалистов.

Понятие экстремизма в теории и, как в следствии, на практике остаётся в должной мере неразработанным и неоднозначным в оценках и признаках противоправности.

Шанхайская конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» выработала такое понятие: «… экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований или участие в них, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством». В этом определении прослеживаются признаки и терроризма, и экстремизма, но фиксированного определения экстремизма нет.

Трактовка экстремизма отражена в Уголовном кодексе Российской Федерации. Примечание 2 к статье 282.1 УК РФ гласит: «Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом "е" части первой статьи 63 настоящего Кодекса».

Преступления экстремистской направленности по изложенному основанию выделяются полно только по тем преступлениям, уголовные дела о которых расследованы, рассмотрены судом. Иначе нельзя судить о мотивах деяний, выделять преступления экстремистской направленности.

Профессор А.И. Долгова обоснованно указывает на тот факт, что в действующем российском законодательстве крайне противоречиво решается вопрос о том, что такое экстремизм и какие именно преступления следует считать экстремистскими.

К сожалению, в последнее время эта неоднозначность в законодательстве часто применяется правоохранительными органами в целях оправдания своих действий, связанных с применением оружия и специальных средств, а также проведения комплекса технических мероприятий, так или иначе ведущих к нарушению прав человека на территории Российской Федерации.

Ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности введена в редакции Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года. Ранее Закон предусматривал уголовную ответственность за «публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации». Введением ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, законодатель расширил сферу ответственности, поскольку насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и призывы к нему, выступают одной из составных частей экстремизма.

Понятие экстремистской деятельности, а точнее структура её проявлений, также даётся в Федеральном законе №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», принятом Государственной Думой 27 июля 2002 года (в редакции Федеральных законов от 27 июля 2006 года, 10 мая 2007 года, 24 июля 2007 года, 29 апреля 2008 года, 25 декабря 2012 года, 02 июля 2013 года, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 года, 08 марта, 23 ноября 2015 года):

1) Экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);

  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых, по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

4) Символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» отражён принципиально иной подход, нежели в Уголовном кодексе Российской Федерации. В вышеуказанном законе «О противодействии экстремистской деятельности» преступления по мотивам ненависти – только один из видов экстремистской деятельности. Причём понятие «экстремистская деятельность» не формулируется, а даётся через перечень очень разных по своим характеристикам деяний. Возникает вопрос: почему всё то многое и разнообразное, что перечислено в пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», подведено под единое определение «экстремистская деятельность», причём без учёта терминологии Организации Объединённых Наций (ООН), других международных правовых документов, а также Уголовного кодекса Российской Федерации. Это является не самым удачным использованием понятий. На практике это влечёт самое широкое и зачастую произвольное оперирование понятием «экстремизм», создаёт трудности в правоприменении. При этом затушёвывается специфика различных перечисляемых деяний, посягающих на разные объекты, совершаемых с разной мотивацией, имеющих различные характеристики субъективной и объективной сторон.

Понятия экстремистской деятельности, изложенные в Федеральном законе №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» неоднозначны, что позволяет властям любое иное оппозиционное мнение рассматривать как проявление экстремизма, несмотря на то, что Верховный суд дал разъяснения в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 года №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

Хочу заметить, что часть 1 статьи 1 настоящего Закона, указывая на идентичность понятий «экстремистская деятельность» и «экстремизм», не даётся понятие данных дефиниций, а раскрывает действия, входящие в данные категории. Между тем, ни в законодательстве, в том числе и международном, ни среди учёных нет единого определения данной категории. Как верно отметил Валерий Выжутович в своей статье «Экстремизм – понятие не растяжимое», опубликованной в «Российской газете» в выпуске №5511 (135): «… нужно, наконец, договориться, что такое экстремизм. В чётком определении этого понятия равно заинтересованы и государство, и политические партии, и отдельные граждане, и общество в целом».

В пункте 1 части 1 комментируемой статьи законодатель в первую очередь относит к экстремистской деятельности «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации». Насильственное изменение основ конституционного строя означает деятельность, направленную на принудительное изменение норм, регламентирующих конституционный строй России de facto или de jure.

При этом, необходимо принимать во внимание предусмотренные Конституцией права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, а также право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Кроме того, считаю, что необходимо разумно подходить к категории «насильственное изменение».

Для экстремистского поведения характерны: духовная ущербность и антиинтеллектуализм. Они апеллируют к предрассудкам. Среди психологических факторов следует указать реализацию инфантильных сценариев достижения целей, а также отсутствие в обществе единых моральных норм.

Нельзя отождествлять экстремистские преступления в трактовке Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и «преступления экстремистской направленности» в трактовке примечания 2 к статье 282.1 УК РФ. Существующая правовая основа реагирования на экстремизм нуждается в систематизации и более глубоком её научном исследовании, прежде всего, хорошо бы для начала дать максимально недвусмысленное определение экстремистской деятельности, чтобы широкое толкование этого понятия нельзя было использовать против законопослушных граждан.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Долгова А.И. Экстремизм и терроризм, террористические и иные экстремистские преступления: понятие, анализ, динамика // Экстремизм и другие криминальные явления, Москва, 2008 год, стр. 21;

  2. Дьяков С.В. Преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. 2-е изд, испр. и доп. – Санкт-Петербург, 2012 год, стр. 64-68;

  3. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.

Просмотров работы: 905