Данная статья посвящена исследованию важной проблемы повышения эффективности финансово-правового регулирования охраны окружающей среды. Актуальность темы обусловлена следующими характеристиками.
Процесс становления и развития рыночных отношений влечет радикальные изменения системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, связанные с применением, главным образом, экономических методов регулирования. Сегодня финансово-правовой механизм регулирования охраны окружающей среды не выполняет своего основного предназначения - не способствует оптимизации экономических, экологических интересов и решению экологических проблем в стране.
Складывающийся в России финансово-правовой механизм регуляции охраны окружающей природной среды пока разрознен, состоит из отдельных структурных единиц. Для успешного функционирования данного механизма необходима соответствующая эффективная нормативно-правовая база, регулирующая вопросы платности за загрязнение окружающей среды, а также вопросы управления и контроля. Одной из конкретных форм реализации регулятивной функции рассматриваемого механизма являются налоги.
Экономический механизм охраны природы и окружающей человека среды включает целый ряд инструментов воздействия на материальные интересы предприятий и отдельных работников. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия занимают одно из ведущих мест.
К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся, прежде всего:
планирование природопользования и охраны окружающей среды;
финансирование охраны окружающей среды;
платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
экологическое страхование;
налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.
Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего, он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер. Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.
В конечном счете, задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.
Библиографический список
Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005 г.
Бобылев С.Н. , Хаджаев А.Ш. Экономика природопользования. М.: 2005 г.
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды) Учебник.-М.:Юристъ, 2005г. – 308с.
Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования, 2000 г.
Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2002 – с.128.
Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования. М.: 2007 г.
Макаров С.В., Иванова Т.А., Александрова Е.В. Оценка эффективности деятельности предприятий в области экологического управления и менеджмента // Экология и промышленность России. – 1998г.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды"