Независимо от формы существования государственный долг имеет свободный характер. Примером отклонения от произвольного характера может послужить подписка на государственный облигации в послевоенные годы в СССР, эта подписка осуществлялась принудительном порядке , так как собранные деньги предназначались для сбора денег на восстановление народного хозяйства разрушенного в ходе Великой Отечественной Войны.
Государство используют кредит для решения многих проблем :
1)Управление макроэкономическими и микроэкономическими процессами;
2)Влияние на социальную и денежно-кредитную политику;
3)Отбор финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов;
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Повышение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом России понимаются её долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом,образующим государственный бюджет .
Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства России в рамках государственного кредита могут существовать в следующих формах :
1)Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с иностранными государствами, кредитными организациями , международными организациями в пользу данных кредиторов;
2)Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
3)Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
4)Договоры и соглашения заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
В Российской Федерации и ее субъектах продолжительность погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет
Одним из ориентаций финансовой политики государства является управление государственным кредитом. Комплекс действий государства по контролю за государственным кредитом включает :
1)Обслуживание и погашение государственного долга;
2)Выпуск и размещение новых облигационных займов:
3)Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
4)Регулирование рынка государственного кредита;
5)Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов и Центральный банк.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в 2-х частях). М.: Приор, 2010 .
2. Финансы, денежное обращение и кредит. //Учебник под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ, 2008.
3. Финансы, денежное обращение и кредит // Учебник под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской;. – М.: Юрайт, 2008.
4. Финансы // Под ред. Грязновой А. Г. - М.: Юрайт, 2007.
5. Центральный Банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год.