ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Чуприна А.Н. 1
1ФГБОУ ФО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие "финансы" зачастую отождествляют с деньгами. Однако, это не одно и тоже.

Рассмотрим этот вопрос через призму истории развития данной категории. Термин Finansia возник в XIII-ХV веках в торговых городах Италии. И сначала означал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов; во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений; один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогами, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, созданием соответствующего фискального аппарата.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений.

Финансы - это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения всегда финансовые отношения. Истории формирования финансовых отношений в России посвящена моя работа. Рассматривая историю развития финансовых отношений, мы узнаем характеристику основным этапам финансов, стараемся не совершать ошибок прошлого и изучить историю финансов. Финансовая система Руси стала складываться с IХ века. Основным источником дохода княжеской казны была дань. В древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками доходов были торговые сборы. Они существенно возросли за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель. Крупные финансовые преобразования в России связаны с именем Петра I. В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребности казны, а в не связи с реальным экономическим положением страны.

В царствование Елизаветы Петровны "русские" финансы находились в сравнительно хорошем положении, а русская монета никогда не была столь полноценна, как именно в это царствование. Дворянский банк мог выдавать кредиты под залог не только золота, серебра, драгоценных камней, но и сел с крепостными крестьянами. Банк давал ссуды в размере до 10 тыс. руб. на срок до 3 лет. В 1757 году срок был увеличен еще на год, а в 1761 до 8 лет.

Вначале ХХ века до первой мировой войны, финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 год доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы - 3302 млн. руб. Однако, мировая война, революция, гражданская война губительно сказалась на экономике включая финансы.

Таким образом, финансовые отношения в России формировались очень сложно. В основном, оно повторяло путь развития мировых финансовых отношений, но со значительным отставанием. В царской России русская монета имела в мире большую ценность. Большой шаг в развитии финансов сделал Петр I. По большому счету, он перешел с экстенсивного развития финансов к интенсивному. И все же история финансов пропитана множеством суровых, а иногда ненужных, налогов, которые тяжелым бременем ложились на русское население. В СССР развитие финансов начинает значительно отставать от мирового. Идет централизация финансов и всего экономического аппарата. В итоге, к распаду СССР было полностью развалены все финансовые звенья – государственные, отраслевые, региональные.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

В последние годы в условиях создания Российского государства произошли принципиальные изменения. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский (федеральный) бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре 1991 года, когда было принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих Целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет. Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. В 1997 г. на обслуживание государственного долга было выделено почти 78 трлн руб. бюджетных средств. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату Российской Федерации. Такова финансовая система России.

Просмотров работы: 1790