СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ И ДЕТЕЙ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 15-17 ЛЕТ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ И ДЕТЕЙ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 15-17 ЛЕТ

Емельянов И.А. 1
1Волгоградская государственная академия физической культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Закономерности физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма.

Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.

Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Дело в том, что период от 13 до 17 лет характеризуется бурным развитием физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта.

В тоже время интенсивные нейро-эндокрийные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может, однако, как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов.

В данной работе рассматривается развитие физических качеств детей 15-17 лет в условиях школьных уроков физической культуры и при специализированных занятиях гребным спортом. Целью данной работы является сравнение физических качеств спортсменов гребцов на байдарках и каноэ и школьников, не занимающихся спортом 15-17 лет между собой.

Глава 1. Обзор литературы 1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 15-19 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18.

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 15 лет разница составляет 8-10 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений. (Аникина Т.А., Ермолаев Ю.А.).

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 15 лет движения становятся более пластичными.

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает и время простой двигательной реакции. Максимальная, произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек, а с 13-14 лет частота движений у девочек превышает этот показатель у мальчиков. Наконец максимальная частота движений в заданном ритме также увеличивается в 7-9 лет.

До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причем способность воспроизводить амплитуду движений до 40о-50о максимально увеличивается в 7-10 лет и после 12 практически не изменяется, а точность воспроизведения малых угловых смещений (до 10-15) увеличивается до 13-14 лет. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-16летних спортсменов. Точность движений в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста.

В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет.

Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 13-14летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков – с 13 -14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам (Герасимова Л.Н.).

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков. (Смирнов К.М., Гандельсман А.Б.).

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечников.

Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.

Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ.

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта.

С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

В 15-16летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом полового созревания подростков.

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами ограничена.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК – с 1385 мл/мин у 8летних, до 3150 мл/мин у 17летних.

При анализе величин относительного МПК, у школьников и школьниц, наблюдаются существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у школьниц очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как известно, не является потребителем кислорода. Применение гидростатического взвешивания и последующие работы подтвердили, что процентное содержание жира в организме школьниц растет и к 16-17 годам достигает 28-29%, а у школьников наоборот, постепенно снижается.

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл.

В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.

1.2.Особенности физического развития при занятиях спортом

Особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют немаловажное значение для правильного решения многих вопросов педагогической практики.

В результате исследований врачей, физиологов и педагогов накоплено большое количество данных, характеризующих возрастные особенности организма детей, подростков и юношей при занятиях физической культурой и спортом.

Полученные данные важны при решении педагогических проблем физического воспитания школьников, поскольку на базе представлений о закономерностях возрастного развития организма и влияния, оказываемого на него физическими упражнениями, должны решаться принципиальные вопросы организации и методики занятий.

Специальное воздействие физических упражнений на организм человека с целью развития определенных качеств должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. Чаще всего воздействие с целью активного влияния на развитие тех или иных качеств должно совпадать с периодом, когда в организме развиваются те его стороны, от которых зависит данное качество.

Формирование двигательной функции человека тесно связано со становлением высшей нервной деятельности, формированием нервно-мышечного аппарата и его функций, развитием внутренних органов и процессов обмена веществ. Неравномерность морфологического и функционального развития отдельных органов и систем лежит в основе особенности их взаимосвязи на разных этапах онтогенеза (Головина Л.Л.).

Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Индивидуальное развитие организма происходит гетерохронно, т.е. различные органы и системы формируются в различные сроки. В отдельные периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может усилиться.

В условиях современной цивилизации, в условиях снижения естественной двигательной активности наиболее эффективным, целенаправленным воздействием на организм следует считать систематические занятия физическими упражнениями.

Спортивная тренировка обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. По мере повышения тренированности организма соответственно возрастает мышечная работоспособность. Юные спортсмены, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом, обладают большей работоспособностью, выносливостью. При этом, чем старше возраст юных спортсменов и чем выше квалификация, тем больше различия между спортсменами и не занимающимися спортом. Особенно большие различия в работоспособности, между занимающимися и не занимающимися спортом, наблюдаются у девочек.

Вместе с ростом работоспособности у юных спортсменов увеличивается способность к максимальному потреблению кислорода. Под влиянием систематических занятий спортом аэробная производительность повышается, особенно у девочек занимающихся спортом. Возможно это связано с тем, что у юных спортсменок старшеклассниц наблюдается снижение относительного содержание жира до 14%.

В результате анализа экспериментальных данных удалось выявить у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом следующие закономерности:

  1. более высокие показатели функциональных параметров у мальчиков, чем у девочек

  2. более значительные различия между мальчиками и девочками в 15 лет

В Волгограде были обследованы учащиеся в возрасте 15-16 лет часть из которых занималась различными видами спорта в детских спортивных школах и имела спортивные разряды от 1 юношеского до 1 взрослого. Исследования проводились как при напряжённой мышечной работе, так и при дозированной работе.

У юных спортсменов девятых классов были зарегистрированы более значительные величины МПК по сравнению с остальными школьниками. У учащихся общеобразовательных и математических школ, не занимающихся, спортом величины МПК были примерно одинаковыми, а у учащихся художественных и музыкальных школ оказались самые низкие величины МПК.

Систематические занятия спортом значительно повышают аэробную производительность у юных спортсменов. На аэробную производительность также оказывает влияние характер выполняемых упражнений. У юных спортсменов занимающихся циклическими видами спорта МПК выше, чем у представителей ациклических видов спорта.

Интересные данные получены в динамике возрастных изменений суммарной силы измеряемых групп мышц, которые характеризуются неравномерностью подъёма. Так с 14 до 15 лет наблюдалось замедление темпов роста силы у подростков занимающихся и не занимающихся спортом. Подобное замедление темпов роста силы обусловлено гормональными перестройками в организме подростков.

Отмеченное с 15 до 16 лет вторичное повышение силы можно объяснить, вероятно, завершением пубертатного периода, когда все органы и системы человека достигают высокого уровня совершенствования.

Гребля, как вид спортивной деятельности, предъявляет целый ряд требований к проявлению различных двигательных способностей. Занятия греблей развивают силовые, скоростные, координационные способности, а также выносливость.

Для эффективного преодоления дистанции гребцу требуется высокоразвитая специфическая сила мышц туловища и верхних конечностей(35,13).

Исследования В.К. Кузнецова показали, что в 16-17 лет темпы роста показателей специальной силы снижаются. С этого момента характер возрастных закономерностей развития специальной силы у школьников, не занимающихся спортом, и у школьников-спортсменов становиться качественно одинаковыми. Различия наблюдаются в темпах роста, которые значительно выше у юных спортсменов (21).

Абсолютные показатели и темпы роста специальной силы у 17-18 летних юношей не занимающихся спортом, и у юных спортсменов существенно отличаются – у первых они ниже. Так, у не занимающихся спортом при одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при попеременном отталкивании руками – на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой – на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13-14 до 17-18 лет наблюдается резкий скачок, в развитии показатели мощности отталкивания. У лиц, не занимающихся спортом, в этот период темпы её прироста не значительны.

Данные возрастных закономерностей развития специальных силовых показателей у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, необходимо учитывать при планировании средств и методов их воспитания в процессе учебно-тренировочных занятий.

Становление отдельных физических качеств, а также параметров, характеризующих физическое развитие юных гребцов 10-16 лет, происходит гетерохронно. По мнению авторов, наибольший темп развития мышечной силы наблюдается в возрасте от 13-14 до 16-17 лет. В последующем темпы роста силы снижаются. Наибольшие изменения скоростных и скоростно-силовых качеств отмечено в возрасте 11-14 лет. Показатели быстроты увеличиваются на 15%, а прыгучесть на 24%. С 14 до 16 лет данные показатели изменяются незначительно (28,29).

В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов всё большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки. В методологии моделирования применительно к системе подготовки юных спортсменов особое значение приобретает учёт особенности возрастной динамики развития физических качеств.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи и методы исследования

Целью данной работы является сравнительный анализ развития физических качеств спортсменов гребцов на байдарках и каноэ и школьников, не занимающихся спортом 15-17 лет.

Для этого поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературные источники по данной теме

  2. подготовить исследуемую группу, состоящую из гребцов и школьников 15-17 лет

  3. подобрать тесты для исследования развития физических качеств у гребцов и школьников

  4. провести тестирование

Используются следующие методы:

  • теоретический анализ литературных источников

  • метод контрольного упражнения

  • метод обработки полученных данных

2.2. Организация исследования

На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме. Затем проводилось педагогическое тестирование с участием двух исследуемых групп:

1 группа – 9 человек гребцов на байдарках и каноэ (СК “Волга”)

2 группа – 26 человек школьников, не занимающихся спортом (школа № 49)

Возраст исследуемых групп 15-17 лет. Для определения физических качеств были отобраны следующие упражнения:

  1. бег 30 метров (с высокого старта)

  2. челночный бег 3 х 10 метров

  3. прыжки в длину с места

  4. 6-минутный бег (м)

  5. наклон вперёд из положения сидя (см)

  6. подтягивания на перекладине (девочки на низкой)

Данные упражнения позволили выявить физические способности, такие как: скорость, координация, скоростно-силовые качества, сила, выносливость и гибкость.

Глава 3. Обработка результатов исследования и их обсуждение

После проведения исследования были получены данные, которые приведены в Таблицах.

Полученные результаты:

 

Рисунок №1

 

  • Скорость (бег 30 метров)

У

гребцы

школьники не занимающиеся спортом

школьников результат скорости ухудшился, средний результат в 2006 году был 5,3 с, а в 2008 году – 5,5 с. У гребцов средний результат улучшился и стал равен 4,1 с (в 2006 году – 4,2 с). На графике (Рисунок №1) прослеживается улучшение скорости у школьников, не занимающихся спортом в 2007 году, а в 2008 году значительное ухудшение. У гребцов скорость незначительно повысилась. По данным школьной программы (Таблица №1) результат школьников находиться на среднем уровне, а результат гребцов превышает высокий уровень физической подготовленности. Группы по развитию скорости существенно отличаются друг от друга.

 

  • К

    Рисунок №2

    оординация (челночный бег)

     

У

гребцы

школьники не занимающиеся спортом

школьников и у гребцов за два года улучшилась. В среднем у школьников на 0,1 с, а у гребцов на 0,2 с. На графике (Рисунок №2) видно незначительное улучшение координации у школьников и стабилизация у гребцов. По данным литературных источников развитие координации завершается в основном до 15 лет, что и видно на графике. Уровень развития координации у школьников средний, а у гребцов превышает высокий уровень. Группы по развитию координации существенно отличаются друг от друга.

 

 

Рисунок №3

 

  • Выносливость (6-минутный бег)

Т акже развивается у школьников и у гребцов. У школьников средний результат улучшился на 8 метров, у гребцов на 9 метров. На графике (Рисунок №3) видно значительное увеличение среднего результата школьников в 2007 году. Затем небольшое снижение в 2008 году. У гребцов равномерный рост результатов. В возрасте 15-17 лет выносливость продолжает развиваться. У школьников средний уровень развития выносливости, а у гребцов превышает высокий уровень. Группы по развитию выносливости существенно отличаются друг от друга.

  • Г

    Рисунок №4

    ибкость (наклон вперёд из положения сидя)

     

И

гребцы

школьники не занимающиеся спортом

у школьников, и у гребцов результаты не изменились. По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдаются до 13-14 лет. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников. Степень развития гибкости и у школьников, и у гребцов находятся на среднем уровне. Результаты не существенно отличаются друг от друга.

 

  • С

    Рисунок №5

    коростно-силовые качества (прыжок в длину с места)

     

У

гребцы

школьники не занимающиеся спортом

школьников и у гребцов результаты улучшились. У школьников средний результат в 2006 году был 192 см, а 2008 году – 193 см. А у гребцов был 213 см, а в 2008 году средний результат стал 216 см. На графике (Рисунок №5) прослеживается равномерный рост среднего результата у гребцов. У школьников значительный прирост результата в 2007 году, а в 2008 году небольшое снижение. Скоростно-силовые качества продолжают развиваться и у школьников, и у гребцов. У школьников средний уровень развития скоростно-силовых качеств, у гребцов – превышает средний уровень. Группы по развитию скоростно-силовых качеств отличаются друг от друга.

 

  • С

    Рисунок №6

    ила (подтягивание на перекладине)

     

Т

гребцы

школьники не занимающиеся спортом

акже развивается и у школьников, и у гребцов. У школьников средний результат в 2006 году был равен 10, а в 2008 – 11 раз. У гребцов в 2006 году средний результат 18 раз, в 2008 году – 21 раз. По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников. На графике (Рисунок №6) прослеживается равномерный прирост силы и у школьников и у гребцов. Уровень развития силы у школьников средний, у гребцов превышает средний уровень. Результаты существенно отличаются друг от друга.

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно, К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжает развиваться скорость. И в большей степени развиваются сила, скоростно-силовые качества и выносливость.

Выводы

Изучение имеющейся литературы по исследуемой проблеме и обобщение полученных данных позволяют сделать следующие выводы: развитие физических качеств гребцов на байдарках и каноэ и школьников, не занимающихся спортом, 15-17 лет существенно отличаются друг от друга.

Полученные данные показали, что результаты гребцов на байдарках и каноэ превышают средний статистический уровень физической подготовленности, кроме показателей гибкости (средний уровень), а результаты школьников, не занимающихся спортом, находятся на среднем уровне.

Полученные результаты подтверждают данные литературных источников о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжает развиваться скорость и в большей степени – сила, скоростно-силовые качества и выносливость.

Начиная с 15-17 лет для детей доступны занятия большинством видов спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки позволяет в этом возрасте достигнуть весьма высоких спортивных результатов.

Литература
  1. Аникина Т.А., Ковтун Л.Г. и др. «Избранные главы по возрастной физиологии», Казань,1992. 92 с.

  2. Больсевич В.К. «Физическая активность человека» М., ФиС, 1984.

140 с.

  1. Больсевич, Запорожанов «Возрастное развитие физических качеств человека» М., ФиС, 1986. 72 с.

  2. Букреев и др. «Возрастные особенности циклических движений детей и подростков» // Специальная подготовка спортсменов. – Л.: ЛНИИФК, 1985. – с. 76-95.

  3. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. «Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств», М., ФиС, 1991. – 235 с.

  4. Геселевич В. А. Медицинский справочник тренера. М.; ФиС, 1976

197 с.

  1. Годик М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. –М.; ФиС, 1988. – 191 с.

  2. Головина Л.Л. «Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников»// Теория и практика ФК. – 1983. –№4. –с. 23.

  3. Гонестова «Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта», Журнал «Теория и практика физического воспитания». – 1986. – №8 . – с. 31

  4. Гребля на байдарках и каноэ./ Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М.; 1982. – с.124

  5. Дворкин, Медведев «Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств»: Сб. научных трудов ЛНИИФК. – Л., 1985. – 201 с.

  6. Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности.

Методическое пособие, М-1993

  1. Емчук И. Ф. «Гребной спорт», Москва, ФиС, 1976

  2. Ермолаев Ю.А. «Возрастная физиология», М., ФиС, 1985. 245 с.

  3. Жмарев Н. В. Тренировка гребцов. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.;

ФиС, 1981. – с. 67-72.

  1. Захаров Е. Н. И др. Энциклопедия физической подготовки. – М.;

Лептос, 1994. – 368 с.

  1. Зимкин Н.В. «Физиология человека»

  2. Корнилов Ю. П. Основы физической подготовки гребцов на

байдарках и каноэ. ВГАФК, 2000. – 33 с.

  1. Коц Я. М. Основные физиологические принципы тренировки: Уч

пособие – М.; ГЦОЛИФК, 1986. – 36 с.

  1. Коц Я. М. Физиология выносливости: Уч. пособие – М.: ГЦОЛИФК,

1985. – 65 с.

  1. Кузнецов «Возрастные особенности развития специальных силовых

качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18

лет», Журнал «Теория и практика физического воспитания», №3,

1979.

  1. Лаптев А.П. «Возрастные особенности организма», Журнал

«Физическая культура и спорт», №8, 1984

  1. Лях В. И. «Тесты в ФВ школьников» Москва, изд. АСТ, 1998. 272 с.

  2. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры», Москва, ФиС, 1991, 543 с.

  3. Менхин Ю. В. Физическая подготовка спортсмена (методологические

основы): Уч. пособие. – Малаховка: МГАФК, 1997. – 84 с.

  1. Мотылянская Р.Е. «Спорт и возраст», М., ФиС, 1956. – 287 с.

  2. Неминущий Г. П. Певзнер Ю. Д. «Физиологическая адаптация юных

гребцов», монография, Ростов-на-Дону, Издательство РГПУ, 1995

  1. Неминущий Г. П. «Возрастные особенности развития физических

качеств у юных гребцов» // Актуальные проблемы физической

культуры. Материалы региональной конференции. Т. 6: Проблемы

высшего спортивного мастерства. Ч.2. Ростов-на-Дону, 1995

  1. «Основы управления подготовкой юных спортсменов», под ред.

Набатниковой М.Я. М., Просвещение, 1989. – 198 с.

  1. Семкин А.А. «Возрастные особенности развития организма в связи с

занятием спортом», Минск, 1969. 65 с.

  1. Тесты в спортивной практике. М.; ФиС, 1968. – 287 с.

  2. Филин В. П., Субботина К. П., Набачкова П. И., Горшков В. С. Об

уровне развития выносливости у юных спортсменов/ Новое в

методике воспитания физических качеств у юных спортсменов.

– М.; 1969. – с. 19-31

  1. Харре Дитрих «Учение о тренировке», Москва, ФиС, 1971

  2. Чупрун А. К. «Гребной спорт» Москва, ФиС,1987

  3. Чупрун А. К., Шубин Ю. К. Планирование тренировочных нагрузок

в процессе многолетней подготовки юных гребцов на байдарках и

каноэ: Уч. пособие – Волгоград: ВГИФК, 1985. – 71 с.

36. Чусов Ю. Н. Физиология человека. М., Просвещение, 1981. – 267 с.

Приложения

Таблица 1. Уровень физической подготовленности девушек и юношей

16-17 лет

(школьная программа)

п/п

Физические

способности

Контрольные

упражнения

возр.

юноши

девушки

низк.

ср.

выс.

низк.

ср.

выс.

1

Скоростные

Бег 30 метров (с)

16

17

5,2

5,1

5,1-4,8

5,0-4,7

4,4

4,3

6,1

6,1

5,9-5,3

5,9-5,3

4,8

4,8

2

Координационные

Челночный бег 3х10 метров (с)

16

17

8,2

8,1

8,0-7,6

7,9-7,5

7,3

7,2

9,7

9,6

9,3-8,7

9,3-8,7

8,4

8,4

3

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места (см)

16

17

180

190

195-210

205-220

230

240

160

160

170-190

170-190

210

210

4

Выносливость

6-минутный бег (м)

16

17

1100

1100

1300-1400

1300-1400

1500

1500

900

900

1050-1200

1050-1200

1300

1300

5

Гибкость

Наклон вперёд из положения сидя (см)

16

17

5

5

9-12

9-12

15

15

7

7

12-14

12-14

20

20

6

Силовые

Подтягивание на перекладине

16

17

4

5

8-9

9-10

11

12

6

6

13-15

13-15

18

18

Таблица 2. Уровень физической подготовленности

школьников 15 лет (2006 год)

п/п

Ф. И.

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

1

Алексеев И.

4,0

7,0

240

1600

10

10

2

Балуева О.

6,1

9,7

165

900

7

10

3

Гаврилов Д.

5,0

8,1

200

1100

10

11

4

Гориневских П.

3,9

7,2

201

1600

13

8

5

Жарикова Н.

5,6

9,6

170

1000

14

8

6

Зотова К.

6,2

9,7

173

1100

16

7

7

Зотова А.

5,7

9,3

162

1150

13

11

8

Иванова Р.

5,7

8,6

175

1200

15

3

9

Карпухина И.

6,1

9,2

171

1250

5

5

10

Левина О.

6,3

9,4

190

1200

7

10

11

Леонова Л

5,9

9,1

192

1050

11

11

12

Мамаева К.

5,2

8,7

203

1300

12

5

13

Маравин Д.

4,1

6,8

242

1500

12

9

14

Москова Н.

5,6

8,9

205

1400

10

4

15

Михайлов А.

6,0

9,6

180

800

13

13

16

Орлова Д.

6,6

9,4

165

1200

10

5

17

Огарева Т.

5,8

8,6

170

1200

11

9

18

Соколов И.

5,2

8,1

155

1300

10

7

19

Скворцов В.

4,0

8,0

208

1700

15

15

20

Сокорина М.

6,2

9,3

200

1100

11

13

21

Ухватов А.

5,8

8,5

185

1100

8

18

22

Харина Д.

5,7

8,7

165

1150

5

10

23

Шадрина А.

5,7

8,9

166

1100

9

10

24

Карнаков Л.

4,1

7,9

212

1600

10

16

25

Титов П.

4,0

7,0

250

1600

13

18

26

Евдокимов Е.

3,5

6,9

248

1650

11

15

Таблица 3. Уровень физической подготовленности

школьников 16 лет (2007 год)

п/п

Ф. И.

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

1

Алексеев И.

3,9

6,8

240

1700

10

10

2

Балуева О.

6,0

9,6

166

900

8

10

3

Гаврилов Д.

5,0

8,0

200

1100

10

11

4

Гориневских П.

3,9

7,3

202

1700

12

9

5

Жарикова Н.

5,4

9,7

172

1100

13

9

6

Зотова К.

6,5

9,7

176

1100

16

7

7

Зотова А.

5,7

9,2

169

1100

13

12

8

Иванова Р.

5,6

8,5

175

1200

15

5

9

Карпухина И.

6,0

9,0

170

1300

5

7

10

Левина О.

6,3

9,3

190

1300

8

12

11

Леонова Л

5,8

8,9

193

1200

10

12

12

Мамаева К.

5,0

8,5

203

1400

12

6

13

Маравин Д.

4,0

6,6

245

1500

12

12

14

Москова Н.

6,1

9,5

182

900

15

14

15

Михайлов А.

5,5

8,7

205

1400

10

10

16

Орлова Д.

6,7

9,5

170

1250

8

7

17

Огарева Т.

5,8

8,7

172

1200

11

10

18

Соколов И.

5,0

8,0

160

1400

10

10

19

Скворцов В.

4,2

8,0

208

1700

15

15

20

Сокорина М.

6,2

9,4

200

1100

13

13

21

Ухватов А.

5,8

8,4

186

1150

8

18

22

Харина Д.

5,6

8,6

168

1100

7

10

23

Шадрина А.

5,8

8,8

167

1200

8

10

24

Карнаков Л.

4,0

7,8

210

1600

8

16

25

Титов П.

4,0

7,0

255

1600

13

18

26

Евдокимов Е.

3,5

6,8

250

1650

11

15

Таблица 4. Уровень физической подготовленности

школьников 17 лет (2008 год)

п/п

Ф. И.

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

1

Алексеев И.

4,0

6,7

240

1700

10

10

2

Балуева О.

6,0

9,7

167

900

8

10

3

Гаврилов Д.

5,0

8,0

200

1100

10

11

4

Гориневских П.

3,8

7,3

202

1700

12

9

5

Жарикова Н.

5,4

9,7

172

1150

13

9

6

Зотова К.

6,4

9,7

175

1100

13

7

7

Зотова А.

5,6

9,2

169

1100

13

13

8

Иванова Р.

5,6

8,5

175

1200

15

5

9

Карпухина И.

6,0

9,0

170

1300

5

7

10

Левина О.

6,3

9,3

190

1100

8

12

11

Леонова Л.

5,8

8,8

190

1150

10

12

12

Мамаева К.

5,2

8,3

204

1300

12

6

13

Маравин Д.

4,0

6,6

240

1400

12

12

14

Москова Н.

6,1

9,5

182

900

15

14

15

Михайлов А.

5,5

8,7

205

1300

10

10

16

Орлова Д.

6,7

9,3

170

1300

5

4

17

Огарева Т.

5,8

8,8

173

1200

11

9

18

Соколов И.

5,0

8,2

161

1400

10

8

19

Скворцов В.

4,2

8,0

205

1550

15

15

20

Сокорина М.

6,2

9,3

200

1000

13

11

21

Ухватов А.

5,8

8,5

187

1200

8

15

22

Харина Д

5,6

8,6

168

1150

7

10

23

Шадрина А.

5,8

8,8

165

1150

8

8

24

Карнаков Л.

4,0

7,9

210

1500

8

15

25

Титов П.

4,0

7,0

250

1600

13

18

26

Евдокимов Е.

3,4

6,8

250

1600

11

15

Таблица 5. Уровень физической подготовленности

гребцов 15 лет (2006 год)

п/п

Ф. И.

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

1

Епифанов А.

3,56

6,8

235

1900

13

20

2

Зырянов И.

4,42

7,6

210

1700

15

25

3

Проскурякова А.

4,30

7,8

195

1600

12

18

4

Семенов А.

4,12

7,4

225

1750

12

12

5

Полевой В.

4,21

7,5

220

1750

13

15

6

Николаев Д.

4,56

8,4

193

1500

11

20

7

Пашутинская Е.

4,8

8,02

198

1600

15

18

8

Кориневский И.

4,31

7,8

208

1750

17

25

9

Приказчиков А.

3,83

7,0

238

1850

10

10

Таблица 6. Уровень физической подготовленности

гребцов 16 лет (2007 год)

п/п

Ф. И.

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

1

Епифанов А.

3,41

6,5

236

1900

13

20

2

Зырянов И.

4,35

7,4

210

1700

15

30

3

Проскурякова А.

4,20

7,8

195

1650

12

18

4

Семенов А.

4,11

7,2

225

1750

15

14

5

Полевой В.

4,01

7,2

225

1750

13

16

6

Николаев Д.

4,56

8,4

194

1500

11

20

7

Пашутинская Е.

4,73

8,0

198

1600

15

20

8

Кориневский И.

4,22

7,4

210

1750

17

35

9

Приказчиков А.

3,8

7,0

238

1850

10

15

Таблица 7. Уровень физической подготовленности

гребцов 17 лет (2008 год)

п/п

Ф. И.

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

1

Епифанов А.

3,41

6,4

235

1900

13

20

2

Зырянов И.

4,38

7,5

210

1700

15

30

3

Проскурякова А.

4,20

7,9

195

1650

12

15

4

Семенов А.

4,11

7,2

225

1700

15

15

5

Полевой В.

4,01

7,2

230

1800

13

16

6

Николаев Д.

4,56

8,4

195

1500

11

20

7

Пашутинская Е.

4,73

8,0

198

1650

15

20

8

Кориневский И.

4,23

7,2

220

1700

17

35

9

Приказчиков А.

3,8

7,0

238

1800

10

15

Таблица 8. Средние результаты уровня физической подготовленности гребцов на байдарках и каноэ и школьников, не занимающихся спортом

2006 год

 

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

гребцы

4,2

7,5

213

1711

13

18

школьники

5,3

8,5

192

1263

10

10

2007 год

 

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

гребцы

4,2

7,3

214

1717

13

21

школьники

5,2

8,5

194

1301

10

11

2008 год

 

Бег

30 м

Челночный бег

Прыжки в длину

6’ бег

Наклон вперёд из положения сидя

Подтягивания

гребцы

4,1

7,3

216

1720

13

21

школьники

5,5

8,4

193

1271

10

11

Просмотров работы: 683