ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ АРОМАКОМПОЗИЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ АРОМАКОМПОЗИЦИЙ

Пантелеева У.А. 1
1Волгоградская Государственная Академия Физической Культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.Проблема регуляции психоэмоционального напряжения человека является весьма актуальной в современной психофизиологии (Е.А.Умрюхин, Г.Н.Легостаев, 1995; К.В.Судаков, 1996).

В условиях современного спорта высших достижений она приобретает ещё более важное значение. Значительная напряжённость профессиональной деятельности спортсмена определяет более частое обращение к различным средствам оптимизации психоэмоционального состояния.

По утверждениям Е.А.Умрюхина и соавт (1996), C.Hassed (1996), наиболее естественной и целостной формой коррекции состояния психоэмоционального напряжения, является релаксация. Релаксация устанавливает новые отношения между напряжением и расслаблением в организме (E. Kriegel et.al., 1984).

Известно много средств достижения состояния релаксации. Это и традиционные (сауна, музыка) и нетрадиционные (аутогенная тренировка, медитация, прогрессивная мышечная релаксация). Среди нетрадиционных средств воздействия пристальное внимание уделяется методикам, которым присущи такие черты, как безопасность действия и невысокие финансовые затраты. Но среди всего многообразия методов и средств нормализации психоэмоционального напряжения практически неисследованным является использование аромавоздействий, хотя теоретические основания для утверждения о возможной эффективности такого рода влияний, имеются (данные о роли «обонятельного мозга « в организации эмоций – П.В. Симонов 1998 1994 и др.).

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс пловцов, направленный на совершенствование их психологической готовности к соревновательной деятельности методом направленной релаксации с помощью аромакомпозиций.

Предмет исследования. Факторы, способствующие улучшению показателей психоэмоциональной сферы при направленной релаксации обусловленной применением аромакомпозиций направленного действия.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что направленная релаксация, обусловленная использованием ароматерапевтических композиций направленного действия («Спокойствие» и «Вдохновение») позволит оптимизировать психоэмоциональное состояние пловцов в соревновательный период

Научная новизна и теоретическая значимость. В изученной нами литературе мы не встретили работ, в которых изучалось бы применение аромакомпозиций для регуляции психоэмоциональных состояний, что и определяет новизну данного исследования.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследований могут быть использованы тренерами команд различного уровня начиная с ДЮСШ УОР и заканчивая командами мастеров, а также спортсменами других специализаций для профилактики и снятия излишнего физического и эмоционального напряжения.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
  1.  
    1. Роль эмоционального стресса и психического напряжения

в жизнедеятельности человека

Основоположником учения о стрессе, как известно, является канадский ученый Г.Селье (40) в 1936 году он опубликовал в журнале Nature знаменитую статью «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». В ней приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных акцентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, т.е. о состоянии неспецифического напряжения в живом организме, вызванном любым повреждающим фактором или стрессором, как его назвал Г.Селье.

Основное внимание Г.Селье и его последователи уделили биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса, как физической реакции организма, в частности реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. Селье назвал стресс общим адаптационным синдромом. Общим – потому, что при его возникновении изменяется общее состояние организма; адаптационным – потому, что он помогает организму приспосабливаться к вредному действию стресса; синдром – потому, что наблюдаемые при этом явления взаимосвязаны и представляют один комплекс.

Однако советские ученые отметили существенные недоработки и недостатки концепции Г.Селье, его школы. Основная ошибка заключалась в том, что механизмы неспецифического приспособления он сводил к изменениям уровней адаптивных гормонов в крови. Ведущая и решающая роль в регуляции процесса приспособления организма принадлежит нервной системе.

После разграничения физиологического и психического понимания стресса, американским ученым Р.Лазарусом (25), термин стресс стали обозначать состояние человека, возникающее в организме под действием различных психических и эмоционально значимых для индивидуума раздражителей.

В современной же формулировке стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него (9,37,38,46,51,52).

Возникновение стрессов в наше время тесно связано с образом жизни современного человека (18,49,57). Снижение уровня ежедневных физических нагрузок (гиподинамия), дефицит времени, чрезмерные информационные нагрузки, эмоциональное напряжение, природные катаклизмы, социальные потрясения, этические и военные конфликты, негативные эмоции: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, мстительность. Систематическое проявление этих аморальных черт равносильно приему не смертельных доз яда. Все это является причинами стрессов.

Стрессы – вечная проблема, важный фактор в жизни и эволюции животного мира и человечества. В исследованиях Ч.Дарвина большое внимание уделено разнообразным эмоциям и аффектам, многие из которых, по современным представлениям, несомненно являются типичными стрессами (3). Сильные эмоции и аффекты Ч.Дарвин рассматривал как интегральные реакции, включающие психические, поведенческие, моторные и сердечно-сосудистые проявления единого целостного процесса.

К стрессорным реакциям следует отнести те состояния, которые в классических трудах И.П.Павлова и его школы были квалифицированы как перенапряжения нервных процессов возбуждения и торможения. Столкновение и конфликт этих процессов, заканчивающихся нарушениями функционального состояния головного мозга с возникновением неврозов и соматических заболеваний (13,21,22,43).

А.Д.Сперанским было установлено, что чрезвычайные по силе раздражители гипоталамо-гипофизарной области головного мозга, ветвей тройничного и многих других нервов, вызывают однотипный генерализированный дистрофический процесс, в основе которого лежат нервные механизмы (13).

Стресс рассматривается как генерализированная реакция напряжения, которая возникает в связи с действиями факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации механизмов адаптации в диапазонах, значительно выходящих за границы повседневных колебаний.

Г.Селье ввел понятие о двух видах стрессов – хорошем (эустрессе), мобилизирующим организм для приспособления к новым условиям и плохом (дистрессе), отрицательно воздействующем на здоровье и вызывающем перенапряжение психики (23,44,56).

При умеренном нервно-психическом напряжении (эустрессе) все сдвиги в организме не оставляют неприятных последствий психологического и физического дискомфорта. Все быстро приходит в норму. При чрезмерном и особенно длительном нервно-психическом напряжении в организме усиливаются процессы возбуждения в нервной системе, что часто приводит к патологии, снижается уровень функциональной активности головного мозга, надежность его работы, истощается выброс адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечника, снижается активность и надежность работы мозга. Все это вызывает возникновение нарушения кровообращения, терморегуляции, энергообеспечения организма. Появляются условия (дистресс) для: развития неврозов, бессонницы, гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни желудка (10,16).

Ряд исследователей (54) обратили внимание на то, что при стрессе происходит увеличение в плазме крови гормона роста и кортизола.

Чаще всего, дистресс возникает у людей, имеющих невысокий уровень навыков работы и профессионального опыта, недостаточную психологическую тренированность, низкую адаптацию к сложным условиям труда, слабую волю, отсутствие интереса у данному роду деятельности (часты реакции паники по типу неорганизованной хаотической деятельности, либо с полным отказом от нее, растерянностью и отрицательными эмоциями) (14,19,27,41).

Разумеется, если эти явления развиваются у людей, имеющих низкий уровень функционального состояния, отклонение в состоянии здоровья, низкую физическую работоспособность, то все проявления дистресса усугубляются порой многократно, а последствия могут быть роковыми (инсульты, инфаркт, язвы желудка, развитие раковых заболеваний, падение иммунитета и др.).

Чтобы стресс не разрушал нашу жизнь и здоровье, нужно нейтрализовать его вредные последствия – путем диет, занятий спортом, физическими упражнениями, активным отдыхом (29,34,39).

Часто при стрессах, пытаясь их снять, потребляют большое количество чая и кофе, которые скорее усиливают чувство тревоги и беспокойства, чем снимает их. Некоторые люди в стрессовых ситуациях прибегают за помощью к сигаретам и алкоголю, однако тем самым они крадут у организма ценные питательные вещества, и хотя на короткое время алкоголь может дать ощущение покоя и благополучия, в долгосрочной перспективе он приводит к депрессии к дальнейшему предупреждению здоровья и самочувствия. Таким образом, правильный отдых, сбалансированное питание, свежий воздух и регулярные занятия физическими упражнениями, способны продлить жизнь, улучшить настроение и помочь в борьбе со стрессами (20,47).

Формы стресса.

Социальный стресс – социально-экономические условия существования, социальные конфликты, угроза войны и столкновение, угроза безработицы и др. (Bone,1950; Linderman,1960).

Психический стресс – напряженность повседневной жизни, информационный поток, ответственность за жизни людей и принимаемые решения, дефицит времени, обилие раздражителей всех модальностей (Wolff, 1960; Tillich,1950)

Физиологический стресс – боль, страх, болезни (U.Cannon, 1932; H.Selje,1951). Все эти формы могут не только совмещаться, но и усиливать друг друга.

Близкие к стрессу состояния:

Тревожность – психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности.

Фрустрация – психическое состояние внутреннего напряжения, досада, раздражительность.

Дискомфорт – состояние рассогласования физиологических и психологических функций.

Напряженность может быть моторная, психическая, эмоциональная. Фрустрация и напряженность – доминирует психологический аспект.

Считается, что в развитых странах две трети всех заболеваний возникает именно из-за стресса. Американцы, которые любое явление привыкли оценивать в денежных единицах, утверждают, что стресс ежегодно обходится им в круглую сумму, равную 300 млрд. долларов (сюда входят и расходы на лечение больных и производственные убытки, обусловленные болезнями). Немцы также подсчитали свои потери. Получилось 60 млр марок. Впечатляющие цифры.

Известно, что подобными подсчетами в России никто не занимался. Но есть другой, не менее выразительный показатель: по оценке специалистов, примерно 30% населения находятся в состоянии депрессии. А депрессия чаще всего напрямую связана с психологическими перегрузками, со стрессом.

В последнее время, наибольшее внимание уделяется влиянию психологических факторов, ибо их значение в нашем быстроменяющемся мире сильно возросло. Исследования, проведенные с использованием новейших методов и приборов, позволили лучше понять механизм стрессовой реакции. Что же происходит в организме человека, переживающего опасную или неприятную ситуацию?

Стрессовую реакцию «включает» та часть головного мозга, которая называется гипоталамусом. Отсюда поступает сигнал в свисающий от гипоталамуса на тонкой ножке в нижний мозговой придаток – гипофиз, который начинает вырабатывать гормон АКТГ. Вместе с кровью АКТГ поступает в надпочечники, стимулируя производство адреналина. Под влиянием адреналина происходит моментальная мобилизация всех ресурсов организма: увеличивается потребление кислорода органами и тканями, в кровь вбрасываются дополнительные порции сахара, чтобы обеспечить питание мышц, расширяются кровеносные сосуды, активизируются красные кровяные тельца (эритроциты). Одновременно подавляются те виды деятельности организма, которые в данный момент представляются несущественными, например пищеварение. И только когда опасность минует, образующийся вместе с адреналином гормон кортизол поступает в мозг и «включает» стрессовый механизм. Однако такого «включения» не происходит, если возбудитель стресса действует продолжительное время или несколько таких возбудителей, сменяя друг друга, не оставляют времени для разрядки. Постепенно снижается порог раздражительности, начинают выводить из себя мелочи, на которые раньше человек не обращал внимания (2,5,24,58).

Подводя итог, можно сказать, что стресс играет положительную роль в жизни человека, позволяя в короткие промежутки времени мобилизовать все силы на борьбу с опасностями, трудностями (7,8).

Стресс позволяет обнаружить черты, свойства человека, которые в спокойной обстановке вообще не проявляются (4,6). Пользу приносят кратковременные, отрицательные эмоции. Они помогают преодолевать трудности, достигать цели и таким образом улучшают самочувствие и настроение человека. Но только тогда, когда человек способен справиться с эмоциональным напряжением в течение нескольких минут. Это основное условие эмоционального выживания и физического здоровья. Острый и хронический стрессы – опасны для здоровья и даже для жизни. Их следует избегать и предвосхищать, не допуская перенапряжения исходного состояния.

  1.  
    1. Эмоции в спорте

Изучение психического стресса в спортивной деятельности, по существу, началось в нашей стране, еще в предвоенные и первые послевоенные годы (62), когда были найдены и описаны различные формы предстартового состояния спортсменов и выявлено их влияние на поведение, и деятельность спортсмена в условиях соревнований.

Любые определения спортивной деятельности, как профессиональной, так и любительской, в той или иной мере включают в себя представление об эмоциях и эмоциональном напряжении. По своей сути, спортивная деятельность не может быть лишена эмоций, они являются достаточно важным компонентом спорта по целому ряду причин. Одной из наиболее существенных является то, что мобилизация всех сил организма, вызванная эмоциями, приводит к достижению максимального результата. В считанные секунды учащается кровоток, разогреваются мышцы, организм спортсмена готовится к старту. Пробуждаются скрытые силы организма, остаются позади трудности, которые в спокойной обстановке были непреодолимы. Кроме того, успех сопровождается выраженными положительными эмоциями (неуспех – отрицательными) (15,62).

Ряд авторов (25,26) подчеркивают, что эффективность деятельности спортсмена, связана как с высоким уровнем развития выносливости, координации движений, так и адекватностью эмоциональных состояний.

Целенаправленная деятельность спортсмена сопровождается, как правило, эмоциональным стрессом различной выраженности, особенно в спорте высших достижений, который немыслим без максимальных по объему и интенсивности нагрузок, без напряженной спортивной борьбы, острого соперничества, постоянных переживаний успеха неудач, т.е. всего того, что составляет понятие «стресс» (64).

Согласно утверждению В.Гошека (12), основные причины стресса в спорте следует также искать «в эпизодической блокировке основных нужд организма в процессе деятельности». К самым сильным стрессорам относятся, например, чувство недостатка кислорода. Другой важной причиной стресса в спорте является состояние усталости, которое следует преодолевать с помощью волевых усилий. Стрессогенные воздействия также оказывают однообразные состояния, которые своей монотонностью вызывают сенсорную депривацию и возникают, прежде всего, на тренировках. Немаловажной причиной возникновения стресса является непрофессиональные действия со стороны тренера. Юные спортсмены в массе своей натуры любопытные и творческие. И если эти качества гасятся далеким от педагогики учителем физической культуры или спортивным тренером, который постоянно кричит, злится, не находит времени, чтобы проявить хотя бы чуточку внимания к воспитанникам, у ребят развивается страх, появляются невростенические реакции. Многие юные спортсмены мечтают о спортивной карьере, о блестящих успехах, о вершинах спорта. А когда выясняется, что их надежды не реальны, возникает стресс. Стресс неудач и рухнувших надежд у неподготовленных подростков может быть особенно устойчивым (48,59).

Как известно, любая напряженная деятельность, особенно связанная с занятиями спортом, приводит в действие механизмы стрессовой реакции, включающей механизмы адаптации (30,31,32,42) Таким образом, стресс есть естественный и необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает в результате взаимодействия мотивов деятельности, с одной стороны, и условий и средств деятельности, с другой.

Функциональное значение системы напряжений состоит в том, чтобы оказывать мобилизующее, усиливающее влияние на состав деятельности (33,36,60). Условия тренировки требуют доведения этого напряжения до пределов индивидуальной нормы спортсмена. Именно достижения индивидуального предельного напряжения являются сущностью соревнования.

Все волевые усилия спортсмена направлены на сознательное игнорирование естественных сигналов организма, которые предупреждают его о приближении к предельным возможностям организма.

В.Н.Мясищев (35) в своих исследованиях указал на существование зависимости между эмоциональным возбуждением и результатом деятельности. Так, увеличение эмоционального возбуждения до какого-то определенного уровня позитивно влияет на результаты деятельности, а еще большее увеличение возбуждения – негативно.

Общее мнение специалистов (51,54) сводится к тому, что умеренный стресс положительно влияет на мышечно-двигательные ощущения и восприятия движений, повышая чувствительность двигательного аппарата, а стресс высокого уровня притупляет ее.

Б.А.Вяткин (9), в продолжение этой темы, отмечает, что каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стрессовый порог, т.е. только определенная доля стресса, определенный его уровень является оптимальным и позволяет спортсмену показывать наилучший результат. Спортивная деятельность подразумевает постоянное балансирование на грани, отделяющей оптимальное состояние функций от расстройства, вызванного перенапряжением (12).

Поэтому в спорте, важное значение имеют вопросы напряжения, приспособления и перенапряжения (61).

Независимо от того, какая система преимущественно подвергается нагрузке, приспособление обеспечивается общими интегральными системами. В этом смысле психическая устойчивость в спорте – это способность психики к сопротивлению стрессогенным воздействиям спортивной деятельности, и, как следствие, этой высокой устойчивости – возможность осознанного управления психоэмоциональным состоянием (1,17,53).

  1.  
    1.  
      1. Психологический стресс у пловцов на соревнованиях

Любая соревновательная деятельность, в том числе в спортивном плавании, сопровождается значительным напряжением. В его основе лежит преодоление объективного физиологического стрессора – физического напряжения, т.е. выполнение соревновательного заплыва с требуемым напряжением физических усилий и энергетических ресурсов. Своеобразным фоном этих усилий является психическое напряжение в соревновательной деятельности. Таким образом, в соревнованиях пловцу необходимо выдерживать не только напряжение, связанное с реальным стрессором (преодоление дистанции за счет физического напряжения), но и психическое. Последний компонент выступает в соревнованиях, как правило, на первый план.

Возникновение состояния стресса зависит от разнообразных причин: от уровня подготовленности и известности соперников, степени новизны предстоящего состязания, от настроя спортсмена со стороны тренера, прогноза борьбы в предстоящем заплыве, от организации разминки и ожидания предстоящего старта и др.

Наивысший пик психической напряженности наблюдается перед началом разминки. В процессе ее выполнения в воде и во время соревновательного заплыва, происходит известная разрядка психической напряженности. Это обусловлено тем, что сама специализированная деятельность снимает психическое напряжение в результате ликвидации фактора ожидания. В период разминки пловцы сосредотачивают свое внимание на следующем: «на разминке» мышечно-двигательного аппарата, «открытии» дыхания, воспроизведение специализированного ощущения – «чувства воды», «чувства старта», «чувство поворота», «чувство времени» при проплывании дозированных участков и т.д. Иными словами, в процессе разминки осуществляется активная приспособительная деятельность пловца, направленная на подготовку всех систем организма к предстоящей соревновательной деятельности (14).

После окончания разминки фактор ожидания выступает в качестве доминирующего стрессора. Анализ напряженности пловцов в период ожидания старта, в процессе заплыва и после его окончания позволил установить (12), что большинство спортсменов перед заплывом и при его выполнении ориентированы только на физиологические параметры напряженности: «перетерпеть усталость, как только она наступит», «выложиться в полной мере», «отдать все силы», «только бы хватило выносливости» и т.п.. После заплыва психическое возбуждение у них ниже, чем до старта, но эти спортсмены находятся в подавленном состоянии, показанный в заплыве результат, в большинстве случаев, не удовлетворяет спортсменов, так как оказывается ниже, чем прогнозировался.

Лишь у незначительной части пловцов состояние напряженности в этих ситуациях деятельности протекает при доминировании психологического компонента. Пред заплывом они имеют следующие установки: «бороться с соперником от начала и до последних метров дистанции», «буду бороться за первое место», «запас максимальных сил безграничен». Перед стартом они активно возбуждаются от сознания предстоящей борьбы на дистанции. После заплыва уровень психического возбуждения у них остается в тех же пределах, что и перед стартом, или превышает его. Содержание субъективного отчета у них после заплыва следующее: «возбуждение от прошедшей борьбы еще не прекратилось», «могу проплыть еще раз так же, так как силы остались еще неизрасходованными» и т.д.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что у тех спортсменов, которые в процессе соревнований ориентируются на «терпимость» к усталости и другим параметрам физической напряженности, создается стойкий стереотип соревновательного состояния, доминантой которого является физиологический компонент напряженности. Пловец, как бы заранее ждет и готовится к «встрече» с тем стрессором, который затем немедленно наступает в процессе заплыва. Тем самым у него закрепляется условный рефлекс психических реакций к подобного рода напряженности. Иначе говоря, у этих пловцов психический компонент стресса затормаживается и выступает в роли защитного механизма, информируя мозг о подготовке организма к предельной степени стресса. У пловцов, с преобладанием ориентации на соревновательную борьбу в процессе деятельности происходит известная нивелировка физиологического стрессора. Поэтому для них значительно снижается степень сложности его преодоления в процессе заплыва.

1.3. Аромакомпозиции

Эфирными маслами называют смеси летучих, душистых веществ. Свойство вырабатывать эфирные масла есть не у всех растений, в наибольшей степени они вырабатываются эфиромасличными растениями. Количество эфирных масел в растениях колеблется в широких пределах - от тысячных долей процентов до 25%. На накопление эфирных масел оказывают влияние различные факторы: климат, свет, почва, фаза развития растений, возраст и т.д. Накапливаются эфирные масла в растениях в различных образованиях: волосках, железках, вместилищах, канальцах, смоляных ходах.

Обычно они носят название того растения, из которого получены. Микрокапельки эфирных масел хранятся в мешочках или железках растений. В зависимости от вида растений, эфирные масла получают из цветов, листьев, стеблей, корней, плодов или семян, а иногда и из всего растения.

Эфирные масла - прозрачные или слегка окрашенные жидкости, имеющие характерный запах. В отличие от растительных масел (оливкового, кукурузного, соевого), эфирные масла не жирные. Обладают свойством летучести, не оставляют жировых пятен на бумаге, практически нерастворимы в воде, окисляются под действием света и кислорода. Температура кипения эфирных масел 160 - 240 Со. Они состоят из сложных смесей органических химических веществ (кислоты, сложные эфиры, алкоголи, альдегиды, кетоны, терпены и фенолы). Количество различных органических и неорганических веществ, входящих в состав эфирных масел варьируется от 120 до 500.

Эфирные масла обладают гармонизирующим воздействием на все функциональные системы организма. С помощью эфирных масел можно противостоять различным инфекциям - легочным, печеночным, кишечным, мочевых путей, маточным, носоглоточным, кожным. Ароматерапия дает такие результаты, которые невозможно получить никакими другими современными средствами Экстремальные условия, помимо своего физического воздействия на ткани и системы, могут вызывать отрицательную психологическую реакцию. При эмоциональном стрессе у человека возникают неоправданно большие сдвиги в ряде функциональных систем организма, что является, по-видимому, одной из основных причин ряда сосудистых катастроф. Существует много средств профилактики психоэмоциональных напряжений, но достаточно часто желательно использование мягких, физиологически адекватных способов воздействия. В таких случаях целесообразно использовать эфирные масла. Область применениям эфирных масел - адаптогенов обширна. Перспективно их использование в лечебной практике для сокращения адаптационного периода у больных, приезжающих из различных климатических зон и временных поясов. При экстремальных условиях труда эфирные масла используются для повышения работоспособности, улучшения памяти, повышения внимания, точности выполнения задания.

Вдыхание эфирных масел, оказывает на организм человека значительное физиологическое воздействие. Это может изменять силу мышц, ритм дыхания и пульс, кровяное и внутричерепное давление, влиять на зрение, психоэмоциональное состояние человека.

Термин "ароматерапия" был создан в 1928 году французским химиком Гаттефоссе (Gattefosse), работавшим в семейном парфюмерном бизнесе. Он занимался исследованием эфирных масел и обнаружил, что многие ароматические масла действуют более эффективно, чем их синтетические заменители или изолированные активные ингредиенты. Другой французский врач и ученый, Жан Валнет (Valnet), использовал ароматические масла как часть программы, которую он успешно применял для лечения специфических физических и психических заболеваний. Так, началось развитие современной ароматерапии сначала во Франции, затем в Англии, а теперь во всем мире.

В некоторой степени слово "ароматерапия" может ввести в заблуждение, поскольку оно предполагает лечение исключительно через обоняние и эмоции. Но это не так. Помимо запаха, каждое ароматное масло состоит из комбинации определенных веществ, определенным образом взаимодействующих с химическими элементами организма, которые в свою очередь влияют на определенные органы или системы в целом. Давно известное из психологии и физиологии, воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека, соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел. Ароматерапия - это идеально чистый, полностью натуральный метод успокоения или устранения многих недугов. Все формы процедур - массаж, ванны, ингаляции - основаны на введении в организм человека высококачественных, чистых, не содержащих химических носителей или добавок эфирных масел, полученных без использования вредного для человека технического, электрического, радиационного оборудования.

Существует 2 механизма воздействия запахов:

- ассоциативный, основанный на запоминании взаимосвязи запахов с привычными представлениями. Для большинства людей, стимулирующие запахи дают яркие, приятные, теплые ассоциации, возбуждающие НС. Успокаивающие обонятельные ассоциации, как правило, вызывают растения, характеризующиеся прохладным, светлым, мягким, влажным, нежным ароматом. Еще в начале ХХ века было установлено, что приятные запахи повышают динамометрическую силу мышц, а неприятные снижают ее.

- рефлекторный, связан с развитием специфичных для каждого ароматического растения обонятельных рефлексов. В этом случае, запах должен подходить как ключ к замку.

Стимулирующие запахи являются внешними раздражителями, повышающими уровень нервно-психической напряженности, поэтому в условиях гиподинамии они способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону.

Эфирные масла оказывают непосредственное и разнообразное действие на ЦНС. При этом выявлено 4 типа реакций:

1. Постоянное улучшение концентрации внимания и работоспособности.

2. Достижение максимально этих показателей через некоторый период с последующим снижением до уровня, превышающего исходный.

3. Максимальное улучшение показателей сразу после воздействия эфирных масел с последующим снижением.

4. Снижение показателей концентрации внимания и работоспособности под воздействием эфирных масел.

Композиции эфирных масел, выпускаемых компанией Мирра, являются эффективным и мощным средством воздействия на различные состояния и функции организма человека. Компания «Мирра» производит следующие ароматические композиции:

Арома 1 (Спокойствие).

Способствует снятию нервного напряжения, улучшению настроения, облегчению засыпания, сохранению душевного спокойствия при стрессах, улучшению мозгового кровообращения и уменьшению головных болей. Не рекомендуется применение до и во время работы:

а) связанной с операторской деятельностью;

б) водителей и т.п.

Арома 2 (Силуэт).

Способствует улучшению кровообращения, микроциркуляции, тонуса сосудов, уменьшению воспаления сосудов, снятию отеков на ногах. Рекомендуется при комплексной профилактике варикозов, при точечном массаже для снятия общей усталости ног, для снятия головных болей.

Арома 3 (Комфорт).

Оказывает противовоспалительное действие, уменьшает остроту аллергических проявлений, используется для точечного массажа для профилактики и лечения простудных заболеваний, аллергического насморка, а также для снятия усталости.

Арома 4 (Защита).

Способствует повышению иммунитета, устраняет нервное и физическое переутомление. Прекрасное средство профилактики простудных заболеваний. Рекомендуется при проведении точечного массажа в целях профилактики и лечения простудных заболеваний.

Арома 5 (Фемина).

Улучшает физическое и эмоциональное состояние женщин, предупреждает преждевременное увядание, способствует гармонизации эндокринной системы, улучшает состояние кожных покровов. Рекомендуется использовать при проведении точечного массажа для снятия усталости и коррекции сексуальных отношений.

Арома 6 (Вдохновение).

Способствует концентрации внимания, повышению умственной активности, снижению усталости глаз у водителей автомашин и при работе с компьютером, улучшению общего самочувствия. Рекомендуется использовать для снятия усталости, похмельного синдрома, при головной боли. Не использовать непосредственно перед выходом на солнце, т.к. эфирные масла бергамота и лимона повышают фоточувствительность кожи.

Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, методы и организация исследований

Работа выполнена на кафедре физиологии и химии Волгоградской государственной академии физической культуры. В исследовании, проводившемся в течение полугода, принимало участие 8 пловцов третьего разряда, возраст – 11 лет.

2.1. Цель и задачи исследования.

Цель исследования. Выявить возможность воздействия на психоэмоциональное состояние пловцов с помощью воздействия направленных аромакомпозиций (Арома-Спокойствие и Арома-Вдохновение).

Задачи:

  1. Изучить психоэмоциональный статус пловцов и его подвижность во время тренировочного занятия.

  2. Исследовать воздействие аромакомпозиций на состояние ЦНС и ВНС юных пловцов.

  3. Изучить характер влияния направленных аромакомпозиций на компоненты функционального состояния.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1.  
    1.  
      1. Анализ литературных данных.

Обзор литературных данных позволил собрать и проанализировать имеющиеся литературные источники по данной проблеме. А так же определить на основе такого анализа актуальные и перспективные направления исследования.

Для оценки функционального состояния применялся ряд психофизиологических методов исследования.

  1.  
    1.  
      1. Методы определения психоэмоцинального статуса.

Тест САН.

Тест применялся для оперативной дифференцированной самооценки обследуемых своего функционального состояния по 4-м категориям признаков: ''самочувствие'', ''активность'', ''настроение'', ''желание работать''. Обследуемый, должен был соотнести своё текущее состояние с рядом признаков, характеризующих каждую категорию и оценить степень выраженности каждого из них по 5-ти бальной шкале. Был использован компьютерный вариант тестирования. Вычислялись средние показатели по каждой категории признаков в баллах.

Ситуационная тревожность (СТ) по Спилбергеру.

Данный тест был использован для самооценки уровня тревожности спортсменов в данный момент времени (ситуационная тревожность как состояние). Обследуемому предлагали ряд утверждений относительно своего функционального состояния, каждое из которых он должен был оценить по 5-ти бальной шкале, в зависимости от того как он себя чувствует в данный момент. Был использован компьютерный вариант теста. Вычислялась средняя величина ситуационной тревожности. При интерпретации результат оценивался следующим образом: до 6 баллов – низкая тревожность, до 12 баллов – умеренная тревожность, свыше 12 баллов – высокая тревожность.

Тест цветовых выборов по Люшеру

Тест цветовых выборов по Люшеру основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определённую деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Был использован компьютерный вариант методики. Обследуемым предлагались пары цветных квадратов, из которых необходимо было выбрать наиболее понравившийся цвет. По итогам тестирования рассчитывались следующие показатели: тревога - Т, эмоциональный стресс - ЭС, психическое утомление - ПУ, психическое напряжение - ПН.

  1.  
    1.  
      1. Методы оценки состояния ЦНС

по психофизиологическим показателям

Тест определения времени простой двигательной реакции (ВДР)

Методика применялась для определения времени простой двигательной реакции на свет. Для этого использовался компьютерный вариант теста. Испытуемым предлагалось нажатием на клавишу ''Enter'' как можно быстрее среагировать на появление белого квадрата на чёрном фоне. Зачётная серия состояла из 50 попыток. По результатам теста рассчитывались следующие показатели: среднее время реакции простой двигательной реакции на свет (СВР), устойчивость реакции (УР), функциональное состояние системы (ФСС), уровень функциональных возможностей (УФВ).

Тест определения реакции на движущийся объект (РДО)

Методика определения реакции на движущийся объект использовалась для косвенной оценки преобладания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Использовали компьютерный вариант методики. Испытуемым предлагалось нажатием на клавишу ''Enter'' остановить горизонтально бегущий ''маркер'' как можно ближе к вертикальной линии. Вначале давалось 5 пробных попыток, когда ''маркер'' останавливался, при этом обследуемые оценивали свою реакцию. Затем начиналась зачетная серия (25 попыток), когда маркер осуществлял своё движение без остановки. По итогам теста рассчитывались: количество точных реакций (КТР), количество преждевременных реакций (КПР), количество запаздывающих реакций (КЗР), их соотношение.

  1.  
    1. Организация исследования

Для проведенного исследования была сформирована группа пловцов в количестве 8 человек (n=8), в возрасте 11 лет, тренирующихся и выступающих в соревнованиях различного уровня. Для обследований использовалось постоянное время дня для исключения влияния суточных ритмов.

Компьютерная программа позволяла осуществлять тестирование в автоматическом режиме, при этом сразу же проводилась первичная обработка результатов тестирования, программа формировала также промежуточное и итоговое заключение по результатам (см. приложение) одновременно формировалась база данных из усредненных данных. При оценке результатов компьютерного тестирования руководствовались нормативными величинами, имевшимися в самой программе "ОКО".

Исследования проводились с сентября 2001 по январь 2002 года и состояло из нескольких этапов. На первом этапе анализировались данные научной и научно-методической литературы. После этого перед началом основного исследования вся группа прошла неоднократное (2-3 раза) исходное тестирование с целью определения, как исходного состояния, так и степени естественной изменчивости изучаемых показателей состояния ЦНС психоэмоционального статуса. На втором этапе использовались аромакомпозиции « Спокойствие » и « Вдохновение» в качестве средств коррекции и оптимизации функционального состояния. В процессе исследования оценивались исходные психофизиологические показатели и характер влияния на них направленных аромакомпозиций..

В соответствии с целью и задачами работы исследования проводились по следующим направлениям (сериям).

1 – серия – проведение фоновых исследований для выявления исходного психоэмоционального состояния каждого испытуемого и группы в целом.

2 – серия – оценка эффективности применения аромакомпозиций «Спокойствие» и «Вдохновение» в тренировочном периоде.

Этапы и объем исследований

Статистическая обработка данных производилась на компьютере типа IBM PC с помощью Microsoft Excel–97 для Windows 95. Для всех показателей рассчитывались показатели описательной статистики (средняя величина, стандартное отклонение, средняя ошибка, дисперсия). Для определения значимости различия средних величин использовались значения критерия Фишера, рассчитываемые при однофакторном дисперсионном анализе. Необходимость данного метода статистической обработки была связана с относительно небольшой величиной выборок и отсутствием нормального распределения в выборке данных.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

  1.  
    1. Анализ исходного функционального состояния юных пловцов

В первой части данного исследования было изучено исходное функциональное состояние пловцов – участников исследования - психоэмоциональный статус и ряд психофизиологических характеристик.

Все показатели психоэмоционального состояния находились в пределах нормы (табл.1). Кроме этого, по ним можно было судить, будут ли выходить за рамки данной естественной вариабельности изучаемые показатели после применения аромакомпозиций. Математико-статис-тический анализ показал относительно небольшую вариабельность большей части изучаемых показателей в исходном состоянии.

Весьма незначительно изменялись все показатели, характеризовавшие уровень психоэмоционального напряжения (СТ по Спилбергеру составил 32,5%). Несколько в большей степени варьировали данные, полученные с помощью теста Люшера, например, Кв для показателя ЭС составил 88,7% Кв для ПУ составил 74%, Кв для ПН составил 57%.

В большей степени, чем психологические, изменялись в исходном состоянии покоя показатели, характеризовавшие состояние ЦНС и полученные при определении ВДР (Кв для УФВ составил 245%, Кв для ФСС составил 86%) и РДО (Кв для КТР составил 114%).

Таким образом, исходные показатели находились в пределах нормы, их естественный уровень вариабельности был известен и относительно невелик, что в дальнейшем позволило нам более объективно охарактеризовать сдвиги, произошедшие после аромакомпозиционных воздействий.

Таблица 1

Эффекты применения аромакомпозиций

Момен-ты исследований

Цветовой тест Люшера

РДО

ВДР

ЭС

ПУ

ПН

Т

КТР

КПР

КЗР

САО

СВР

УФВ

ФСС

Исходное состояние

66,76± 0,47

66,76± 0,55

77± 0,33

99,76± 0,64

22,61 ± 0,47

77,52 ± 1,1

117,2 ± 5,6

44,31 ± 0,35

00,51 ± 0,03

11,32 ± 0,25

22,85 ± 0,26

Вдохновение

77,07± 0,69

66,69± 0,73

77,23±0,59

88± 0,88

111,0± 2,17

88,76± 1,27

114,5± 1,58

33,54± 0,43

00,5± 0,07

11,83± 0,2

33,07± 0,29

Спокойствие

88,46 ± 0,72

99,38± 0,47

77,53±0,41

99,1±0,96

11,76 ± 0,48

66,38 ± 1,12

118,75±1,6

44,8± 0,57

00,62 ± 0,04

00,86± 0,21

11,86± 0,36

3.2. Сравнение исходного функционального состояния с показателями,

полученными в результате применения аромакомпозиции «Вдохновение»

В результате применения аромакомпозиции «Вдохновение» функциональное состояние обследуемых существенно изменилось, что выразилось в соответствующей динамике психоэмоционального состояния и психофизиологических сдвигов, определенных с помощью тестов РДО и ВДР (табл.1, рис.1,2).

Зафиксировано значимое (р< 0,05) снижение величины ПУ на 0,07 (1,03%) и ПН на 0,23 3,38%) в тесте Люшера. Такие изменения отражают снижение дискоординации нервных процессов, уменьшение утомления, связанного с учебно-тре-нировочным процессом. Изменение величины ЭС на 0,31 (4,58%) было незначимым (р

Просмотров работы: 581