ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПРИНТЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ТРЕНИРОВКЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ГИПОВЕНТИЛЯЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПРИНТЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ТРЕНИРОВКЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ГИПОВЕНТИЛЯЦИИ

Лабзеева Д.С. 1
1Волгоградская Академия Физической Культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Уже давно показано, что психофизиологическое состояние спортсмена оказывает значительное, а иногда и решающее влияние на эффективность спортивной деятельности (Гамаль и др., 1981; Orlik, Partington, 1988, 1989; Greenspan, Feltz, 1989; Платонов, 1997). В виду этого психофункциональная подготовка спортсменов как к освоению больших объемов тренировочных нагрузок, так и, особенно, к напряженной соревновательной деятельности, приобретает важнейшее значение (Рудик, 1970; Плахтиенко, 1979; Голубев, 1984; Weiss, 1991; Vealey, 1994; Платонов, 1997; Уэйнберг, Гоулд, 1998).

По мнению, Шамардина (2000); Солопова (2002) одним из направлений в организации и реализации подготовки спортсменов (в частности и психофункциональной подготовки), является оптимизация функциональной подготовленности, т.е. обеспечение максимальной эффективности использования уже имеющегося (достигнутого) уровня функциональных возможностей. При этом авторы утверждают, такая оптимизация должна быть комплексной, затрагивать все основные стороны и управляющее звено процесса функциональной подготовки. Более того, имеется мнение о том, что компоненты функциональной подготовленности находятся в определенном взаимодействии (взаимосодействии) (Фомин, 1984).

Повышение эффективности функционирования каждого звена системы подготовки, каждого компонента функциональной подготовки неизбежно положительно сказывается на конечном результате тренировочного процесса и приводит к росту подготовленности и спортивных достижений спортсмена.

В данной работе предполагается изучить эффекты тренировок с применением гиповентиляционных режимов дыхания на различных этапах подготовительного периода с целью оптимизации психофункционального состояния легкоатлетов.

Кроме того, анализ доступной литературы показывает, что сведения в публикациях о ведущих особенностях оптимизации психофункциональной подготовленности легкоатлетов бегунов на различных этапах многолетней адаптации к мышечной деятельности при применении различных эргогенических средств представлены фрагментарно или совсем отсутствуют. Всё это обуславливает высокую актуальность, новизну и несомненную практическую значимость настоящей работы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - психофункциональная подготовленность спортсменов при напря­женной специфической мышечной деятельности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – особенности оптимизации психофункционального состояния в зависимости от этапа подготовки и в связи с индивидуально-типологическими особенностями спортсменов.

ГИПОТЕЗА: Предполагается, что особенности динамики психофункциональной подготовленности спортсменов в процессе многолетней адаптации к специфической мышечной деятельности с использованием гиповентиляционных режимов дыхания будут обусловлены индивидуально-типологическими особенностями спортсменов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности оптимизации психофункциональной подготовленности спортсменов на различных этапах многолетней адаптации с использованием гиповентиляционных режимов дыхания.

ГЛАВА I. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ И МЕТОДЫ ЕЁ ОПТИМИЗАЦИИ.
  1.  
    1. Понятие о функциональной подготовленности спортсменов.

Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.

Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост, как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы не манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек – живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же подверженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.

В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена (Мищенко, 1990; Шамардин, 2000). Высокий уровень функциональной подготовленности является основой для роста спортивного мастерства, предпосылкой высокой специальной физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам (Поляков, 1998).

Каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы. Например, такое двигательное качество, как выносливость, и все ее разновидности в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения – анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в обеспечении работоспособности спортсмена будет определяться спецификой вида спорта, что будет определять «функциональную специализацию». Кроме того, функциональные возможности будут определяться такими параметрами как «функциональные резервы» и способность их реализовывать – «функциональная мобилизация».

Функциональная подготовленность спортсменов. Что понимать под этим? Это важнейший вопрос, от ответа на который зависит вся методология, стратегия и тактика функциональной подготовки – процесса развития функциональных возможностей спортсменов. В этом плане весьма важно с самого начала определиться с терминологией и понятиями различных т. н. видов подготовки спортсменов.

Используемая классификация видов подготовки в спортивной деятельности достаточно условна и применяется с целью определенной формализации. Это целесообразно для удобства оперирования средствами и методами, определения генеральных линий в развитии того или иного компонента подготовленности спортсмена на определенном этапе подготовки.

Традиционно формально выделяют физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. Такого вида подготовки, как функциональная, к настоящему времени специально не обозначается. Лишь в единичных работах (Сучилин, 1997) все же обнаруживается такой подвид – функциональная подготовка. Правда, в ее объем включается только аэробная производительность.

В этом плане весьма показательно, что еще в 1925 году вышла работа Бирзина «Сущность тренировки», где впервые охарактеризованы две основные стороны спортивной тренировки – «техническое совершенство» и «физиологическая тренировка». Весьма примечателен последний термин - «физиологическая тренировка». Позже Матвеев (1967) трактует его как «физическую подготовку». Вернее было бы, в соответствии с современными представлениями, трактовать его как «функциональную подготовку».

К настоящему моменту не сложилось четких общепринятых трактовок и определений «функциональная подготовка» и «функциональная подготовленность» спортсмена. Само понятие функциональная подготовленность весьма сложно и многозначно. В научной и методической литературе по теории и методике спортивной тренировки встречаются самые разные определения этого понятия. Различно и содержание, которое авторы вкладывают в это понятие. Одни авторы под функциональной подготовленностью понимают лишь уровень аэробной производительности, другие несколько расширяют его, но также ограничиваются уровнем развития и показателями энергообеспечения мышечной деятельности, добавляя сюда же некоторые показатели, отражающие реакцию внутренней среды на нагрузки. Другие авторы, говоря о функциональной подготовленности, сужают вопрос исключительно до степени готовности вегетативного обеспечения мышечной работы (Мищенко, 1990; Тюленьков, 1996, 1997; Сучилин, 1997; Шамардин, Савченко, 1997).

Исходя из определения слова функция, которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности (Шамардин, 2000). В этом плане наиболее точно и полно понятие функциональная подготовленность отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов — это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» (Мищенко, 1990).

Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной Фоминым (1984). Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается им как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата (Фомин, 1984, 1986).

В общем виде проблема готовности к любому виду деятельности рассматривается как проблема нахождения путей реализации потенциальных возможностей человека в определенных условиях деятельности (Козлов, 1978).

В нашем понимании функциональная подготовленность спортсменов это способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения) (Солопов, 2001).

1.2. Структура функциональной подготовленности

Функциональная подготовленность спортсменов может рассматриваться как интегральная характеристика функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности. Функциональная подготовленность отражает функциональные возможности организма применительно к условиям соревновательной деятельности спортсменов (Мищенко, 1990). Функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических (физиологических, биохимических, психических) резервов организма, достигнутых в процессе спортивной трени­ровки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим на­грузкам в разных условиях внешней среды (Кудашова, 2000).

В литературе приводятся несколько схем структурирования функциональной подготовленности спортсменов. Так Мищенко (1990), исходя из многовариантности путей достижения тех или иных проявлений функциональных возможностей, полагает, что лишь многокомпонентный анализ позволяет получить представление о функциональном состоянии и функциональной подготовленности спортсменов. Им был выделен комплекс наиболее значимых параметров составляющий, пять следующих групп критериев:

1. Мощность функциональных систем, которая характеризуется интегративными, прямыми и косвенными энергетическими, прямыми циркуляторными, вентиляторными и другими показателями;

2. Подвижность функциональных систем (способность к быстрой мобилизации) выражается в скорости функциональных реакций и в скорости развертывания метаболических реакций;

3. Экономичность функциональных систем включает метаболические и функциональные показатели эффективности (экономичности);

4. Устойчивость функциональных систем проявляется в функциональной устойчивости и в максимальных сдвигах параметров внутренней среды;

5. Реализация потенциальных возможностей организма выражается в степени мобилизации функций, в наибольших переносимых сдвигах и в соотношении функциональных показателей с модельными (должными) показателями в %.

Однако приведенная структура в основном касается вегетативного обеспечения, общей и аэробной производительности и работоспособности, что в значительной степени сужает содержание функциональной подготовленности. Вместе с тем, характеристики выше обозначенных компонентов и свойств сами по себе важны и вполне адекватно отражают отдельные стороны функциональной подготовленности организма спортсменов.

Солопову Шамардину представляется наиболее всесторонней и сбалансированной схема структуры, основанная на представлении о четырехкомпонентности функциональной подготовленности спортсменов, предложенная Фоминым (1984). Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех основных компонентов:

  • психического (восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности);

  • нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции);

  • энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма);

  • двигательного (сила, скорость, гибкость и координационные способности (ловкости) (Фомин и др., 1985).

Это взаимосодействие организуется корой головного мозга и направлено на достижение заданного спортивного результата, с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

В соответствии с принципами системного подхода, разработанного академиком Анохиным, любая деятельность, в том числе и спортивная, представляет собой взаимодействие психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение полезного результата, т.е. цели. В соответствии с этим и функциональная подготовленность спортсмена характеризуется слаженным взаимодействием тех же четырех компонентов, обеспечивающих достижение заданного (планируемого) спортивного результата.

Характеризуя отдельные компоненты функциональной подготовленности, следует отметить, что психический и нейродинамический компоненты представляют собой компоненты управления (мышление и функционирование мозга), а энергетический и двигательный — компоненты исполнения (Фомин, 1984).

Нейродинамический компонент функциональной подготовленности, так же как и энергетический, следует оценивать как неспецифический.

Психический и особенно двигательный являются в определенной мере специфическими компонентами функциональной подготовленности спортсмена (Фомин, 1984).

С основными положениями концепции Фомина (1984) о многокомпонентной структуре функциональной подготовленности спортсменов вполне перекликается представление о структуре функциональной подготовленности Железняка и др. (1983).

По мнению Железняка и др. (1983) физиологические механизмы спортивной деятельности, являясь интегративной единицей целостной деятельности организма, могут быть в свою очередь, разложены на ряд составляющих элементов, взаимодействие которых обеспечивается множеством жестких и гибких прямых и обратных связей. Блок-схема узловых элементов физиологических механизмов спортивной деятельности включает:

  • функциональный блок приема, анализа, хранения и воспроизведения информации;

  • функциональный блок управления и регуляции спортивной деятельности, определяющий также уровень общей функциональной активности организма;

  • функциональный блок реализации полученной информации (опорно-двигательный аппарат) и

  • блок общего функционального обеспечения спортивной деятельности (блок вегетативного и энергетического обеспечения), включающий, прежде всего, кардиореспираторную систему и систему крови, лимитирующих в конечном итоге адаптационные возможности спортсменов к физическим нагрузкам (Граевская, 1975; Воробьев, 1977; Карпман, Хрущев, Борисова, 1978).

Солопову Шамардину представляется наиболее перспективным придерживаться схемы структурирования функциональной подготовленности спортсменов, предложенной Фоминым (1984), как в плане понимания закономерностей развития функциональных возможностей, так и в плане контроля и оценки функциональных состояний организма.

Вместе с тем, считают, что вопрос структурирования функциональной подготовленности спортсменов еще далек от полного решения. Схема, предложенная Фоминым (1983, 1984, 1986), может быть при соответствующем интегрировании с другими построениями взята за основу.

Компоненты функциональной подготовленности находятся в определенном взаимодействии (взаимосодействии) (Фомин, 1984). Архитектура этих взаимосвязей, на взгляд Солопова, Шамардина, подчиняется определенной иерархии, что в свою очередь может быть основанием для условного деления компонентов и функций на глобальные (интегральные) и вспомогательные (частные).

1.3. Струк­ту­ра и ве­ду­щие фак­то­ры психофункциональной под­го­тов­лен­но­сти спорт­сме­нов

К настоящему моменту для развития технологии тренировочного процесса ведущее значение имеют вопросы индивидуализации, что требует широких знаний и информации о функциональных и психических (личностных) особенностях спортсмена (Fukashiro, Komi, 1987; Fry et al., 1994; Brutton et al., 1995), позволяющих формировать рациональные тренировочные программы, средства и методы нагрузок, а также средства восстановления (Яшанин и др., 2002). Весьма часто в условиях соревновательной деятельности слабая психологическая готовность обусловливает невозможность реализовать высокую физическую работоспособность (Артамонов, 1988). В этом плане эффективная психофункциональная подготовка спортсменов может явиться важнейшим фактором индивидуализации тренировочного процесса. Кроме того, высокий уровень психической готовности выступает в качестве одного из основных условий мобилизации спортсмена на соревнованиях (Гагаева, 1960; Гиссен, Вышинский, 1968; Сурков, 1984; Цюпак, Кричфалуший, 1988; Greenspan, Feltz, 1989; Платонов, 1997).

В научно-методической литературе процесс развития (воспитания) психических качеств, определяющих успешность соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, то есть – процесс обеспечения готовности психики спортсменов к полной реализации функционального потенциала (в виде наивысшего спортивного результата) обозначается различными терминами.

Исмаилов и др. (2001) использует термин «психофункциональная подготовка спортсменов», считая его в полной мере отражающим характеристики процесса психической подготовки спортсменов. При этом психофункциональную подготовку рассматривают как составную часть глобального базового процесса функциональной подготовки спортсменов.

Под «психической подготовленностью» или «психофункциональной подготовленностью» понимают уровень развития комплекса психических качеств и особенностей личности спортсменов, от которых зависит совершенное и надежное выполнение спортивной деятельности в экстремальных условиях тренировки и соревнований (Рудик, 1976; Голубев, 1984; Исмаилов и др., 2001).

Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психи­ческой готовности «...можно представить как уравновешенную, относи­тельно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, на­правленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных си­туациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, пове­дения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели» (Пуни, 1976).

Платонов (1984) в определении «психической подготовленности» спортсменов более конкретен. Он указывает, что «психическая подготовленность характеризуется личностными качествами и свойствами спортсмена - его дисциплинированно­стью, требовательностью к себе, честностью, упорством и настой­чивостью в достижении поставленной цели, целеустремленностью, смелостью, решительностью, уверенностью в своих силах и способ­ностью к максимальному проявлению функциональных возможнос­тей в условиях напряженной соревновательной деятельности».

При этом отмечается, что каждое из указанных выше моральных и волевых качеств име­ет свои отличительные особенности и конкретные проявления в различных видах спорта. Вместе с тем высокий уровень морально-волевой и специальной психической подготовленности предпола­гает комплексное проявление самых различных качеств. Недоста­точное развитие даже одного из них часто является причиной по­ражения исключительно хорошо тренированных спортсменов (Платонов, 1984).

Пуни (1967) под состоянием психической готовности понимает «сложное целостное проявление личности, характеризующиеся трезвой уверенностью в своих силах, стремлением активно бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью помехоустойчивости к различным неблагоприятным действующим внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и изменчивым ситуациям спортивной борьбы».

«Психической подготовкой» спортсмена вообще называют всю совокупность воздействий на его психику, обеспечи­вающих формирование психической готовности к достижению. Но такое широкое понятие охватывает явно не однородные явления и процессы - формирование мотивов и установок спортсмена, воспитание его психических свойств, волевую подготовку, а также соответ­ствующие стороны интеллектуального воспитания, спортивно-тех­нической и физической подготовки, неразрывно связанные с на­правленным совершенствованием психических процессов и психо­моторных функций и т. д. (Матвев, 1977).

Психическая подготовка направлена на формиро­вание у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуаль­ным своеобразием личности спортсмена (Суслов, Холодов, 1997).

Отмечается, что психическая подготовка является, прежде всего, воспитательным процессом, на­правленным на развитие личности путем формирования соответст­вующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство лично­сти. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжитель­ному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса (Горбунов, 1986).

Принято выделять общую психическую подготовку и специальную психи­ческую подготовку, очень часто к конкретному соревнованию (Гагаева, 1969; Медведев, Полишкис, 1988; Холодов, Кузнецов, 2000).

Общая психологическая подготовка направлена на решение психологических задач совершенствования качеств личности и на формирование у спортсмена психической готовности к эффективному участию в соревнованиях. Ее конкретными задачами являются:

1. Воспитание моральных черт личности как важнейшей основы успеха в спортивной деятельности.

2. Развитие процессов ощущений и восприятий, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия таких, как «чувство мяча», «чувство поля», «чувство ворот», «чувство времени» и т.д.

3. Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.

4. Развитие мышления, памяти, представлений и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия.

5. Развитие способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самого соревнования.

6. Развитие волевых качеств (Гагаева, 1969; Медведев, Полишкис, 1988).

Общая подготовка решается двумя путями:

1) Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечива­ющим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; спо­собам самоорганизации и мобилизации на максимальные воле­вые и физические усилия.

2) Обучение приемам моделирования в тренировочной деятель­ности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному сорев­нованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоциональ­ного возбуждения, в зависимости от мотивации, величины по­требности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбужде­ние, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, мож­но формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию (Холодов, Кузнецов, 2000).

Отмечается, что ряд психических функций развивается у спортсменов постепенно в процессе практического овладения техникой и тактикой. Но для совершенствования необходимых спортсмену психических функций необходима целеустремленная работа по их развитию. В этом и заключается сущность общей психологической подготовки (Медведев, Полишкис, 1988).

Более конкретный смысл имеет понятие «специальная психиче­ская подготовка» спортсмена. Оно охватывает главным образом те аспекты подготовки спортсмена, которые имеют прямое отноше­ние к оперативному управлению его психическими состояниями, обеспечивающему оптимальную степень непосредственной готовно­сти к состязанию и к выполнению особо трудных трениро­вочных заданий (Матвеев, 1977).

Цель психической подготовки - увеличение потенциала спортсме­на, причем для одних видов спорта (например, циклического характе­ра) основа потенциала - функциональный резерв, для других (игры, единоборства) - уровень психических качеств, определяющих такти­ческое мышление, для третьих (тяжелая атлетика) - уровень мобили­зации на предельные волевые усилия. Об адекватных резуль­татах речь идет потому, что психическая подготовка может дать по­ложительный эффект лишь при соответствии возможностей спортсме­на их уровню. Нередко причины неудачи ищут в плохой психической подготовке, тогда как спортсмену просто не хватило мастерства.

Если цель психи­ческой подготовки - реализация потенциальных возможностей данно­го спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то мно­гообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навы­ков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует ре­шению задач психической подготовки.

Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов (Суслов, Холодов, 1997):

Принцип специализированности. Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различ­ного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрел­ка и т.д. На практике всегда должны использоваться варианты психорегуляции даже с учетом специфики деятельности представителей узких амплуа, напри­мер, защитников или нападающих в играх. Таким образом, специализированностъ является ведущим принци­пом психической подготовки.

Принцип сознательности означает, что любые средства психиче­ской подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательно, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной кон­кретной ситуации. Более того, спортсмен должен не просто верить «на слово» в эффективность этих средств; осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками само­контроля и самоанализа.

Принцип систематичности. Систематич­ность предусматривает работу по плану и преемственность, когда ка­ждое новое воздействие содержит влияние предшествующих и готовит к будущим.

Принцип всесторонности. Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечи­вающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю пси­хику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

Принцип согласованности относится к технологии психической под­готовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия пси­хического воздействия должны планироваться в увязке с другими ме­роприятиями, логически составляющими систему спортивной подго­товки.

Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера все­стороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его ин­дивидуальным свойствам и качествам.

Рудик (1967) определяет три главных вопроса (направления) психологической подготовки спортсменов.

1. Постепенное развитие и доведение до высокого уровня совершенства (в процессе систематических занятий по физической, технической, тактической подготовке спортсменов с применением специальных средств и методов психологической подготовки) наиболее важных для конкретного вида спорта психических функций – специализированных восприятий, мышления, внимания, быстроты реакций и т.д.

2. Развитие способности длительное время поддерживать сосредоточение внимания и формирование навыков мобилизационной готовности.

3. Формирование способности сознательно регулировать эмоциональные состояния в связи с условиями соревнований.

Отмечается, что вопрос психологи­ческого обеспечения спорта и психической подготовки спортсмена имеет три аспекта:

1) воспитание воли и характера спортсмена, выработка психических качеств, способствующих достижению победы, формирование мотиваций, поддерживающих настойчивость в достижении поставленной цели независимо от внешних факторов;

2) оптимизация уровня эмоционального возбуждения, обеспечивающего высокое качество спортивной деятельности в соревновательных условиях;

3) психотерапия-профилактика и устранение изменений психической деятельности, препятствующих достижению высоких соревновательных результатов (Козин, 1985).

Специфическими компонентами психической подготовки и основными направлениями являются:

- формирование мотивации занятий спортом,

- формирование актуальных мотивов и установок, мобилизующих на достижение цели, опера­тивная психическая «настройка» к действию,

- регулирование психической напряженности,

- регулирование уровня возбуждения,

- волевая подготовка,

- совершенствование толерантности к эмоцио­нальному стрессу,

- идеомоторная тренировка (совершенствование представлений),

- совершенствование реагирования,

- совершенствование психической регуляции движений при выполнении различных специально-подготовительных и соревновательных упражнений,

- совершенствование кинестетических и визуальных восприятий двигательных действий и внешней среды,

- совершенствование способности организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени,

- совершенствование специализированных умений,

- регулирование психи­ческих состояний, обусловленных ожиданием ответственного сорев­нования (управление стартовыми состояниями) или «настройкой» на предстоящее тренировочное занятие,

- регуляция эмоцио­нально-волевых проявлений в ходе состязаний или тренировки,

- оптимизация восстановительных процессов и общего состояния спортсмена средствами «психорегулирующего» воздействия (Матвеев, 1977; Платонов, 1984, 1997; Уэйнберг, Гоулд, 1998).

1.4. Проблемы оптимизации психофункциональной подготовленности спорт­сме­нов

В настоящее время тренировочный процесс и соревновательная деятельность спортсменов характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок (Шестаков, 1992; Золотарев, 1996; Тюленьков, 1996, 1997; Платонов, 1997; Шамардин и др., 1999, 2000; Шамардин, 2000). Это обусловливает высокую степень эмоционального и психического напряжения (Волков, 1984; Голубев, 1984; Gould et al., 1989; Уэйнберг, Гоулд, 1998; Исмаилов, 1999, 2000; Холодов, Кузнецов, 2000), которые в большинстве случаев негативно влияют на эффективность тренировочного процесса и соревновательную результативность. Уже давно показано, что психофизиологическое состояние спортсмена оказывает значительное, а иногда и решающее влияние на эффективность спортивной деятельности (Гамаль и др., 1981; Orlik, Partington, 1988, 1989; Greenspan, Feltz, 1989; Платонов, 1997).

В виду этого психическая подготовка спортсменов как к освоению больших объемов тренировочных нагрузок, так и, особенно, к напряженной соревновательной деятельности, приобретает важнейшее значение (Рудик, 1970; Плахтиенко, 1979; Голубев, 1984; Weiss, 1991; Vealey, 1994; Платонов, 1997; Уэйнберг, Гоулд, 1998). Отмечается, что одним из основных положений, которое необходимо учитывать при планировании тренировочного процесса является комплексность использования тренировочных средств, где наряду с физическими, техническими должны быть представлены и психические (Фомин, 1984).

Основная задача психической подготовки состоит в обеспечении стабильности и надежности проявления достигнутого уровня подготовленности (функционального потенциала) спортсменов в соревнованиях, которая всегда считалась признаком высокого уровня подготовленности, а в последнее время выступает на одно из первых мест (Алешков, 1976; Hicman, 1979; Плахтиенко, 1979; Платонов, 1997; Уэйнберг, Гоулд, 1998). В этой связи навыки в реализации методик самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния, составляющих суть психической подготовленности, выступают как один из важнейших компонентов спортивного мастерства (Гамаль и др., 1981; Платонов, 1997; Уэйнберг, Гоулд, 1998).

Вследствие этого уже более тридцати лет ведутся психологические исследования по психологической характеристике и методам психоэмоциональной регуляции в различных видах спорта: в гимнастике (Лямин, 1966; Калинин, 1974; Воскобойников, 1974), волейболе (Медведев, 1968), боксе (Сапунов, 1971), в лыжном спорте (Дуркин, Кричфалуший, 1973; Разумов, Сабуров, 1975), легкой атлетике (Блюменштейн, Худадов, 1983).

По мнению, Шамардина (2000); Солопова (2002) одним из направлений в организации и реализации подготовки спортсменов (в частности и психофункциональной подготовки), является оптимизация функциональной подготовленности, т.е. обеспечение максимальной эффективности использования уже имеющегося (достигнутого) уровня функциональных возможностей. При этом авторы утверждают, такая оптимизация должна быть комплексной, затрагивать все основные стороны и управляющее звено процесса функциональной подготовки. Значительная напряжённость профессиональной деятельности спортсмена определяет более частое обращение к различным средствам оптимизации психофункционального состояния.

В условиях обострения конкуренции в спорте и выравнивания количественных параметров тренировочной деятельности и мастерства ведущих спортсменов весьма повышается значение дополнительных эргогенических средств, позволяющих направленно интенсифицировать тренирующие воздействия. Уже сейчас в спортивной подготовке используется весьма широкий круг, различных по характеру влияния на организм средств, факторов и условий, которые в сочетании со специальными физическими упражнениями в значительной степени усиливают воздействие на динамику подготовленности спортсменов и способствуют повышению их тотальной работоспособности (Волков, 1998; Шамардин, 2000; Солопов, 2005; Фискалов, Черкашин, 2006).

В основе процесса наращивания физической работоспособности лежит процесс формирования стабильной адаптации к напряженной мышечной деятельности. Так или иначе, адаптация к таковым условиям будет развиваться естественным образом, под воздействием использования только физических упражнений, которые следует рассматривать как основные эргогенические средства. Вместе с тем повышение скорости ее формирования и всесторонняя оптимизация может быть обеспечена использованием ряда средств направленного воздействия на функциональные системы организма, участвующих в адаптационных процессах, определяющих и лимитирующих их. Эти дополнительные эргогенические средства в этом случае выступают в качестве дополнительных адаптогенных факторов, использование которых открывает широкие возможности более точного дозирования тренировочных воздействий и оптимизации эффекта тренирующих воздействий в целом.

Это положение основывается на том, что сами по себе тренирующие воздействия в виде мышечных нагрузок способствуют закреплению в функциональных системах изменений, характеризующих адаптогенный эффект и обусловливающих направленную тренировку устойчивости организма (Вазин и др., 1978). Вместе с тем эффективность адаптации может быть значительно повышена за счет использования функциональных нагрузок как на организм в целом, так и на отдельные функциональные системы, например, на дыхательную (Leith, Bradley, 1976; Leith et al., 1979; Peress et al., 1979; Pardy et al., 1981; Суслов, 1983; Шамардин, 2000).

Осуществление этого возможно на основе того, что физиологические механизмы адаптации к действию на человека различных экстремальных факторов являются сходными. При этом ведущее место среди них занимают неспецифические реакции, в результате которых поддержание гомеостаза и выработка повышенной сопротивляемости к какому-либо одному фактору внешней среды влекут за собой и одновременное возрастание устойчивости организма к некоторым другим неблагоприятным воздействиям. Другими словами, при адаптации в организме происходят в значительной мере тождественные функциональные сдвиги. Установлено, например, что физиологические изменения оказываются весьма сходными при гипоксической тренировке, физических нагрузках, закаливании и в других случаях. При всех этих воздействиях в организме возникают приспособительные реакции, направленные, прежде всего на повышение неспецифической его резистентности (Солодков, 1981). Это явление получило название перекрестной адаптации. При этом ведущее место среди них занимают неспецифические реакции, в результате которых поддержание гомеостаза и выработка повышенной сопротивляемости к какому-либо одному воздействию влекут за собой и одновременное возрастание устойчивости организма, и к другим неблагоприятным воздействиям (Солодков, 1988).

В качестве таких средств, в достаточной мере апробированных при подготовке высококвалифицированных спортсменов, в настоящее время могут рассматриваться тренировка в горах, применение искусственно вызываемой прерывистой гипоксии, барокамерная тренировка, эргогеническая диететика, использование фармакологических средств и различного рода физиотерапевтических воздействий и т.д. (Волков, 1998; Солопов, 2005).

1.5. Воздействия на дыхательную функцию

Большой группой эргогенических средств, которые используются для повышения функциональных возможностей у спортсменов являются средства целенаправленного воздействия на дыхательную функцию.

Дыхательная функция является уникальной, жиз­ненная важность которой не требует особых доказательств, также как и прикладное значение произвольного управления дыханием. В смысле «удобства», дыхательная функция отвечает всевозможным требованиям. И, наконец, основное преимущество выбора именно дыхательной системы, состоит в том, что ее функцию можно расс­матривать как в плане чисто висцеральной, которая стоит на страже постоянства внутренней среды организма (гомеостаза), так и как функцию соматическую, деятельность которой обеспечивается сокращениями дыхательной мускулатуры.

Немаловажен также и вопрос о средствах воздействия. Все возможные средства воздействия на дыхательную функцию могут быть условно разделены на две группы – непроизвольные и произвольные.

Средства первой группы могут использоваться без сознательного участия в их реализации самого человека. Это условия гипоксии и гиперкапнии, дыхание через дополнительное «мертвое» пространство.

Вторая группа предусматривает активное, сознательное (произвольное) участие в их осуществлении человека. К ним относятся дыхательные упражнения (и различные «дыхательные» системы) и различные приемы произвольного контроля дыхательных движений, посредством которого достигаются состояния гиповентиляции и гипервентиляции, осуществляются задержки дыхания.

Все эти методы, в зависимости от задач, которые решаются при специальной подготовке, могут быть использованы как в отдельности, так и в различных сочетаниях.

1.5.1. Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения представляют собой произ­вольные изменения дыхательных движений, посредством которых человек управляет параметрами акта внешнего дыхания. При этом могут изменяться глубина и частота дыхания, и их соотношение. Отдельные фазы дыхательно­го цикла могут увеличиваться или укорачиваться. Могут изменяться дыхательные потоки, их скорость может либо увеличиваться, либо замедляться. Возможно осуществле­ние дыхания только через нос, или только через рот, или же временное прекращение (задержки) дыхания (Ми­хайлов, 1983; Кучкин, 1991).

Кроме того, к числу основных компонентов, из которых формируются дыхательные упражнения, следует отнести ритмические характеристики в связи с разными временными соотношениями продолжительности вдоха, выдоха и дыхательной паузы; грудное и диафрагмальное дыхание (Михайлов, 1983; Динейка, 1986).

Основными задачами, решаемыми при использовании дыхательных упражнений, являются развитие силы дыха­тельных мышц, увеличение легочных объемов, развитие способности сознательно регулировать дыхательный акт (Крестовников, 1951).

Отмечается, что дыхательные упражнения должны предусматривать следующее: 1) развитие силы дыхательных мышц; 2) увеличение жизненной емкости легких; 3) повышение способности к максимальной вентиляции легких и развитие выносливости дыхательных мышц (Михайлов, 1962).

Используя специальные дыхательные упражнения пы­таются увеличить силу и выносливость дыхательных мышц (Leith, Bradley, 1976). Для улучшения дыхательной функции легких предла­гается использовать сознательно выполняемое регламен­тированное дыхание. Предлагаются дыхательные упражне­ния, основу которых составляют удлинение фазы вдоха и фазы выдоха и задержки дыхания в конце каждой фазы.

Произвольные изменения объемно-временных пара­метров внешнего дыхания оказывают на организм выра­женное воздействие. Так, высокоамплитудные экскурсии грудной клетки, сопровождающиеся увеличением объема легких и значительными смещениями диафрагмы оказывают механическое воздействие на соприкасающиеся с легкими органы и ткани (массаж), стимулируют центральный кро­воток и лимфоток (Михайлов, 1983). Используя специ­альные дыхательные упражнения, пытаются увеличить силу и выносливость дыхательных мышц (Leith, Bradley, 1976), и эта цель вполне достигается (Шнайдер, 1988).

Показано, что в результате применения дыхательных упражнений увеличиваются резервный объем вдоха и резервный объем выдоха, общая емкость легких, сила и мощность вдоха и выдоха, максимальная вентиляция лег­ких, коэффициент использования кислорода (Шнайдер, 1988). Весьма положительна реакция сердечно-сосудис­той системы на систематическое использование дыха­тельных упражнений. Так, снижаются величины артери­ального давления и частоты сердечных сокращений в по­кое, величина систолического объема возрастает. Увеличивается кисло­родный пульс, что свидетельствует о повышении согла­сованности функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем и их эффективности. Кроме того наблюдается бо­лее быстрое восстановление после физических нагрузок (Макаренко, 1986), повышается физическая работоспо­собность (Шнайдер, 1988).

Последовательное выполнение перед тренировкой се­рии дыхательных упражнений, состоящей из чередования дыхания с удлинением выдоха (успокаивающий тип дыха­ния), а затем с удлинением вдоха (мобилизующий тип дыхания), способствовало появлению оптимальных значе­ний постоянные потенциалы кожи рук и головы, особенно при сниженном тонусе ЦНС. Одновременно наблюдалось улучшение самочувствия всех обследованных, что повы­шало готовность спортсменов к выполнению тренировоч­ных нагрузок.

Следовательно, специально подобранными дыхатель­ными упражнениями можно воздействовать на тонус ЦНС и добиться его нормализации перед учебно-тренировочным занятием (Стобород, Башмаков, 1988).

Весьма широко применение дыхательных упражнений в спортивной практике. Считается, что при тренировке дыхательной системы необходимо достигать увеличения объема легких (ЖЕЛ); развития силы и выносливости ды­хательных мышц, повышения способности поддерживать значительные уровни легочной вентиляции (Кучкин, 1991), то есть способствовать повышению резервов мощ­ности дыхательной системы, по классификации Куч­кина (1986).

Специальные исследования, проведенные с участием спортсменов разной квалификации и специализации, показали, что наиболее эффективно применение дыхательных упражнений на этапе начальной спортивной подготовки (Кучкин, Бакулин, 1985; Кучкин, 1986, 1991). В экспериментальных исследованиях было установлено, что применение специальных дыхательных упражнений, повышающих резервы мощности дыхательной системы, в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями на занятиях с детьми 5-6 лет способствовало улучшению состояния здоровья, снижению заболеваемости, улучшению показателей физического и функционального состояния (Фомина, Седых, 1996).

В специальных исследованиях изучалось влияние дыхательных упражнений на жизненную емкость легких у юных и взрослых гребцов. Было установлено, что специальные дыхательные упражнения способствуют повышению величин ЖЕЛ на любой стадии подготовки спортсменов-гребцов, но оказываются наиболее эффективными в юношеском возрасте (Кучкин и др., 1980).

Специальные исследования, проведенные с участием спортсменов разной квалификации и специализации, по­казали, что наиболее эффективно применение дыхатель­ных упражнений на этапе начальной спортивной подго­товки (Кучкин, Бакулин, 1985).

Так, было показано, что последовательное выпол­нение перед тренировкой серии дыхательных упражнений, состоящей из чередования дыхания с удлинением выдоха (успокаивающий тип дыхания), а затем с удлинением вдоха (мобилизующий тип дыхания), способствовало по­явлению оптимальных значений постоянных потенциалов кожи рук и головы, особенно при сниженном тонусе ЦНС. Одновременно наблюдалось улучшение самочувствия всех обследованных, что повышало готовность спортсменов к выполнению тренировочных нагрузок. Следовательно, специально подобранными дыхательными упражнениями можно воздействовать на тонус ЦНС и добиться его нор­мализации перед учебно-тренировочным занятием (Стобо­род, Башмаков, 1988).

В другом исследовании, изучалось влияние систе­матического применения дыхательных упражнений в ка­честве средства срочного восстановления после каждого вида многоборья на функциональное состояние спортсме­нок в художественной гимнастике. Было установлено, что дыхательные упражнения способствуют приросту по­казателей прыжковой выносливости, критической частоты слияния световых мельканий, уменьшению индекса напря­жения миокарда и росту спортивно-технического резуль­тата (Шестаков, Макаренко, 1986; Макаренко, 1987).

Таким образом, дыхательные упражнения в спортив­ной практике используются довольно широко. Многочис­ленные исследования показали, что наибольший эффект от применения различных комплексов дыхательных упраж­нений получают на самых ранних этапах спортивной под­готовки, хотя они оказываются весьма полезны и в дальнейшем.

1.5.2. Увеличенное эластическое сопротивление дыханию

Для целенаправленного использования резистивных нагрузок на дыхания в качестве адаптогенного средства необходимы тщательные исследования реакций организма на эти нагрузки. Надо отметить, что подобные исследования проводится довольно широко, особенно в последние три десятилетия, как у нас стране, так и за рубежом.

Солоповым и др. (2004) проведено специальное исследование с целью выяснения влияния повышенного эластического сопротивления дыхательным движениям на организм юных спортсменов.

Нормирование эластического сопротивления осуществлялось по снижению жизненной емкости легких, размер, которого был определен в 10,0 %. Регистрация изучаемых показателей осуществлялась на 5 минуте в условиях свободного и нагруженного дыхания.

Реакция организма юных спортсменов на введение дополнительных нагрузок на дыхательную систему изучалась при двух уровнях физической активности: в условиях мышечного покоя, в положении сидя и при выполнении стандартной мышечной нагрузки, которая подбиралась индивидуально в размере 45-50 % от максимально возможной, определяемой предварительно.

Результаты исследований показывают, что введение повышенного эластического сопротивления создают условия для напряженной работы дыхательной мускулатуры. При этом в покое, при низких дыхательных потоках наблюдается ограничение величины дыхательного объема, при компенсаторном увеличении частоты дыхания, что вероятно и обусловливает некоторый рост легочной вентиляции и увеличении работы дыхания. Это в свою очередь приводит к увеличению потребления кислорода.

При мышечной работе наблюдается несколько иная ситуация. Рост легочной вентиляции отмечается в несколько меньшей степени, по сравнению с условиями покоя. При этом наблюдается некоторое снижение частоты дыхания и увеличение дыхательного объема.

Отмеченные перестройки паттерна дыхания нельзя назвать оптимальными, так как наблюдалось увеличение потребления кислорода, обусловленное, вероятно, повышенной, непривычной и не рациональной работой дыхательных мышц. По-видимому, введение дополнительного эластического сопротивления дыхательным движениям явилось для центрального механизма регуляции дыхания довольно сильным возмущающим фактором, обусловливающим более «затратную» перестройку режима внешнего дыхания.

Для выяснения эффективности систематического использования в тренировочном процессе дыхания с дополнительным эластическим сопротивлением, была организована экспериментальная тренировка с участием 20 юных футболистов (13 - 14 лет) из которых было сформировано 2 группы (9 человек - контрольная, 11 человек - экспериментальная). Тренировка продолжалась шесть недель, в течение которых обе группы тренировались по одинаковой тренировочной программе. В отличие от контрольной группы, участники экспериментальной в 25 - 50 % всего объема тренировочной работы выполняли в условиях дыхания с дополнительным эластическим сопротивлением дыхательным движениям. Для этого спортсмены опытной группы тренировались в специальных жилетах, создававших дополнительное эластическое сопротивление. Степень его подбиралась индивидуально и контролировалась уменьшением величины ЖЕЛ на 10 %.

До и после экспериментальных тренировок участники и контрольной, и экспериментальной группы обследовались в лабораторных условиях и в условиях тренировки. Измерялись показатели ЖЕЛ, дыхательных объемов, максимальной вентиляции легких (МВЛ). Состояние дыхательной мускулатуры дополнительно исследовалось путем определения: показателей максимальной статической силы мышц на вдохе и выдохе (пневмоманометрия), показателей статической выносливости дыхательных мышц (в секундах) путем удержания 50% от максимальных показателей статической силы на вдохе и выдохе; показателя динамической выносливости дыхательных мышц при дыхании в режиме 50 % от МВЛ. Кроме того, в некоторых случаях измерялось время двигательной реакции скелетной и дыхательной мускулатуры. Работоспособность определялась в тесте PWC170. МПК определялось прямым способом при велоэргометрических нагрузках.

Систематическое использование в тренировке юных футболистов дыхания в условиях повышенного эластического сопротивления оказывают весьма мощное влияние, как на параметры дыхательной системы, так и на физическую работоспособность.

Таким образом, тренировка, осуществляемая в условиях дыхания с дополнительным эластическим сопротивлением дыхательным движениям способствует положительной динамике показателей состояния респираторной системы и в особенности дыхательных мышц, обеспечивает увеличение общей физической подготовленности (PWC170) и аэробной производительности, способствует развитию положительных адаптационных сдвигов (экономизация) и ускорению восстановительных процессов.

Введение эластического сопротивления дыханию можно рассматривать в качестве методики экстренного повышения уровня функциональных возможностей респираторной системы в целом и в особенности состояние дыхательных мышц.

1.5.3. Увеличенное резистивное сопротивление дыхательным потокам

Дыхание при увеличенном аэродинамическом сопротивлении является своего рода моделью дыхания в специфических профессио­нальных условиях: в противогазе, маске, респираторе, в гипербариче­ской среде, а также при обструктивной респираторной патологии.

При дыхании с повышенным сопротивлением в условиях покоя наблюдается увели­чение дыхательного объема и снижение частоты дыхания при неиз­менном уровне объема легочной вентиляции и парциального давле­ния углекислого газа в альвеолярном воздухе (Синельникова и др., 1997).

Резистивная дыхательная нагрузка при мышечной работе ведет к уменьшению роста вентиляции и резкому увеличению инспираторного усилия при повышении РАСО2 (Бреслав и др., 1984; Poon, 1989; Солопов, 1998).

Усугубляясь при сочетании резистивной нагрузки с физической (Бреслав и др., 1988; Артеменков и др., 1996) одышка и последующий отказ испытуемых от продолжения эксперимента проявляется и в состоянии покоя во время увеличения внешнего сопротивления дыханию. Параллельно с этим развивается разбаланс вегетативной нервной системы, отмечается симпатикотония, особенно у лиц с признаками ваготонии. В целом комплекс из­менений в организме даже при использовании малых респираторных нагрузок укладывается в схему неспецифического адаптационного синдрома. Малые ограничения дыхания, не приводящие к изменению состава альвеолярного воздуха, вызывают разбаланс вегетативной нервной системы главным образом по причине усиления проприоцептивных влияний с дыхательных мышц. Большие респираторные ограничения дополнительно мобилизуют рецепторный аппарат лег­ких и воздухоносных путей. Включение компенсаторных механизмов происходит и при участии спектра осознанных ощущений, от легкого затруднения дыхания до непереносимости нагрузки (Синельникова и др., 1997).

Изменения вегетативного статуса при респираторных нагрузках в той или иной степени распространяются на все вегетативные реак­ции и пробы и касаются вегетативного тонуса, реактивности и веге­тативного обеспечения функциональных потребностей. Характерно, что активация симпато-адреналовой системы не только биологиче­ски целесообразное средство адаптации, оптимизации энергетическо­го обмена, но и механизм релаксации искусственно суженного воздухопроводящего тракта (Синельникова и др., 1997).

Систематическое использование повышенного резистивного сопротивления в тренировке оказывает положительное влияние на физическую подготовленность спортсменов, способствует значительному повышению специальной физической подготовленности, опосредованные повышением экономичности и эффективности функционирования дыхательной функции и организма в целом при физической нагрузке, улучшением функционального состояния дыхательной мускулатуры, ростом аэробной производительности организма и общей физической работоспособности.

Применение интервальной резистивно-респираторных нагрузок наиболее целесообразно использовать на заключительных этапах многолетней тренировки, когда ведущими факторами, в обеспечении высокой физической работоспособности, выступают факторы экономичности-эффективности (Солопов и др., 2006).

ГЛАВА II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования
  1. Определить уровень психофункциональной подготовленности спортсменов на различных этапах подготовительного периода тренировки легкоатлетов бегунов.

  2. Изучить особенности оптимизации психофункциональной подготовленности с использованием гиповентиляционных режимов дыхания.

  3. Оценить особенности оптимизации психофункциональной подготовленности спортсменов в связи с индивидуально-типологическими различиями.

2.2. Методы исследования
  1. Изучение, анализ и обобщение данных научно-методической литературы. (Осуществлялся сбор, изучение и анализ информации на основе изучения и обобщения, данных специальной литературы, научно-методической литературы, обобщение практического опыта и данных педагогических наблюдений. Изучались работы специалистов, занимающихся вопросами многолетней подготовки спринтеров, психофункциональной подготовкой в разные периоды тренировок и соревновательной деятельности. Изучались методики тренировки легкоатлетов, проводилось педагогическое наблюдение. Как результат проделанной работы были цель, предмет и объект исследования, гипотеза, сформулированы задачи, намечено содержание будущего исследования).

  2. Методы оценки функциональных возможностей организма

Исследование функций дыхательной системы(Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)- максимально­го количества воздуха, которое можно выдохнуть после максималь­ного вдоха. Измерение ЖЕЛ производилось посредством электронного спирометра "Spirosift-3000 (Fukuda, Япония) со стандартной регистрацией показателей. Испытуемым объяснялась процедура, давалась инструкция перед измерением сделать два-три глубоких вдоха-выдоха. После этого испытуемые имели возможность совершить две-три пробные попытки. Испытуемые выполняли троекратное измерение ЖЕЛ, учи­тывалась наибольшая величина ( Кучкин, Бакулин, 1985). Пневмоманометрия - измерение силы дыхательных мышц на вдохе и выдохе (СДМ вд. и СДМ выд.).Измерение силы дыхательных мышц производилось в изометрическом режиме при помощи пневмома­нометра в модификации Кучкина (1984), в мм рт.ст. После предварительной инструкции, и пробных попыток обсле­дуемые должны были создать максимальное давление посредством сокращения инспираторной или экспираторной мускулатуры, соот­ветственно на вдохе или выдохе (Кучкин, Ченегин, 1991; Шапкайц, 1980, 1984;.Солопов, Герасименко, 1998). Измерение осуществлялось трижды, учитывался наибольший показатель).

  1. Психофизиологическая диагностика

Методы определения психоэмоцинального статуса.

Тест САН

Тест применялся для оперативной дифференцированной самооценки обследуемых своего функционального состояния по 4-м категориям признаков: ''самочувствие'', ''активность'', ''настроение'', ''желание работать''. Обследуемый должен был соотнести своё текущее состояние с рядом признаков, характеризующих каждую категорию и оценить степень выраженности каждого из них по 5-ти бальной шкале. Был использован компьютерный вариант тестирования. Вычислялись средние показатели по каждой категории признаков в баллах.

Ситуационная тревожность (СТ) по Спилбергеру

Данный тест был использован для самооценки уровня тревожности спортсменов в данный момент времени (ситуационная тревожность как состояние). Обследуемому предлагали ряд утверждений относительно своего функционального состояния, каждое из которых он должен был оценить по 5-ти бальной шкале, в зависимости от того, как он себя чувствует в данный момент. Был использован компьютерный вариант теста. Вычислялась средняя величина ситуационной тревожности. При интерпретации результат оценивался следующим образом: до 6 баллов – низкая тревожность, до 12 баллов – умеренная тревожность, свыше 12 баллов – высокая тревожность.

Тест цветовых выборов по Люшеру

Тест цветовых выборов по Люшеру основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определённую деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Был использован компьютерный вариант методики. Обследуемым предлагались пары цветных квадратов, из которых необходимо было выбрать наиболее понравившийся цвет. По итогам тестирования рассчитывались следующие показатели: тревога - Т, эмоциональный стресс - ЭС, психическое утомление - ПУ, психическое напряжение - ПН.

Методы оценки состояния ЦНС по психофизиологическим показателям

Тест определения времени простой двигательной реакции (ВДР)

Методика применялась для определения времени простой двигательной реакции на свет. Для этого использовался компьютерный вариант теста. Испытуемым предлагалось нажатием на клавишу ''Enter'' как можно быстрее среагировать на появление белого квадрата на чёрном фоне. Зачётная серия состояла из 50 попыток. По результатам теста рассчитывались следующие показатели: среднее время реакции простой двигательной реакции на свет (СВР), устойчивость реакции (УР), функциональное состояние системы (ФСС), уровень функциональных возможностей (УФВ).

Тест определения реакции на движущийся объект (РДО)

Методика определения реакции на движущийся объект использовалась для косвенной оценки преобладания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Использовали компьютерный вариант методики. Испытуемым предлагалось нажатием на клавишу ''Enter'' остановить горизонтально бегущий ''маркер'' как можно ближе к вертикальной линии. Вначале давалось 5 пробных попыток, когда ''маркер'' останавливался, при этом обследуемые оценивали свою реакцию. Затем начиналась зачетная серия (25 попыток), когда маркер осуществлял своё движение без остановки. По итогам теста рассчитывались: количество точных реакций (КТР), количество преждевременных реакций (КПР), количество запаздывающих реакций (КЗР), их соотношение).

  1. Определение физической работоспособности (Определялась в двух одномо­ментных пятиминутных велоэргометрических нагрузках по принципам проведения теста PWC170 ( Sjostrand, 1947; Карпман и др., 1972, 1977; Белоцерковский, 2005). В процессе выполнения этого теста испытуемый выполнял две 5-минутные нагрузки, различающиеся по мощности. Первая индиви­дуально подбиралась таким образом, чтобы ЧСС находилась в диа­пазоне 120-140 уд/мин, вторая выполнялась при ЧСС 150-170 уд/мин. Между нагрузками испытуемый отдыхал 5 минут. На послед­ней минуте первой и второй нагрузки регистрировалась частота сердечных сокращений в 1 минуту.

После проведения тестирования по формуле, предложенной В.Л. Карпманом и др. (1974), рассчитывался показатель РWC170:

170 - f1

РWC170 = W1 + (W2 - W1) . ----------------,

f2 - f1

где W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок. f1 и f2 – частота сердечных сокращений после первой и второй нагрузок.

Нагрузка задавалась на велоэргометре. Регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) осуществлялась по электрокардиограм­ме, регистрируемой во II отведении по Нэбу).

  1. Определение аэробной производительности организма (Определение МПК по величине PWC 170). .Расчет МПК производится с помощью формул, предложенных Карпманом:МПК = 2,2 PWC170 + 1240- для спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта;МПК = 2,2 PWC170 + 1070- для спортсменов, тренирующихся на выносливость.Оценка максимальной силы.Производится с помощью метода динамо­метрии. Данная методика предназначена для оценки статической силы. Отмечается тесная корреляция ее показателя с показателями статической силы других сгибательных мышечных групп. Используются кистевые динамометры различной конструкции. Исследователь до работы должен проверить тарировку прибора. Измеряется максимальная произвольная сила (МПС) более сильной руки. Обследуемый берет динамометр таким образом, чтобы он находился сверху у основания большого пальца, а снизу прилегал ко 2-м суставам пальцев. В момент измерения рука с динамометром опущена и немного отведена от туловища. Сжатие динамометра осуществляется плавно, без рывков и размахиваний в течение 2 секунд. Дается 2-3 попытки. Учитывается лучший результат. Оценивается он как по абсолютным, так и по относительным (на 1кг МТ) величинам) и др.

  2. Методы вариационной статистики и математического анализа.(Используя данные тестирования, вычислялись средние арифметические значения, средний прирост результатов, для которого вычислялся Т- критерий Стьюдента, позволяющий определить достоверность полученных результатов).

2.3. Организация исследований

С целью определения уровня психофункциональной подготовленности спортсменов на различных этапах многолетней адаптации к мышечной деятельности, а так же изучения особенностей оптимизации психофункциональной подготовленности посредством использования дополнительных эргогенических средств был организован и проведен физиологический эксперимента.

Физиологический эксперимент организован и проведен в подготовительный период тренировки легкоатлетов. Он был разделен на 2 этапа: обще-подготовительный этап (4 недели) и специально-подготовительный этап (4 недели). Основная направленность работы в обще-подготовительном этапе тренировок было развития общей выносливости, аэробной производительности организма. Особенность тренировочной работы в специально-подготовительном этапе заключалась в развитии силовых, скоростно-силовых возможностей.

В исследовании выяснялась эффективность использования в тренировочном процессе гиповентиляционных режимов дыхания, создаваемых посредством дозированных задержек дыхания (ЗД). Были организованы экспериментальная (n=8) и контрольная (n=8) группы из числа легкоатлетов-бегунов 19-23 лет. Исследование проводилось в течение 11 недель (контрольные недели – в начале, в середине и в конце эксперимента), обще-подготовительный этап - 4 недели и специально-подготовительный этап - 4 недели) на 16 спортсменах-легкоатлетах в возрасте от 19 до 23 лет, специализация – спринтерский бег. Уровень спортивного мастерства соответствовал от I разряда до МС.

Все испытуемые в экспериментальных группах тренировались по единой программе и у одного тренера, что позволяло осуществлять постоянный контроль за учебно-тренировочным процессом и за функциональным состоянием спортсменов (Приложение №1).

Экспериментальные группы выполняли тренировочную работу с использованием двух комплексов задержек дыхания.

Комплекс - ЗД-1.Задержки дыхания комплекса ЗД-1 практиковались при равномерном пробегании дистанций более 400 м и кроссов. На первых занятиях использовались задержки дыхания продолжительностью 4-5 с, а в последствие доводились до 20-25 с. Задержки дыхания выполнялись сериями по 4-5 задержек с интервалом 40-60 с.

Комплекс - ЗД-2. Задержки дыхания комплекса ЗД-2 использовались при интервальном беге (например, 4 х 100 м, 4 х 200 м, 8 х 60). Задержки дыхания выполнялись всочетании с двигательными циклами - сначала на каждые 4-6 шагов - задержка, в последствие - на каждые 8-10 шагов. Задержки дыхания применялись через отрезок. Например: на 1, на 3, на 5 и на 7 отрезках.

До, в середине и после экспериментальных тренировок все участники обследовались в стандартных условиях в лаборатории. Определялись следующие показатели психофункциональной подготовленности: время простой двигательной реакции в тесте ВДР (с расчетом: среднего времени реакции (СВР), устойчивости реакции (УР), уровня функциональных возможностей (УФВ), функционального состояния системы (ФСС), количества точных (КТР), количества преждевременных и запаздывающих реакции (КПР и КЗР) в тесте РДО, уровень ситуационной тревожности по Спилбергеру (СТ по Спилбергеру), по результатам теста Люшера определялся уровень эмоционального стресса (ЭС), психического напряжения (ПН), психического утомления (ПУ), физическая работоспособность в тесте PWC170, косвенное определение МПК, силы дыхательной мускулатуры на вдохе (СДМ вд.) и на выдохе (СДМ выд.), времени задержки дыхания на вдохе (ЗД вд.) и на выдохе (ЗД выд.), измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), максимальной вентиляции лёгких (МВЛ), ЧСС покоя и ЧСС мпк.

Недельный микроцикл тренировки экспериментальной группы (базовый период подготовки). (Приложение №2)

Для выяснения влияния тренировок с гиповентиляционными режимами дыхания на результат профессиональной деятельности спортсменов, в начале и в конце экспериментальных исследований спортсмены подвергались комплексному педагогическому обследованию, где определялся уровень скоростной, силовой, скоростно-силовой подготовленности и выносливости (Приложение №3.).

До и после экспериментальных тренировок участники экспериментов обследовались в стандартных условиях в лаборатории (процедура обследования и объем изучаемых показателей приведены в соответствующих главах, с описанием результатов исследования).

Работа выполнена при соблюдении основных биоэтических правил и требований с научным обоснованием планируемых исследований, анализом возможных рисков и дискомфортов, описанием исследования для неспециалистов и получением информированного согласия от участников эксперимента (Генин и др., 2001).

ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного исследования по оценке эффективности использования в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов дополнительных эргогенических средств были получены данные, которые позволяют судить о позитивных изменениях показателей функционального состояния спортсменов (табл. 1).

Таблица 1

Изменение функциональных показателей у спортсменов легкоатлетов в результате тренировки с задержками дыхания (Хm)

ПОКАЗАТЕЛИ

Экспериментальная группа

(n = 8)

Контрольная группа

(n = 8)

В начале эксперимента

В середине эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В середине эксперимента

В конце эксперимента

PWC170, кГм/мин

1084,1 ±55,9

1419,0 ±52,5*

1267,3 ±85,9

1071,5 ±47,2

1065,6 ±74,3

1116,9 ±71,1

МПК, мл

3455,1 ±123,1

4191,8 ±87,4*

3858,1 ±89,0*

3427,3 ±103,8

3414,2 ±163,5

3527,2 ±156,5

СДМ вд., мм рт. ст

121,9

± 9,6

118,1 ±12,6

118,8 ±12,6

105,6

±8,6

118,8

± 8,9*

116,9

±9,1*

СДМ выд., мм рт. ст

165,0 ±11,0

182,5

±5,9*

178,1 ±10,1

153,1 ±11,6

171,9

±9,9*

173,8

±8,5*

ЖЕЛ, л

4,7

± 0,1

4,8

±0,1

4,8

±0,2

4,7

± 0,2

4,5

± 0,2

4,6

± 0,2

МВЛ, л

143,3

±7,4

144,9

±5,7

147,7

±6,9

139,7

±5,6

144,9

±5,5

146,0

±5,5

ЧСС покоя, уд/мин

65,4 ±3,1

63,9 ±9,0

59,5 ±3,9

61,4 ±4,0

63,6 ±4,2

59,6 ±4,4

ЧСС мпк, уд/мин

175,0 ±2,8

161,6 ±2,8*

171,6 ±3,0

177,0 ±4,3

181,4 ±3,2

179,1 ±4,9

ЗД вд., сек.

83,0 ±9,2

82,0 ±6,5

77,3 ±5,7

65,3± 5,2

75,4 ±5,9

70,8 ±4,8

ЗД выд., сек

32,5 ±1,5

31,5 ±1,5

35,5 ±1,9

29,1± 2,3

33,9 ±1,9*

37,9 ±3,5*

Примечание: Здесь и далее достоверность различий: при * Р < 0,05.

Так, в середине эксперимента (после подготовительного периода) в экспериментальной группе легкоатлетов, выполнявшей тренировочную работу с использованием гиповентиляционных режимов дыхания, был отмечен достоверный (р0,05) рост уровня физической работоспособности на 30,9 %. Более того, тенденция к росту уровня физической работоспособности (по сравнению с фоновым уровнем) сохранилась и в конце эксперимента (уровень физической работоспособности вырос на 16,9 %). В отличие от экспериментальной группы, в контрольной группе тренировочная работа с применением комплексов задержек дыхания не вызвала столь значимых изменений в показателе физической работоспособности спортсменов (табл. 1).

Однонаправленные изменения коснулись так же и МПК - важнейшего показателя, отражающего мощность аэробного механизма энергообеспечения. Значимые (р0,05) изменения в экспериментальной группе были зафиксированы, как в середине эксперимента (увеличение на 21,3 %), так и в конце эксперимента (увеличение на 11,7 %), по сравнению с фоновым значением МПК. В группе контроля, от этапа к этапу, изменения МПК были не столь существенны, лишь на последнем этапе тестирования отмечен был небольшой прирост МПК на 2,9 %.

По мнению Летунова (1967), Тхань (1970), Гулида (1986), важным фактором, определяющим и отражающим уровень подготовленности спортсмена, является высокая экономизация функционирования организма, ха­рактерная для большинства видов спорта. В этом плане заслуживает особого внимания динамика двух показателей: ЧСС покоя и ЧСС мпк по экспериментальной группе (табл. 1). Было обнаружено, близкое к достоверному, снижение данных показателей по экспериментальной группе, как результат применения в тренировочной работе дополнительных эргогенических средств в виде дозированных задержек дыхания. Все это указывает на то, что сердечно-сосудистая система и организм в целом функционирует более экономно и эффективно.

Анализ показателей психофункциональной подготовленности у легкоатлетов-спринтеров в результате тренировки с задержками дыхания, показал имеющиеся особенности динамики показателей психофункциональной подготовленности от этапа к этапу (табл. 2).

Таблица 2

Изменение показателей психофункциональной подготовленности у спортсменов легкоатлетов в результате тренировки с задержками дыхания (Хm)

ПОКАЗАТЕЛИ

Экспериментальная группа

(n = 8)

Контрольная группа

(n = 8)

В начале эксперимента

Промежуточные значения

В конце эксперимента

В начале эксперимента

Промежуточные значения

В конце эксперимента

СВР, мсек

0,427± 0,018

0,398± 0,016*

0,417± 0,012

0,506± 0,083

0,449± 0,048

0,442± 0,020

УР, ус.ед.

0,34± 0,24

0,68± 0,18

0,64± 0,18

0,43± 0,34

0,55± 0,39

0,01± 0,22

УФВ, ус.ед.

2,60± 0,37

2,17± 0,43

2,42± 0,40

1,94± 0,32

2,24± 0,52

1,24± 0,28**

ФСС, ус.ед

1,65± 0,37

2,44± 0,38

2,10± 0,24

2,31± 0,46

2,30± 0,35

2,20± 0,42

КТР, ус.ед.

1,8± 0,6

3,8± 0,8**

4,1± 0,6**

4,1± 0,8

2,4± 0,8

3,8± 0,7

КПР, ус.ед.

8,3± 1,9

8,1± 2,0

9,4± 2,1

7,5± 1,7

4,8± 1,1*

10,1± 1,3

КЗР, ус.ед.

15,0± 2,0

13,1± 2,2

11,5± 2,4*

13,4± 1,9

17,9± 1,6**

11,1± 1,8

СТ по Спилбергеру, ус.ед.

10,9± 0,7

10,0± 0,8

10,0± 0,6

9,3± 0,8

8,8± 0,7

9,1± 0,5

ЭС, ус.ед.

5,8± 0,5

6,5± 0,3

7,1± 0,5**

7,5± 0,5

6,1± 0,7

6,0± 0,7

ПН, ус.ед.

6,6± 0,6

6,5± 0,7

6,8± 0,4

8,1± 0,4

7,1± 0,5

8,3± 0,8

ПУ, ус.ед.

8,1± 0,8

8,5± 0,8

6,8± 0,8

6,8± 0,3

7,3± 0,9

7,5± 0,9

Примечание: Здесь и далее достоверность различий: при * Р < 0,05 (t-критерий Стьюдента).

Так, СТ по Спилбергеру снизился в экспериментальной группе в середине эксперимента и в конце на 8,3 % (р

Просмотров работы: 908