СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЭЛАСТИЧНОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Абрахимов М.И. 1
1Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (683000, г. Петропавловск-Камчатский. Россия, ул. Вилюйская, 25 )
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Термин спрос, ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834). [1] Мы полагаем, что сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-либо благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. А вот Адам Смит, полагал, что даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека.[1] Выводы учёных позволяют сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».

В 1890 году английский экономист Альфред Маршалл вывел экономический закон, согласно которому величина спроса на товар или услуги в течение определенного периода времени обратно пропорциональна величине его цены. [1] На практике это выглядит так, если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.

Данный закон можно выразить разными способами: 1. Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены, используя наугад взятые условные цифры (таблица 1).

Р (цена товара)

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Q (величина спроса)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 1. Зависимости величины спроса от цены

Из таблицы видно, что при самой высокой цене (10 руб.) товар не покупается вообще, а по мере снижения цены величина спроса возрастает, тем самым закон спроса соблюдается.

Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину спроса по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис. 1.1). Можно заметить, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. 1.1 — частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. 1.2, что не отменяет закона спроса.

А теперь необходимо рассказать, что же представляет собой кривая спроса. Кривая спроса - это график, показывающий зависимость между объемом спроса на товар или услугу и их ценой. Цена товара обычно откладывается на вертикальной оси(абсцисс), а объем спроса для каждого уровня цены – на горизонтальной (ординат). Все прочие влияющие на спрос факторы, включая доходы, цены на другие товары и иные факторы, такие, как мода и погода, предполагаются неизменными. Кривая спроса может представлять спрос со стороны индивидуального потребителя либо рынка в целом. Обычно кривая спроса на какой-либо товар направлена вниз, так как спрос выше при более низкой цене. При изменении доходов или цен на другие товары, а также в случае изменения других факторов, например, при появлении на рынке новых конкурирующих продуктов, кривая спроса может смещаться.

Микроэкономика рассматривает спрос на каждый вид товара в отдельности. Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить, т.е. платежеспособную потребность. Спрос населения может быть больше или меньше потребления и зачастую не равен потребностям, так как они могут быть больше. Кроме того, в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения, например, охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д. Полная Классификация спроса проиллюстрирована в таблице 2.

Признак классификации

Вид спроса

По числу объектов спроса

Макроспрос - спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров

Микроспрос – спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность

По состоянию рынка

Негативный спрос

Отсутствующий спрос

Скрытый спрос

Чрезмерный спрос

Полноценный спрос

По формам образования

Потенциальный (закрытый)

Формирующийся

Сложившийся

Нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой)

Отложенный (накапливаемый)

Панический(ажиотажный)

По тенденциям

Растущий (интенсивный)

Стабилизировавшийся

Угасающий (сокращающийся, спад спроса)

По покупательским способностям

Твёрдосформулированный (жёсткий)

Альтернативный (мягкий, компромиссный)

Спонтанный (импульсивный)

По социально-демографическим группам потребителей

Спросотдельныхлиц (семей)

Спрос половозрастных групп населения

По месту покупки

Глобальный

Региональный

Городской

Сельский

Базовый

Мобильный

По степени удовлетворения

Удовлетворенный спрос

Условно удовлетворенный спрос

Неудовлетворенный спрос

По времени формирования и предъявления на рынке

Прошлый

Настоящий

Будущий

Таблица 2 . Классификация спроса

Факторами, влияющими на величину спроса, называется факторы спроса или детерминанты спроса. [2] Основным детерминантом является, конечно, цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. На величину спроса оказывают влияние не только цена или тариф, но и неценовые факторы. К неценовым фактором обычно относят: эффект замещения, эффект дохода потребителя, эффект взаимодополнения и эффект ожидания.

Эффект замещения, связанный с существованием взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов). Например, пепси-колы и минеральной воды. Взаимозаменяемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к увеличению величины спроса на другой товар. Так повышение цены на пепси-колу приведет к увеличению спроса на минеральную воду. Спрос на минеральную воду изменится без изменения цены на этот товар. Итак, согласно эффекту замещения, потребитель будет покупать больше той продукции, цена которой снижена и заменит ней другие товары, которые при этом относительно дорожают.

Еще одним неценовым фактором, влияющим на изменение величины спроса, является эффект дохода потребителя. То, что потребитель заплатил за товар или услугу - это его расходы. Сумма, которую он сэкономил при покупке, составляет его доход, или потребительский излишек. Говоря иными словами, если для удовлетворения жажды в жаркий день есть только пепси-кола по цене одного стакана 10 ден. ед., то за две выпитого стакана пепси-когда нужно заплатить 20 ден. ед. И когда есть альтернатива в виде минеральной воды по 4 ден. ед. за стакан, то на 2 стакана воды будет израсходовано 8 ден. ед. Разница в 20−8=12 ден. ед. и составит потребительский излишек. Потребительский излишек является стимулом рыночной деятельности потребителя и стимулом для формирования предложения товаров.

Важным неценовым фактором, влияющим на величину спроса, считается эффект взаимодополнения. Во всей массе товаров существуют взаимодополняющие товары (товары-комплименты), то есть такие пары товаров, для которых рост цены одного товара вызывает сокращение величины спроса на другой товар. Например, повышение цены на автомобильное топливо приведет к сокращению величины спроса на автомобильные покрышки, аккумуляторы и другие запасные части к автомобилям, потому что их владельцы стали меньше ездить, хоть цены на запасные части не изменились.

Эффект ожидания также влияет на изменение величины спроса. Если потребитель ожидает сокращение объемов производства товара или рост его цены, то он увеличивает объемы покупки этого товара, что вызывает рост спроса на этот товар раньше, чем произойдут изменения в его объемах производства или в цене.

Таким образом можно сделать вывод, что ограничение платежеспособного спроса или величины спроса существуют в виде ценовых или неценовых факторов. Действие ценовых факторов проявляется через колебания цен и тарифов на товары и услуги, что вызывает определенные изменения величины спроса на основе действия закона спроса. Действие неценовых факторов проявляется через эффект замещения товаров, эффект дохода потребителя, эффект взаимодополнения и эффект ожидания.

Известный американский экономист X. Лейбенстайн разделил потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный. [2]

Функциональным спросом, он назвал спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу (товару или услуге). А нефункциональным спросом является спрос, который вызван факторами, не связанными с присущими экономическому благу качествами. То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество. Ключевую роль здесь играют психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы, влияющие на него.

Первый (социальный фактор) связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают товары, которые приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление. Поэтому X. Лейбенстайн выделяет четыре типичных взаимных влияния: эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена и эффект Гиффина.

Эффект присоединения к большинству, заключается в стремлении потребитель не отставать от других и приобретать то, что покупают. Другими словами, эффект присоединения к большинству, состоит в ярком стремление потребителя выделиться из толпы.

Под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Если другие увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

Главной чертой эффекта Веблена X. Лейбенстайн считал, приобретение товаров для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Так, например, вещь от определенного дизайнера -престижна и стоит намного дороже сходной по качеству вещи, но «простого» производства.

Эффектом Гиффена называется снижение цены на отдельные виды товара, которое в свою очередь приводит к снижению на них спроса. Другими словами, это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на товар, люди начинают покупать этого товара больше. В этом заключается парадоксальный эффект Гиффена. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать: рис, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров. Ярким примером данного фактора, я считаю рост цен в начале девяностых годов, когда цены на сахар, муку или хлеб могли вырасти за одну ночь, и потребители скупали их килограммами, потому что опасались, что цены поднимутся еще выше.

Под нерациональным спросом понимается незапланированный спрос, возникший под влиянием «сиюминутного» желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Так же хочу отметить тот факт, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

А теперь давайте разберёмся, что же экономисты называют эластичностью спроса и какой она бывает. Эластичность спроса на товар называется процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса. Экономисты обычно выделяют: эластичность спроса по цене, эластичностью спроса по доходу и перекрестную эластичность.

Эластичность спроса по цене показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен. Вычисляется по формуле (1).

(1)

где Е(р) - эластичность спроса по цене; Qd (%) - процентное изменение спроса; Р (%) - процентное изменение цены.

Однако, при измерении процентного изменении экономических величин обычный способ вычисления не применим, так как одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10 000 единиц, а затем уменьшилась на 2500, то произошло изменение спроса на 25 %. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10 000 даст 33 % увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда используется формула (2).

(2)

где d2 и d1 - конечный и начальный спрос;

(3)

где Р2 и Р1 - конечная и начальная цена.

Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.

E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);

Е < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);

Е = 1 - спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);

Е = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);

Е  - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).

Спрос разной степени эластичности можно представить на графике (рис. 2).

Следующий вид эластичности называется эластичностью спроса по доходу. Данный тип эластичности представляет из себя числовой параметр, который показывает какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен. Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса, а для товаров низшего качества всё происходит с точность до наоборот, т.е. увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, поэтому эластичность является нулевой

Ну и наконец перекрестная эластичность. Перекрестной эластичностью называется эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо. Рассчитывается по формуле (4).

(4)

гдевеличина спроса на благо B до и после изменения цены блага "А";

– цена блага "А" до и после изменения.

В итоге, если Е>0, то перед нами товары-субституты, если Е

Просмотров работы: 798