ДОХОД КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОХОД КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Машеницкий А.Н. 1
1Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ (683000, г. Петропавловск-Камчатский. Россия, ул. Вилюйская, 25 )
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Доход, как экономическая категория отражает совокупность денежных средств или материальных ценностей, получаемых домохозяйствами, фирмами и государством.

Исторически доход рассматривался еще физиократами, которые полагали, что основным источником дохода является земля. Франсуа Кенэ в своей работе «Физиократия» подчёркивал первостепенность данного источника дохода. Согласно теории факторов производства, основанной французским экономистом, представителем классической школы, Ж. Б. Сэем, стоимость представляет совокупность различных доходов. [3] Каждый фактор производства, участвуя в создании товара, приносит своему владельцу ту или иную часть стоимости, эквивалентную затратам этого фактора. Ж.Б.Сэй в своей теории утверждал, что доходы различных общественных групп независимы друг от друга, а все участники производственного процесса не находятся в противоречии, а, наоборот, дополняют друг друга. В теории доходов Сэй исходил из трехфакторной концепции: стоимость создается трудом, капиталом и землей, а владельцы этих факторов получают в виде доходов (заработной платы, прибыли и ренты) ту часть стоимости, которую создал их фактор производства.

На основании трехфакторной концепции Ж.Б. Сэя, нами разработана модель формирования доходов (рис. 1).

 

Ресурсы

Доходы

Труд

Земля

Капитал

Заработная плата

Авторский гонорар

Вознаграждение за услуги

Стипендия

Рента

доход от реализации товаров, произведённых в собственном хозяйстве

Прибыль

Проценты по вкладу

Доход от сдачи имущества в аренду

 

Рис.1. Модель формирования доходов

В экономической практике и научной литературе используется множество терминов для обозначения различных видов доходов, причем в их трактовке нет полного единства.

Установление сущности дохода зависит от целей анализа. Различают доход как понятие микроэкономическое и макроэкономическое (национальный доход). На основе макроэкономического подхода оценивается роль населения в воспроизводстве ВВП. Микроэкономический подход основан на исследовании процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных предприятий, домохозяйств, индивидов. Оба подхода дополняют друг друга.[1]

Нами, доходы государства рассматриваются, как доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи [2] и используемые для осуществления государственных функций. Доходы организации -определены, как увеличение экономических выгод в результате поступления активов (имущества и/или денежных средств) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала фирмы, за исключением вкладов собственников имущества. Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации товаров и услуг.Доходы населения – это личные доходы жителей страны (семей, домохозяйств), получаемые в виде денежных средств, за использование имеющихся в распоряжении ресурсов. Изучая природу доходов рассмотрим классификацию доходов (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация доходов экономических субъектов

Признаки Критерии Виды
Социально-экономические От форм собственности: - государственной; - муниципальной; - частной.  
Территориальные Федеральные доходы  
Доходы субъектов РФ
Местные доходы
Государственные доходы
Мобилизационные Обязательные Налоговые Неналоговые
Добровольные Доходы от операций с капиталом Транферты
Централизованные доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).
Децентрализованные доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ
Доходы фирм
Регулярные Подлежащие налогообложению От видов деятельности (выручка)
Операционные доходы
Внереализационные доходы
Чрезвычайные доходы
Периодические Не подлежащие налогообложению Внереализационные доходы
Доходы домохозяйств
Регулярные Не подлежащие налогообложению Социальные трансферты
Подлежащие налогообложению Оплата труда
Периодические Подлежащие налогообложению Доход от собственности
Не подлежащие налогообложению Доходы от сбережений
От факторов производства Подлежащие налогообложению Доход от предпринимательской деятельности
Налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в консолидированный бюджет, представлены на рисунке 2. Рис.2. Налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в консолидированный бюджет В основе экономических отношений, складывающихся при формировании доходов населения, фирм и государства, находятся отношения собственности. Они определяют характер распределения вновь созданной стоимости, виды и размеры доходов, взаимосвязи субъектов отношений и направления реализации их экономических интересов. На основе данных государственной статистики можно говорить о наличии следующих тенденций в формирования доходов в России за период 2013- 2015 гг. Таблица 2- Анализ доходов государственного и общественного секторов в Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и Камчатского края за период 2013-2015 гг.

Показатели

2013

2014

2015

Изменения,%

2015/

2013

2015/

2014

Государственный сектор

Доходная часть бюджетов (трлн.руб.)

Российская Федерация

12,706

14,092

15,000

118,0

106,4

Дальневосточный федеральный округ (млн.руб)

549 137,64

365 452,59

579 339,14

105

158,5

Камчатский край (млрд.руб.)

12987,5

15948,3

17970,7

138,4

112,7

Сальдированный результат предприятий и организаций

Общественный сектор

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)деятельности организаций),

(млн. руб.)

Российская Федерация

6853753

5902732

4346793

63,4

73,6

Дальневосточный федеральный округ

188788

108782

-36808

-19

-34

Камчатский край

5272

-1315

-15580

-30

118

Роль государственного регулирования процесса формирования доходов государственного, общественного и частного секторов экономики заключается во взаимодействии властных и предпринимательских структур посредством:

- размещения государственного заказа, в т.ч. у субъектов малого и среднего предпринимательства (не менее 15%):

-государственных инвестиций в инфраструктуру региона и основные фонды государственных, муниципальных и частных предприятий;

- формирования иммиджевой политики, способствующей продвижению товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Для фирм, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, производящих товары и услуги, направленные на удовлетворение потребностей населения и формирование доходов всех экономических субъектов созданы следующие условия:

- разработана нормативная правовая база:

- федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О содействии развитию субъектов малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации»;

- федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

- федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

- федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

- федеральный закон от 29.12.2014г.№ 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

В рамках действующего законодательства, субъектам бизнеса, оказываются такие меры государственной поддержки как: имущественная, информационная, консультационная и финансовая (рис.3)

 

Меры государственной поддержки субъектам бизнеса

информационная

консультационнаяяя

имущественная

субсидированная

 

- выставки;

- ярмарки;

- семинары;

- конференции;

- тренинги.

- земля;

- здания;

- сооружения.

- гранты;

- субсидии;

- компенсации.

Рис. 3. Меры государственной поддержки, оказываемые субъектам бизнеса

- сформированы организационно-экономические механизмы развития экономики:

- особые экономические зоны (ОЭЗ);

-территории опережающего социально-экономического развития(ТОСЭР);

- свободные экономические зоны (СЭЗ);

- экономические кластеры.

- создан особый правовой режим, направленный на формирование благоприятных условий ведения бизнеса и инвестирования.

В целях эффективного функционирования предприятий, участников ТОР и привлечения инвестиций, на федеральном, региональном и местном уровнях созданы условия для субъектов бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных для территории отраслях экономики (льготы и преференции по налогам, сборам и арендной плате за государственное имущество), представленные в таблице 3.

Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в Камчатском крае, не являющимся резидентами ТОР и находящимся на упрощенной системе налогообложения, снижен налог по системе «доходы» с 6% до 1%.

Таблица 3 – Льготы и преференции субъектам бизнеса –

резидентам ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ и кластеров

Льготы и преференции

Ставка

Срок действия

в годах

Налоговые льготы

налог на прибыль

от 0% до 5%

от 10%

первые 5 лет после получения первой прибыли

последующие 5 лет

земельный налог

0%

3 года

НДС:

Ускоренный характер

на время участия в ТОСЭР,ОЭЗ, СЭЗ и кластеров

Понижающий коэффициент НДПИ

(0 — 0,8)

10 лет

Земля:

Аренда:

0

3 года

коэффициент от базовой ставки

0,4

10 лет

Страховые взносы:

Общий размер взносов:

ПФР

ФОСС

ФОМС

7,6%

6%

1,5%

0,1 %

10 лет

Дополнительныепреференции:

Сокращенное время проведения контрольных проверок

На весь период статуса резидента

Приоритетное подключение резидентов к объектам инфраструктуры

На весь период статуса резидента

Не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников

На весь период статуса резидента

Беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования);

На весь период статуса резидента

Получение разрешительной документации на капитальное строительство - не более 40 дней

На весь период статуса резидента

Финансирование строительства объектов инфраструктуры ТОР за счет бюджетных средств

На весь период статуса резидента

Предоставление управляющей компанией государственных услуг на территории ТОР (МФЦ)

На весь период статуса резидента

Сокращенное время проведения контрольных проверок

На весь период статуса резидента

Режим свободной таможенной зоны

На весь период статуса резидента

Населению, в целях повышения качества жизни и уровня доходов, как одного из важнейших показателей его благосостояния создаются следующие условия, влияющие на величину доходов:

- реализуются социальные программы;

- осуществляются социальные трансферты;

- создаются условия для трудоустройства (в т.ч. подготовка и переподготовка кадров).

Основными факторами, оказывающими влияние на величину доходов, являются: уровень заработной платы, динамика розничных цен, уровень налогов, насыщенность рынка потребительскими товарами и т. д. При оценке уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого, реального дохода.

Уровень номинального, располагаемого и реального дохода в Российской Федерации, Дальневосточном федеральном округе и Камчатском крае за период 2013-2015 гг. представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Уровень располагаемого и среднедушевого дохода Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и Камчатского края

за 2013-2015 гг.

Показатели

2013

2014

2015

Изменения,%

2015/

2013

2015/

2014

Располагаемый доход (руб.)

Российская Федерация

29792

32611 руб.

31325

105,15

96,057

Дальневосточный федеральный округ

35328

34300 руб.

41709

118,06

121,6

Камчатский край (млрд.руб.)

44648

46000

54500

122,07

118,48

Среднедушевой доход(руб.)

Российская Федерация

25928,2

27766,6

30 224,5

116,57

108,85

Дальневосточный федеральный округ

28929

31974

36575

126,43

114,39

Камчатский край

35371

37 030

39 494

111,66

106,65

Показатели, представленные в таблице демонстрируют, что располагаемый и среднедушевой доходы с каждым годом увеличиваются.

Список источников:

  1. О доходах населения [Электронный ресурс] : режим доступа : https://bgscience.ru/lib/6215/ (дата обращения 21.11.2016г.)

  2. О доходах населения, государства и фирм [Электронный ресурс] : режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 (дата обращения 21.11.2016г.)

  3. Физиократия экономическая школа [Электронный ресурс] : режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F (дата обращения 21.11.2016г.)

List of sources:

1. Incomes of the population [electronic resource]: Access: https://bgscience.ru/lib/6215/ (reference date 21.11.2016g.)

2. The incomes of the population, the state and the firms [electronic resource]: Access: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 ( 21.11.2016g reference date.)

3. Physiocracy Economic School [electronic resource]: Access: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BA% D1% 80% D0% B0% D1% 82% D0% B8% D1% 8F (reference date 21.11.2016g.)

Просмотров работы: 1121