Исторически доход рассматривался еще физиократами, которые полагали, что основным источником дохода является земля. Франсуа Кенэ в своей работе «Физиократия» подчёркивал первостепенность данного источника дохода. Согласно теории факторов производства, основанной французским экономистом, представителем классической школы, Ж. Б. Сэем, стоимость представляет совокупность различных доходов. [3] Каждый фактор производства, участвуя в создании товара, приносит своему владельцу ту или иную часть стоимости, эквивалентную затратам этого фактора. Ж.Б.Сэй в своей теории утверждал, что доходы различных общественных групп независимы друг от друга, а все участники производственного процесса не находятся в противоречии, а, наоборот, дополняют друг друга. В теории доходов Сэй исходил из трехфакторной концепции: стоимость создается трудом, капиталом и землей, а владельцы этих факторов получают в виде доходов (заработной платы, прибыли и ренты) ту часть стоимости, которую создал их фактор производства.
На основании трехфакторной концепции Ж.Б. Сэя, нами разработана модель формирования доходов (рис. 1).
Ресурсы
Доходы
Труд
Земля
Капитал
Заработная плата
Авторский гонорар
Вознаграждение за услуги
Стипендия
Рента
доход от реализации товаров, произведённых в собственном хозяйстве
Прибыль
Проценты по вкладу
Доход от сдачи имущества в аренду
Рис.1. Модель формирования доходов
В экономической практике и научной литературе используется множество терминов для обозначения различных видов доходов, причем в их трактовке нет полного единства.
Установление сущности дохода зависит от целей анализа. Различают доход как понятие микроэкономическое и макроэкономическое (национальный доход). На основе макроэкономического подхода оценивается роль населения в воспроизводстве ВВП. Микроэкономический подход основан на исследовании процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных предприятий, домохозяйств, индивидов. Оба подхода дополняют друг друга.[1]
Нами, доходы государства рассматриваются, как доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи [2] и используемые для осуществления государственных функций. Доходы организации -определены, как увеличение экономических выгод в результате поступления активов (имущества и/или денежных средств) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала фирмы, за исключением вкладов собственников имущества. Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации товаров и услуг.Доходы населения – это личные доходы жителей страны (семей, домохозяйств), получаемые в виде денежных средств, за использование имеющихся в распоряжении ресурсов. Изучая природу доходов рассмотрим классификацию доходов (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация доходов экономических субъектов
Признаки | Критерии | Виды |
Социально-экономические | От форм собственности: - государственной; - муниципальной; - частной. | |
Территориальные | Федеральные доходы | |
Доходы субъектов РФ | ||
Местные доходы | ||
Государственные доходы | ||
Мобилизационные | Обязательные | Налоговые Неналоговые |
Добровольные | Доходы от операций с капиталом Транферты | |
Централизованные | доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования). | |
Децентрализованные | доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ | |
Доходы фирм | ||
Регулярные | Подлежащие налогообложению | От видов деятельности (выручка) |
Операционные доходы | ||
Внереализационные доходы | ||
Чрезвычайные доходы | ||
Периодические | Не подлежащие налогообложению | Внереализационные доходы |
Доходы домохозяйств | ||
Регулярные | Не подлежащие налогообложению | Социальные трансферты |
Подлежащие налогообложению | Оплата труда | |
Периодические | Подлежащие налогообложению | Доход от собственности |
Не подлежащие налогообложению | Доходы от сбережений | |
От факторов производства | Подлежащие налогообложению | Доход от предпринимательской деятельности |
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Изменения,% |
|
2015/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
Государственный сектор |
Доходная часть бюджетов (трлн.руб.) |
||||
Российская Федерация |
12,706 |
14,092 |
15,000 |
118,0 |
106,4 |
Дальневосточный федеральный округ (млн.руб) |
549 137,64 |
365 452,59 |
579 339,14 |
105 |
158,5 |
Камчатский край (млрд.руб.) |
12987,5 |
15948,3 |
17970,7 |
138,4 |
112,7 |
Сальдированный результат предприятий и организаций Общественный сектор |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)деятельности организаций), (млн. руб.) |
||||
Российская Федерация |
6853753 |
5902732 |
4346793 |
63,4 |
73,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
188788 |
108782 |
-36808 |
-19 |
-34 |
Камчатский край |
5272 |
-1315 |
-15580 |
-30 |
118 |
Роль государственного регулирования процесса формирования доходов государственного, общественного и частного секторов экономики заключается во взаимодействии властных и предпринимательских структур посредством:
- размещения государственного заказа, в т.ч. у субъектов малого и среднего предпринимательства (не менее 15%):
-государственных инвестиций в инфраструктуру региона и основные фонды государственных, муниципальных и частных предприятий;
- формирования иммиджевой политики, способствующей продвижению товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для фирм, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, производящих товары и услуги, направленные на удовлетворение потребностей населения и формирование доходов всех экономических субъектов созданы следующие условия:
- разработана нормативная правовая база:
- федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О содействии развитию субъектов малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации»;
- федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
- федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
- федеральный закон от 29.12.2014г.№ 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
В рамках действующего законодательства, субъектам бизнеса, оказываются такие меры государственной поддержки как: имущественная, информационная, консультационная и финансовая (рис.3)
Меры государственной поддержки субъектам бизнеса
информационная
консультационнаяяя
имущественная
субсидированная
- выставки; - ярмарки; |
- семинары; - конференции; - тренинги. |
- земля; - здания; - сооружения. |
- гранты; - субсидии; - компенсации. |
Рис. 3. Меры государственной поддержки, оказываемые субъектам бизнеса
- сформированы организационно-экономические механизмы развития экономики:
- особые экономические зоны (ОЭЗ);
-территории опережающего социально-экономического развития(ТОСЭР);
- свободные экономические зоны (СЭЗ);
- экономические кластеры.
- создан особый правовой режим, направленный на формирование благоприятных условий ведения бизнеса и инвестирования.
В целях эффективного функционирования предприятий, участников ТОР и привлечения инвестиций, на федеральном, региональном и местном уровнях созданы условия для субъектов бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных для территории отраслях экономики (льготы и преференции по налогам, сборам и арендной плате за государственное имущество), представленные в таблице 3.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в Камчатском крае, не являющимся резидентами ТОР и находящимся на упрощенной системе налогообложения, снижен налог по системе «доходы» с 6% до 1%.
Таблица 3 – Льготы и преференции субъектам бизнеса –
резидентам ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ и кластеров
Льготы и преференции |
Ставка |
Срок действия в годах |
Налоговые льготы |
||
налог на прибыль |
от 0% до 5% от 10% |
первые 5 лет после получения первой прибыли последующие 5 лет |
земельный налог |
0% |
3 года |
НДС: |
Ускоренный характер |
на время участия в ТОСЭР,ОЭЗ, СЭЗ и кластеров |
Понижающий коэффициент НДПИ |
(0 — 0,8) |
10 лет |
Земля: |
||
Аренда: |
0 |
3 года |
коэффициент от базовой ставки |
0,4 |
10 лет |
Страховые взносы: |
||
Общий размер взносов: ПФР ФОСС ФОМС |
7,6% 6% 1,5% 0,1 % |
10 лет |
Дополнительныепреференции: |
||
Сокращенное время проведения контрольных проверок |
На весь период статуса резидента |
|
Приоритетное подключение резидентов к объектам инфраструктуры |
На весь период статуса резидента |
|
Не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников |
На весь период статуса резидента |
|
Беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования); |
На весь период статуса резидента |
|
Получение разрешительной документации на капитальное строительство - не более 40 дней |
На весь период статуса резидента |
|
Финансирование строительства объектов инфраструктуры ТОР за счет бюджетных средств |
На весь период статуса резидента |
|
Предоставление управляющей компанией государственных услуг на территории ТОР (МФЦ) |
На весь период статуса резидента |
|
Сокращенное время проведения контрольных проверок |
На весь период статуса резидента |
|
Режим свободной таможенной зоны |
На весь период статуса резидента |
Населению, в целях повышения качества жизни и уровня доходов, как одного из важнейших показателей его благосостояния создаются следующие условия, влияющие на величину доходов:
- реализуются социальные программы;
- осуществляются социальные трансферты;
- создаются условия для трудоустройства (в т.ч. подготовка и переподготовка кадров).
Основными факторами, оказывающими влияние на величину доходов, являются: уровень заработной платы, динамика розничных цен, уровень налогов, насыщенность рынка потребительскими товарами и т. д. При оценке уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого, реального дохода.
Уровень номинального, располагаемого и реального дохода в Российской Федерации, Дальневосточном федеральном округе и Камчатском крае за период 2013-2015 гг. представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Уровень располагаемого и среднедушевого дохода Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и Камчатского края
за 2013-2015 гг.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Изменения,% |
|
2015/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
Располагаемый доход (руб.) |
|||||
Российская Федерация |
29792 |
32611 руб. |
31325 |
105,15 |
96,057 |
Дальневосточный федеральный округ |
35328 |
34300 руб. |
41709 |
118,06 |
121,6 |
Камчатский край (млрд.руб.) |
44648 |
46000 |
54500 |
122,07 |
118,48 |
Среднедушевой доход(руб.) |
|||||
Российская Федерация |
25928,2 |
27766,6 |
30 224,5 |
116,57 |
108,85 |
Дальневосточный федеральный округ |
28929 |
31974 |
36575 |
126,43 |
114,39 |
Камчатский край |
35371 |
37 030 |
39 494 |
111,66 |
106,65 |
Показатели, представленные в таблице демонстрируют, что располагаемый и среднедушевой доходы с каждым годом увеличиваются.
Список источников:
О доходах населения [Электронный ресурс] : режим доступа : https://bgscience.ru/lib/6215/ (дата обращения 21.11.2016г.)
О доходах населения, государства и фирм [Электронный ресурс] : режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 (дата обращения 21.11.2016г.)
Физиократия экономическая школа [Электронный ресурс] : режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F (дата обращения 21.11.2016г.)
List of sources:
1. Incomes of the population [electronic resource]: Access: https://bgscience.ru/lib/6215/ (reference date 21.11.2016g.)
2. The incomes of the population, the state and the firms [electronic resource]: Access: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4 ( 21.11.2016g reference date.)
3. Physiocracy Economic School [electronic resource]: Access: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BA% D1% 80% D0% B0% D1% 82% D0% B8% D1% 8F (reference date 21.11.2016g.)