КОНТРОЛЬ ЗА ИНТЕРНЕТ-ТРАФИКОМ В 21 ВЕКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНТРОЛЬ ЗА ИНТЕРНЕТ-ТРАФИКОМ В 21 ВЕКЕ

Шелест С.М. 1, Чикин А.И. 1
1Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека. Говорить о его значимости – весьма тривиальная практика. Но вопрос о регулировании интернета - это большая общественная проблема, и по этой причине она так широко и горячо обсуждается во всем мире.

Что есть интернет на сегодняшний день?

Интернет - всемирная система компьютеров, локальных сетей, серверов, добровольно объединенных между собой в одну распределенную по планете сеть, служащую для обмена информацией. Данное определение смог бы сформировать любой интернет-пользователь, на базовом уровне владеющий «компьютерной грамотой».

Сегодня во Всемирной Паутине легко найти информацию, недоступную и противозаконную в реальном мире. Достаточно набрать нужные слова в поисковой системе, и пользователь попадет в настоящий сад запретных плодов: картинки для педофилов, инструкции по изготовлению взрывчатки, распродажа наркотиков, нацистские лозунги. Эти тайны и многое другое открыты услугам любого, попадающего в Сеть.

Кто и как следит за пользователем?

Вследствие перечисленных выше причин государство видит перед собой необходимость контролировать интернет, вводя цензуру и анализируя сетевой трафик. Пожалуй, первый шаг на этом пути сделали США после терактов 11 сентября 2001 года, создав проект ТИО – Тотальная Информационная Осведомлённость. Согласно данному проекту, спецслужбы Америки могли перехватывать любую информацию, передаваемую через интернет, если та предположительно несла угрозу интернет-безопасности. Стоит ли говорить об общественном резонансе в стране – «колыбели демократии», вызываемом данной мерой. Апогеем линии правительства США стало нашумевшее дело Эдварда Сноудена, о котором слышал практически каждый человек, хоть немного следящий за происходящим в мире.

Думаете, «глаза и уши» в вашем компьютере есть только у государства? Общую картину смажет тот факт, что и простые, гражданские сервисы собирают о нас информацию. Стоит использовать так называемые «инструменты разработчика» в браузерах Google или FireFox, чтобы увидеть, какой интерес представляет пользователь для целого ряда организаций.

При попытке зайти на ресурс xakep.ru лишь два запроса адресованы непосредственно сайту, все остальные из списка – сторонним организациям, собирающим информацию о ваших интересах с целью, как правило, сформировать наиболее нацеленную на ваши потребности рекламу.

Как обстоят дела в России?

Коммерческие корпорации собирают информацию о ваших интересах. США следят за своими гражданами с целью предотвратить теракты. А имеет ли правительство нашей страны отношение к данной тенденции? Россия озабочена контролем и правовым регулированием деятельности глобальной Сети на своей суверенной территории. 24 июня 2016 года Госдума приняла так называемый «антитеррористический пакет», существенная часть которого посвящена интернету. Согласно документу операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных и помогать ФСБ в расшифровке всего трафика.[1;2] Против нового закона выступили крупнейшие российские интернет-компании – Mail.ru и "Яндекс", а также профильные ассоциации РАЭК и РОЦИТ и даже рабочая группа «Связь и ИТ» при Правительстве России. Закон предписывает операторам связи и «организаторам распространения информации» (ими могут быть признаны любые сайты, реестр ведет Роскомнадзор) хранить все данные, переданные пользователями.

Разрешается ли за нами следить?

«Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…» (ч. 1), «на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», «ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ч. 2). Согласно 24 статье Конституции, «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ч. 1) – так гласят правовые документы РФ. Споров о правомерности принимаемых мер продолжаются до сих пор, здесь в сознании гражданина идёт борьба между потребностью в собственной безопасности и потребностью в ощущении собственной свободы. [3]

Отношение к интернет-контролю.

На основе проведенного нами исследования, целью которого было выявление отношения пользователей к интернет-контролю, были получены следующие данные: большинство пользователей интернет-ресурсов отрицательно относятся к контролю пользовательского интернет-трафика со стороны государства (74%). Около 12% пользователей имеют нейтральное отношение. Что касается положительного отношения к интернет-контролю, то можно сделать вывод, что лишь 14% проявляют такое отношение. Следовательно, феномен интернет-контроля является актуальной проблемой, так как большинство пользователей относятся к политике по легализации интернет-контроля со стороны государства отрицательно, даже при наличии у этого закона положительных сторон.

Также были получены следующие результаты: опрошенные демонстрируют в подавляющем большинстве высокий уровень информированности о данном законе. При этом почти 20% о данной инициативе не слышали. На наш взгляд, законы такого масштаба должны доноситься до людей в обязательном порядке, поскольку их последствия вызывают огромный резонанс: большинство населения не только не готово оплачивать издержки компаниям связи, но и готово проявлять гражданскую активность по воспрепятствованию функционирования закона. Респонденты указали следующие основные цели, которых придерживается государство, контролируя сетевой трафик пользователей: предотвращение вербовки в запрещенные террористически организации (22%); предотвращение актов терроризма (28%); предотвращение торговли наркотическими веществами (6%); получение информации об общественном мнении (5%); предотвращение акций и митингов нелегального характера (12%); получение информации о деятельности оппозиционных партий (14%); получение компрометирующих материалов (12%).

Борьба с терроризмом называется одной из основных причин принятия закона, но негативная оценка нововведениям и недоверие государству в его политике в сети интернет позволяют считать, что личностные права и свободы люди ставят выше страха за безопасность и стабильность, что говорит о преобладании общечеловеческих гуманистических ценностей над попытками создать ажиотаж вокруг явлений, опирающихся на первобытный страх.

Последствия для личности

Известный журнал TheGuardian опубликовал результаты исследований, связанных с контролем пользовательского сетевого трафика. Согласно исследованиям, неразборчивый мониторинг государства за своими гражданами способствует недоверию, конформизму и посредственности общества, указывает автор статьи, основываясь на данные многочисленных исследований. Изучение этих доказательств приводит к ясному заключению и предупреждению: сбор информации и массовая слежка представляет серьезный риск для нашего психического здоровья, производительности труда, социальной сплоченности, и, в конечном счете, нашего будущего. Опять-таки, готовы ли мы идти на жертвы ради собственной безопасности?

Еще 15 лет назад исследования показали, что слежка приводит к высокому уровню стресса, усталости и тревоги. На рабочем месте она также снижает производительность и приводит к потере чувства личного контроля у сотрудников. Правительство, которое занимается массовой слежкой, не может утверждать, что ценит благополучие и продуктивность своих граждан.

Секретные программы слежения способствуют недоверию между государством и общественностью. Исследования показали, что люди толерантны по отношению к подобным программам только в обмен на гарантии их собственной безопасности. Но приходит момент, когда становится ясно, что люди жертвуют личной свободой, а это может привести к расколу общества. А такое поведение может привести к тому, что больше половины населения перестанет доверять государству, что в свою очередь приведет к подрыву демократической политической системы.

Осуществляя массовую слежку за гражданами, у правительства может складываться ложное ощущение абсолютного контроля, при этом не учитывая, что это приводит к ослаблению государственной власти.

Газета TheGuardian также считает, что правительство явно недооценивает психологическое влияние на граждан подобных программ слежения. И следует заметить, что в создании и разработке этих программ мнение психологов не учитывалось. [4]

Соотношение личностного и общественного

В социологии существует множество теорий корреляции между общественным и личностным. Одни исследователи сводят сумму действий и мнений индивидов к общей картине социума, у других «целое» не равно его «частям». Данная дискуссия актуальна и для поднимаемого нами вопроса.

Индивид, безусловно, несёт урон от законодательных практик. Несёт ли урон группа индивидов? Если общество сводится к набору индивидов, то очевидно, что да. Если общество – нечто большее, то здесь уже в игру вступают более обширные понятия – государственная безопасность, например. И результаты деятельности страны мы сможем наблюдать лишь спустя некоторое время после освидетельствования последствий. Но не будет ли слишком поздно для рефлексии? Или же мы пожалеем, что не сказали «спасибо» за необходимую нам опеку сразу? Время покажет.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"

2. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"

3. Конституция Российской Федерации/ URL: http://www.constitution.ru/

4. The Guardian [Электронный ресурс]: «NSA and GCHQ: the flawed psychology of government mass surveillance.»/ URL: https://www.theguardian.com/science/head-quarters/2013/aug/26/nsa-gchq-psychology-government-mass-surveillance
Просмотров работы: 500