К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Новикова М.С. 1
1ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Есть установки, направленные на самого себя, из которых, фактически состоит понятие Я-концепция: 1) "образ Я" - представление индивида о самом себе (на основе сравнения с другими людьми); 2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.[1]

Традиционно выделяют три вида Я-концепции:

  1. Когнитивная Я-концепция - это представление индивида о себе, набор определенных характеристик, которыми, как ему кажется он обладает.

  2. Оценочная Я-концепция – это оценка и отношение индивида к своим характеристикам.

  3. Поведенческая Я – концепция – это поступки человека в действительности.

Я – концепция является следствием, а так же предпосылкой социального взаимодействия. Представление человека о других часто определяются его представлением о себе, что и является предпосылкой.

Я – концепция представляется иерархической структурой. Во главе – глобальная Я – концепция, которая включает всевозможные грани индивидуального самосознания. Джемс писал, что это «поток сознания» или чувство собственной преемственности и неповторимости. Автор выделяет два элемента: Я-сознающее и я – как объект. Я – объект имеет место быть только в процессах сознавания. Процессом которого является содержание в котором говорится, что человек может сознавать самого себя. Глобальная Я – концепция имеет установки, которые могут иметь различные ракурсы и модальности. Выделяют три основных модальных самоустановок:

  1. Реальное Я – установки представления о том, каков он есть на самом деле и его актуальные способности;

  2. Зеркальное (социальное) Я – установки представления о том, как его видят другие;

  3. Идеальное Я – установки представления о том, каким он хочет стать.

Три элемента установки конкретизируются:

  1. Образ Я – то, каким он себя видит;

  2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

  3. Потенциальная поведенческая реакция – действия, вызванные образом Я и самооценкой.[2]

Хорни (1950) показала большое расхождение между реальным и идеальным Я, что приводит к депрессии, которая обуславливается недостижимостью идеала. По мнению автора, психотерапия может помочь человеку отказаться от несуществующих устремлений, указанных идеальным Я.

Олпорт (1961), считает что идеальное Я отражает цели связанные с будущим индивида. Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я, как набор черт личности, какими человек должен обладать, чтобы достичь адекватности. [2]

В Я-концепции выделяют функции:

  1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Достижение внутренней гармонии. Существенным фактором восстановленного внутреннего согласия является то, что человек думает о себе.

  2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

  3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Это представления о том что должно произойти.

Образ «Я» - это целостное представление человека о себе. Это не просто осознание отдельных своих черт и качеств. Это самоопределение: : Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану? От представлений человека о себе, зависят его взаимодействия с людьми и в целом его отношения с окружающим миром. Образ «Я» - это отношение к себе, самоуважение, любовь к себе, принятие себя.

Образ «Я» обычно включает в себя:- «Я» - реальное - как представление индивида о себе, каков он на самом деле;- «Я» - идеальное - как его представление о своем желаемом образе;- «Я» - зеркальное - как его представление о том, что о нем думают другие;- «Я» - фантастическое - как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др.

Компоненты Я-концепции, выделяемые в отечественной психологии:

  • когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;

  • эмоциональный, отражающий отношение к себе;

  • оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социалыгую роль, авторитет и т.п

Они развиваются и формируются в общении и деятельности.

Основные источники Я- концепции:

  • Мнение и оценка окружающих

  • Сравнение себя с другими

  • Оценка результатов деятельности

  • Внутренние ощущения, переживания.

Я- концепция бывает:

  • Адекватная ( реальная)

  • Неадекватная( идеализированная)

Так же делят на:

  • Я-идеальное – идеальный субъект в соответствии с моральными нормами.

  • Я-фантастическое – желанный образ.

  • Я- социальное – субъект как член общества

  • Я-физическое – представление о своем теле.

Так же Я- концепцию делят на:

  1. Позитивная Я-концепция

Достаточный уровень самосознания невозможен без достижения цели воспитания как формирования личностных смыслов и смысловых установок.

Человек становится субъектом собственной жизни,когда у него формируется представление о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

Эта концепция связана с формированием таких качеств, как самоуважение, уверенность в себе, доверие к себе и целеустремленность. Об этом писал Р. Бернс в своей книге « Я- концепция и воспитание».[1] Он определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений о себе, сопряженной с их оценкой.

  1. Негативная Я-концепция (я плохой)

Например, дети, обладающие негативной Я- концепцией, характеризуются:

- повышенной тревожностью

- ранимостью

-склонностью к самоуничижению и самоотрицанию

-трудности в общении

-плохая успеваемость

Я-концепция связана с его успеваемостью, а учитель и его отношение могут либо улучшить, либо снизить самооценку школьника.[3]

Райенс (1961) установил, что в начальной школе успеваемость, готовность к ответу и уверенность к ответу, тесно связано с дружелюбием и теплом учителя.

Личностные качества, необходимые для эффективной работы:

1) Стремление к максимальной гибкости.

2) Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям учащихся.

3) Умение придать личностную окраску преподаванию.

4) Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащегося.

5) Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися; предпочтение устных контактов на уроке письменным.

6) Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Учитель может создать необходимую атмосферу в классе, если будет руководствоваться принципами:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать в группе свои чувства.

9) Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

В младшем школьном возрасте развивается и формируется Я-концепция, так как в этот период характерна тенденция к развитию сферы «я».

У младшего школьника проходит индивидуальное и социальное развитие.

«Я в обществе» - это социальная позиция, в которой реализуется потребность к приобщению себя в общество.

«Я ученик» - ребенок пытается выйти за рамки детского образа.

Школьная жизнь наполнена оценочными отношениями. Особенно влияет на становление «Я-концепции» учебная деятельность. Оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, что является источником адекватных и неадекватных самооценок.

Под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности, складывается уверенность или неуверенность в себе.

Самооценка, к концу младшего школьного возраста, может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения, общения.[4]

Я-концепция предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных образов «Я».

Образ «Я» - важная для личности социальная установка. Потребность в положительном образе «Я» есть у каждого человека. Отрицательное отношение к себе, Отрицание собственного «Я» люди переносят болезненно.

Вопрос об истинности "образа Я" правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

Источники:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

  4. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В.Петровского). – М.: Просвещение, 1973, с. 66-97.

Просмотров работы: 584