ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

Федосейкина В.С. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С введением новых образовательных стандартов, большинство вузов России, все более активно начали применять адаптированные к современным потребностям рынка труда, элементы практико-ориентированного обучения, в частности, прохождение студентами производственной практики.

Эффективным инструментом для приобретения студентами профессиональных компетенций является четко спланированная организация и координация процесса прохождения практики.

В качестве результатов обучения в государственных образовательных стандартах третьего поколения выступают именно компетенции, которые отражают стандарты деятельности (виды деятельности, к которым должны быть готовы выпускники, отражены в их квалификационной характеристике, представленной в государственном образовательном стандарте). Следует отметить, что на этапе профессиональной подготовки нет еще оснований говорить об эффективной профессиональной деятельности специалиста, потому что еще не ясна его будущая занимаемая должность.

Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС третьего поколения, ставят для всей системы профессионального образования следующую основную задачу – подготовить компетентного специалиста, способного к самообразованию, саморазвитию и инновационной деятельности.

В современном образовательном процессе студент должен иметь высокий интеллектуальный уровень, профессиональную мобильность, гибкое мышление, умение формировать самостоятельную стратегию деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, т.е. обладать определенными федеральными стандартами профессиональных и общих компетенций.

Рассматривая образовательный процесс вуза как сложную систему, включающую в качестве главных компонентов содержание подготовки, воспитывающую и формирующую деятельность преподавателей и учебно-познавательную деятельность студентов, ученые выделяют специфические проблемы процесса подготовки в высшем учебном заведении (многообразие изучаемых дисциплин, интенсивный учебный график, отсутствие регулярного контроля со стороны преподавателей, большая доля самостоятельной работы, разнообразие контактов в общении и взаимодействии, расхождение между общими целями и задачами обучения и индивидуальными интересами студентов), которые с одной стороны могут рассматриваться как трудности объективного и субъективного характера, а с другой – выступать средством воспитания личности будущего педагога.

Если анализировать непосредственно практико-ориентированный подход в обучении, то здесь можно выделить два основных направления. Первое направление агрегирует процесс обучения и прохождения практик, с целью знакомства студентов с профессиональной средой, требованиями, предъявляемыми к профессии педагога. Второе направление связано с формированием у студентов компетенций, а также личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение функциональных обязанностей. Таким образом, традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: «Знания - Умения - Навыки - Опыт деятельности». С этих позиций традиционный элемент обучения - практика студентов - приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ вузовской подготовки. Педагогическая практика - важнейшее средство реализации практико-ориентированного подхода, цель которой закрепление и углубление теоретической подготовки студентов, формирование и развитие профессиональных компетентностей, приобретение будущими педагогами практических навыков организации образовательной деятельности детей, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Планируя образовательный процесс, важно исходить из того, что технологии обучения и воспитания должны обеспечивать, освоение студентами конкретных способов деятельности, необходимых для* организации коллективной и индивидуальной образовательной деятельности детей, а методика проведения занятия, мероприятия - это возможный вариант педагогической деятельности будущего педагога с детьми, способ освоения методических приемов и технологий, необходимых в организации деятельности обучаемых. Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Л.В. Байбородова: «Практико-ориентированный подход реализуется, если осуществляется взаимодействие всех структур, участвующих в подготовке педагогических кадров для сферы образования (колледжей, вузов, образовательных организаций всех уровней)».

Делая вывод, следует отметить, что формирование компетенций студентов вузов – это ответ системы высшего профессионального образования на запрос общества, работодателей и самих студентов, для которых также важно знать те критерии, по которым их будут оценивать, как по отношению к профессии в целом, так и в условиях конкретного рабочего места.

Список литературы

  1. Ковригина Л. В. Использование элементов информационных технологий при подготовке учителей логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3. – С. 57.

  2. Кузьмина О. С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2014. – № 5.1 (53). – С. 365–370.

  3. Пахаренко, Н. В. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций [Электронный ресурс] / Н. В. Пахаренко, И. Н. Зольникова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education. ru/106-7502.

  4. Семушина, Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов / Л. Г. Семушина. — М., 2013.

  5. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю. Г. Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. — М., 2014.

  6. Филатова, Л.Э. Психолого-педагогические условия формирования компетентности в профессиональном общении студентов-психологов [Текст]: автореф. дис. …. канд. психол. наук / Л.Э. Филатова. – М., 2012. – 21 с.

  7. Щербаков С. В. Реализация компетентностного подхода в обучении студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2015. – № 3 (7). – С. 129–131.

Просмотров работы: 330