Под понятием социализация понимают процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, в процессе которого происходит усвоение общественно одобряемых форм поведения, необходимых для нормальной жизни в обществе [1]. Социализация, как по содержанию, так и по средствам реализации является сложным процессом взаимодействия человеком с окружающим его миром.
Любое общество стремится сформировать определённый социальный тип ребенка, соответствующий его социальным нормам и идеалам. При этом главенствующая роль всегда отводится воспитанию как целенаправленному процессу включения различных поколений в систему социальных ценностей и социальных ролей. Воспитание личности – всегда являлось сложной задачей. Перед педагогами встают как традиционные вопросы – чему учить и как воспитывать детей в современных условиях, так и более глобальная проблема: как сформировать человека, отвечающего требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Данные требования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В нем выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из них является социально-коммуникативное развитие. В это направление включена образовательная область «социализация» как область, ориентированная на развитие индивидуальных и личностных качеств дошкольников. К числу выдвигаемых требований к социальному развитию детей относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками и многое другое [2]. В дошкольном возрасте от успешной социализации зависит дальнейшее развитие человека, раскрытие его индивидуальных возможностей, становление личности в целом. Следовательно, наиболее важной задачей педагогов, при обучении и воспитании детей, является направление своих усилий на создание в дошкольных образовательных организациях условий для успешной социализации воспитанников.
Как отмечает Д. И. Фельдштейн, изменения в мире ведут к изменениям ситуации развития и функционирования самого человека [3]. Речь идёт о культурной депривации, т.е. ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности, источники развития которой находятся в области культурного опыта человечества. Без необходимых условий невозможно полноценное личностное развитие ребенка, формирование его духовного мира. Освоение детьми культуры, общечеловеческого опыта нельзя представить без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека: взрослого или сверстника, но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению различных неблагоприятных последствий. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения различных расстройств у детей огромное значение имеет позитивная социализация. Она выступает базой для всестороннего развития ребенка, его потенциала, который может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях. Также в процессе социализации происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Список литературы:
М. Кременецкая, С. Коноваленко. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста// М. Кременецкая, С. Коноваленко– М.: Детство – Пресс, 2011
Волгина О.И. Социальное партнерство в условиях модернизации дошкольного образования / Волгина О.И. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 5. – с. 5 - 9
Зебзеева В. А. Социализация и индивидуальное развитие ребёнка как главный критерий нового стандарта дошкольного образования / Зебзеева В. А. // Сборники конференций НИЦ Социосфера – 2014. – № 3. – с. 14 - 19