ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Смирнова М.М. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Современное научное знание показывает растущий интерес к проблеме тревожности личности. Данный интерес отображается в научных исследованиях, где представленная проблема занимает основное положение и анализируется в психологическом и множестве различных аспектов. Подростковый возраст в основном трактуется как один из самых трудных и непоследовательных периодов становления личности.

Количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью растет с большой скоростью. Большинство исследователей и психологов практиков отмечают, что именно тревожность лежит в фундаменте целого ряда психологических трудностей возрастного созревания. Решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

Рассмотрение проблемы тревожности у подростков важно, как для раскрытия сущности данного явления, так и для осмысления развития их эмоциональной сферы. Как отмечают большинство исследователей и практических психологов, именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей подросткового возраста.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Степень тревожности, испытываемая ребенком, непосредственно связана со стилем его воспитания, как отмечала А.С. Спиваковская..

Детально анализировал проблему зависимости подростковой тревожности от взаимоотношений в семье А.М. Прихожан. Исследователем была проанализирована взаимосвязь тревожности детей и родителей, и, по полученным данным, связь тревожности детей и родителей отмечалась для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. А.М. Прихожан делает вывод, что эмоциональные трудности и проблемы чаще встречаются у тех детей, родители которых характеризуются личностными нарушениями, склонностью к неврозоподобным состояниями, депрессии и т. п. [28].

Причины возникновения тревожности относятся к числу наиболее изучаемых, спорных, но вместе с тем и очень значимых. Одной из сложнейших проблем являются природные предпосылки тревожности личности как устойчивого образования, анализ ее соотношения с нейрофизиологическими, биохимическими особенностями организма. Как известно, подростковый возраст является порой быстрого взросления и созревания, это возраст надежд, но вместе с тем и тревог, самоутверждения и независимости, пора надежд и разочарований. Именно в подростковом возрасте дети очень часто неправильно дают оценку себе и окружающим, а здесь не исключены ошибки, заблуждение, разочарование, и что самое главное колебание самооценки. И именно поэтому проблема тревожности в этом возрасте так актуальна.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у учащихся можно выделить:

1.Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности

2.Нарушение взаимодействия с родителями, ровесниками, учителями.

3.Соматические нарушения [29].

Устойчивое личностное новообразование тревожность приобретает лишь к подростковому возрасту, в этот временной промежуток она опосредуется.

Тревожно-мнительные черты подростков, а именно страхи, волнения, опасения, сопровождающие формирование характера так же является одной из причин повышенной тревожности.

По результатам исследований большее количество детей в подростковом возрасте неуверенны в себе и своих возможностях, поэтому ребенок может отказаться от деятельности, которая требует проявления себя, а если удается добиться успеха в каком-то деле – подросток может оценивать свои результаты неверно, с точки зрения низкой самооценки.

Психосоматические заболевания, астения – всему этому способствует высокая тревожность.

По - мнению А.С.Спиваковской, стиль воспитания подростка и степень его тревожности находятся в прямой зависимости. Повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка способствует формированию усиления тревожности [31].

А.М.Прихожан была детально проанализирована проблема зависимости тревожности подростков от взаимоотношений в семье: ученая делает вывод, что эмоциональные трудности и проблемы чаще встречаются у тех детей, родители которых характеризуются личностными нарушениями, склонностью к неврозоподобным состояниями, депрессии и т. п. Связь тревожности детей и родителей отмечалась для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов [28].

В старших классах тревожность подростков меняет свою локацию и концентрируется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром, таких как: школа, сверстники, семья, будущее и т.д. Появление тревожности, ее закрепление связано с развитием рефлексии, с осознанием противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения.

Нужно отметить, что мобилизующее влияние тревога начинает оказывать только с подросткового возраста, в нем она становится мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы, тогда как в дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект.

Тревожности подвержены как девочки, так и мальчики, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек [30].

Все более увеличивается количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и своих силах, эмоциональной неустойчивостью: «Дидактогения», «дидактогенные неврозы», «школьный невроз», «школьная фобия» - вот некоторые из определений переживания школьного неблагополучия ребенком. Каждое из этих понятий указывает на отдельные состояния учащихся, которые характеризуются неустойчивостью, комплексом переживаний, приводящих к эмоциональной лабильности и дезадаптации.

Школа, как один из важнейших институтов социализации, открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни одна из первых. Именно школа параллельно с семьей воспитывает и обучает ребенка, становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка

Школьная тревожность является широким понятием, включающим в себя различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.

Так же у учащихся не редко происходят конфликтные ситуации с учителями, которые являются одной из основных причин тревожности.

Подобное поведение педагога служит скорее пусковым механизмом, «триггером» состояния тревожности и актуализации тревожности как личностного образования.

Школьную образовательную среду можно представить, как:

1.Человеческие факторы, связанные с характеристиками системы "ученик - учитель - администрация - родители";

2.Программа обучения;

3.Физическое пространство, характеризующееся эстетическим особенностями и определяющее возможности пространственных перемещений ребенка [26].

Наиболее типичной причиной возникновение школьной тревожности становятся с социально - психологические факторы или факторы образовательных программ. Изучив литературу по данной проблеме, мы выделили следующие факторы, которые могут способствовать ее формированию и закреплению:

1.Неадекватные ожидания со стороны родителей, педагогов

2.Учебные перегрузки;

3.Неблагоприятные отношения с педагогами;

4.Неспособность учащегося справиться со школьной программой;

5.Регулярно повторяющиеся оценочно - экзаменационные ситуации;

6.Смена или неприятие школьного коллектива.

7.Конфликт между внутренними потребностями самого ребенка;

8.Противоречивые требования со стороны родителей;

9.Конфликт между воспитательными системами «школа – семья»;

10.Негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе;

11.Ориентация ребенка не на процесс обучения, а на его конечный результат.

Конечно же в подростковом возрасте большое значение отводится общению со сверстниками: исследователи подросткового возраста, в конечном итоге, сходятся в этом мнении. Отношение с друзьями, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, находится в центре жизни подростка. В основе изменения поведения, возникновения аффективного напряжения, снижения успеваемости по школьным предметам чаще находится нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, учителями. Нейротизм нередко становится причиной нарушения социальных связей с окружающими [3].

С выводами отечественных психологов во многом совпадают результаты изучения тревожности зарубежными исследователями. Например, Х.Хекхаузен использует следующее высказывание Спилберга: "…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы" [15].

В подростковом возрасте у многих, параллельно с общительностью, тесно переплетаясь и противореча ей, но при этом дополняя ее, развита повышенная застенчивость. При изучении одного из социальных исследований мы обнаружили следующий факт: именно в этом возрасте у преобладающего количества подростков наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения.

Застенчивость подростка является основной проблемой в коммуникабельности. Опираясь на данные психологических исследований, мы можем сказать, что те подростки, которые считают себя застенчивыми, в действительности отличаются пониженным уровнем экстраверсии, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение,

Именно своими личностными качествами подростки объясняют неудачи в общении, что занимает лидирующее место в ряду психологических трудностей этого возраста. Такая установка мешает, а то и вовсе не позволяет устанавливать новые контакты. Если в других сферах жизни подростки могут правильно оценивать свои неудачи и тревоги, и, опираясь на прошлый опыт и свои ошибки, добиваться новых положительных результатов, то в сфере общения они особо уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся прогноз «У меня все равно ничего не получится" [22].

И конечно в подростковом возрасте самоуважение в коллективе, классе - ведущий мотив жизни и деятельности для подростка. Быть признанным в коллективе, играть определенную роль, занимать определенное место - сверхценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.

Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств трудовой деятельности и общения. По – мнению И.М.Жутиковой, именно такие подростки с низкой самооценкой, неразвитым самопознанием, особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность [27].

Изучением тревожности занимались многие известные психологи, такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А. Прихожан, Ролло Мэй. Разработаны тесты на выявление тревожности именно в подростковом возрасте Учеными были предложены различные способы и методы по снятию тревожности. Так же составлено много программ по снятию тревожности, но анализирую и обобщая предыдущий опыт в данной области, можно сделать вывод, что в работах не хватает комплексности [27].

Решение проблемы повышенной тревожности требует своевременного ее выявления при помощи разработанной диагностической программы с целью профилактики и дальнейшей коррекции. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке подростков к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./ Г.С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2012

  2. Абрахам Маслоу. МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ. Перевод А.М.Татлыбаевой Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999 г. - 352 с.

  3. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 2010

  4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги//Психологический журнал. 1992. Т. 13. №5. С. 111-117.

  5. Бабицкая М.О., Банайтис Н.Г. Влияние страхов и тревожности на учебную деятельность // Журнал «Современные проблемы науки и образования» № 3, 2009. - С. 24-25.

  6. Батаршев А. В. Темперамент и характер. М.: Ин-т психотерапии, 2001 г. - 346 с.

  7. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

  8. Вилюнас В.К., Психология эмоций. Хрестоматия, Питер, 2012. - 496 с.

  9. Волков Б.С., Психология подростка: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013, - 208 с

  10. Горбатова Е. А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2008 г. - 336 с.

  11. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.124-126.

  12. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 256 с.

  13. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция состояний тревожности // Журнал «Психологическая наука и образование», № 3, 2007. С. 68-75

  14. Еникеев М. И. Общая психология: учебник для ВУЗов. - М.: «Изд-во ПРИОР», 2000 г. - 400 с.

  15. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 336 с

  16. Захаров А.И., Неврозы у детей и подростков. - М.: 2010

  17. Изард К. Эмоции человека - СПб.: Питер, 2001г. -С. 358.

  18. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., URL:2002.http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400802

  19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы - СПб: Изд - во «Питер», 2000 г. - 512 с.

  20. Кондратьев М.Ю., Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2014. - № 3.

  21. Кордуэлл Майк. Психология. Словарь. – М.:2011

  22. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - С.-Петербург, Речь, 2002. - 256 с.

  23. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта,. 2009

  24. Ксенофонтова Н.А. Гендерный аспект общественного развития. - М: Наука, 2005. - 180 с.

  25. Кузнецова Н. Как снять предэкзаменационную тревожность? // Журнал «Воспитание школьников» № 3, 2008. - С. 47-50

  26. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 2002. – 150 с.

  27. Лэнгле А. Введение в экспериментально-аналитическую теорию эмоций // журнал «Вопросы психологии» № 4 июнь - август. - 2004 -. С 13-21

  28. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Академия, 2000.-190 с.

  29. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов - СПб: Питер, 2004 г. - 583 с.

  30. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога сот взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Рогов Е. И. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008 г. - 477 с.

  31. Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.

  32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера», 1996г. - 240 с.

  33. Психология подростка. Полное руководство. / Под общ. ред. А.А. Реана., СПб.: Прайм-Еврознак, 2008, - 504 с.

28. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование»№ 2,1998 г, - 282 с

29. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология.-М.: АКАДЕМИЯ,1999- 461 с.

  1. Савина Е. А., Шанина Н. П. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание» №4, 1996 г, - 256 с.

  2. Спиваковская А.С. психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.:ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

  3. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24

  4. Спилбергер Ч. Тревога и поведение - СПб.: Питер, 2001, - 252 с.

  5. Суркова Е.Г., Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008, 319 с.

  6. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева; - М.: Логос, 2013.

  7. Щербатых Г.М. Психология страха. Попул. Энциклопедия - Изд. 2-е испр и доп. - М.: Эксмо. - Пресс, 2006 г. - 507 с.

Просмотров работы: 604