Говоря о роли семьи в процессе социализации, О.Н. Усанова [10] справедливо указывает на три фундаментальные сферы, где эта роль особенно доминантна, - деятельность, общение и самосознание. В отношении семьи ребенка с отклонениями в развитии, домашнее воспитание выступает не только как важнейший и определяющий фактор социализации, но и как перспектива его социальной интеграции, путь к самостоятельной и независимой жизни.
Жизнедеятельность семьи проявляется в функциях, которые непосредственно связывают удовлетворение определенных потребностей ее членов. Именно в ходе реализации своей воспитательной функции (помимо хозяйственно-бытовой, эмоциональной, духовной, сексуально-эротической) семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества [13]. В процессе осуществления семьей своей воспитательной функции удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в самореализации родителей.
С появлением в семье «особого» ребенка весь жизненный цикл семьи подвергается сильному изменению. Рождение ребенка с отклонениями в развитии чаще всего переживается как неожиданное событие и неизбежно влечет за собой родительский кризис. Родители, как правило, определенным образом готовы только к незначительным осложнениям в процессе родов и таким же в здоровье у ребенка. Так, женщины, по сравнению с мужчинами, как правило, оказываются психологически более подготовленными к возможным осложнениям при рождении ребенка: когда родительские реакции описывают как шок, стресс, отчаяние, в большей степени это относится к отцам, чем матерям.
Большинство авторов, исследователей семейной микросреды сходятся в описании наиболее общих характеристик родительских реакций (Д.Н. Исаев [6], Е.Н. Мастюкова и А.Г. Московкина [7], В.В. Ткачева [9]), к которым относят: отрицание, гнев, чувство вины, эмоциональную адаптацию; беспомощность, проявление иждивенческой позиции по отношению к государству и социуму, отвержение ребёнка; мышление членов семьи может характеризоваться снижением критичности поиском «виновного» в случившемся, слабостью рационального мышления.
Л.М.Шипицына [14] выделила следующие наиболее частые характеристики членов семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. К ним она отнесла физическую и нервно-психическую перегрузку, тревогу за перспективы ребенка; раздражение, горечь, неудовлетворение, вызванные поведением ребенка, не отвечающим ожиданиям родителей; нарушение внутрисемейных, в том числе супружеских, отношений; снижение социального статуса семьи; возникновение в семье психологического конфликта как результата столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению ребенка.
Длительность стресса, возникающего у родителей ребенка с нарушениями в развитии, может привести к различным психосоматическим заболеваниям, а также к нарушению функционирования семьи. Трудности, с которыми ежедневно сталкивается семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии, отличаются от тех, с которыми сталкиваются обычные семьи. Невозможность взять с собой ребенка на прогулку, в гости, невозможность совместного досуга вне дома по причине возможной негативной реакции окружающих или неприспособленности среды к нуждам особого ребенка ограничивает социальные контакты и круг общения, родители замыкаются на решении своих ежедневных проблем.
Наиболее часто встречающиеся потребности семей, воспитывающих ребенка с нарушением в развитии включают: здоровье собственного ребёнка; помощь от государства и социума; понимание особой ситуации ребёнка и родителя; принятие семьи с таким ребёнком; потребность в собственной реализации.
Таким образом, анализ исследований семей, воспитывающий детей с инвалидностью, указывает на специфические особенности жизнедеятельности такой семьи. Появление ребенка с инвалидностью в семье может приводить к «перекосу» одних сфер семейной жизни в ущерб другим, что негативно сказывается на процессах внутренней коммуникации и эмоциональной системе. Комплекс вины и ряд других эмоциональных переживаний не позволяет семье и, в первую очередь, матери ребенка вести привычный образ жизни. Так как самая большая нагрузка по воспитанию ребенка с нарушениями в развитии полностью ложится на ее плечи, чаще всего именно мать обеспечивает уход и заботу за ребенком с инвалидностью: от нее зависит и судьба ребенка, и общая психологическая атмосфера в семье.
Результаты различных исследований психологических особенностей матерей, воспитывающих детей с инвалидностью (Р.Ф. Майрамян [3], М.М. Семаго [8], В.А. Вишневский [2] и др.) показывают частую встречаемость эмоциональных нарушений у таких матерей, включающие сосредоточенность на плохом самочувствии, тревожность, импульсивность, гипоманию, а также отрицательное отношение к разводу, предоставление мужу ведущей роли в семье.
В работе Зайцевой Е.С. [4], посвящённой сопровождению семей детей с особенностями развития, описаны личностные особенности матерей, которые могут быть охарактеризованы как проявления эмоционального выгорания и деформации личности.
Возрастание обеспокоенности и, как следствие, постоянное стрессовое состояние современной матери, слабая социальная поддержка, - все это оказывает пагубное воздействие на женщин, многим из которых личностных ресурсов недостаточно для эффективного совладания с жизненными трудностями, и является одной из значимых причин семейного неблагополучия. Эмоциональное несовладание женщин приводит к саморазрушению, к нивелированию роли матери и сильнее всего сказывается на детях. Матери, поглощенные разрешением собственных проблем, с трудом воспринимают сигналы, исходящие от ребенка, пренебрегают его потребностями и избегают либо искажают естественный контакт с ним.
Нарушения семейного взаимодействия оказывают негативное влияние на характер детско-родительских отношений, которые составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения, детерминирующие психическое развитие и процесс социализации ребенка [1].
Детско-родительские отношения входят в понятие межличностных отношений. Межличностные отношения определяются как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.
Интегративным показателем детско-родительских отношений является удовлетворенность материнством, под которым понимается эмоционально оценочное восприятие матери взаимоотношений со своим ребёнком, себя в роли матери и характера осуществления материнских функций [5].
Исходя из вышеизложенного, изучение семей, воспитывающих детей с инвалидностью имеет особую актуальность и требует разработки новых подходов, которые позволили бы исследовать удовлетворенность материнством таких детей в контексте детско-родительских отношений.
За основу предложенной нами методики по изучению удовлетворенности материнством как фактора детско-родительских отношений были выделены следующие критерии, разработанные Е. И. Захаровой и Н. Ю. Калачевой [5]: характер взаимоотношений с ребенком; успешность реализации родительских функций; успешность развития ребенка как результат собственной деятельности; отношение к материнской роли; отношение близких людей к женщине в роли матери.
Данные составляющие удовлетворенности материнством могут быть исследованы с помощью стандартизированного наблюдения, структура которого разработана на основе перечисленных выше компонентов.
Схема наблюдения для изучения удовлетворенности материнством:
Деятельность
- общается с ребенком активно
- интенсивность общения
- частота общения
2. Функции ухода
- базовый уход (осуществление кормления/купания и др.)
- воспитание и образование
- общая компетентность матери
3. Самораскрытие
- нацеленность матери на успех своей деятельности
- видит результаты своей деятельности
- удовлетворенность результатами своей деятельности
4. Принятие роли матери
- отсутствие фрустрации
- участие в значимых для матери сферах деятельности
- гармоничное сочетание различных сфер деятельности
5. Поддержка близких людей
- чувствует поддержку родителей/друзей
- чувствует уважительное, позитивное отношение к себе
- ощущает значимость выполняемой деятельности
Каждый показатель оценивается по трехбальной шкале: 3 балла - да (часто), 2 балла – иногда, 1 балл - нет (редко), 0 – при полном отсутствии признака.
На основе полученных результатов можно сделать вывод об уровне удовлетворенности материнством. Низкий уровень удовлетворенности материнством (от 0 до 15 баллов), средний уровень удовлетворенности материнством (от 16 до 30 баллов), высокий уровень удовлетворенности материнством (от 31 до 45 баллов).
Данная методика была проведена на базе ФКУ Бюро МСЭ №3 г. Мурманска и показала свою информативность.
Соотнесение результатов, полученных в процессе стандартизированного наблюдения, с доминирующим стилем детско-родительских отношений позволит выявить возможности и конкретные пути профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов детско-родительских отношений матери и ребенка в семьях, воспитывающих детей с инвалидностью, через повышение удовлетворенности материнством.
Список литературы
Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.
Вишневский В.А. Динамика депрессивного невроза // Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 1987.
Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1976
Зайцева, Е.С. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. Канд. Пед. наук (19.00.07-педагогическая психология) / Зайцева Елена Святославовна; РГПУ им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург 2005 - 22 с.
Захарова Е. И., Калачева Н. Ю. Условия удовлетворенности материнством женщин, имеющих детей раннего и дошкольного возраста // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2007. – 397 с.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2013. 408 с.
Семаго М. М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. М., 1992. — 53 с.
Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии [Текст] : Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И.Ю. Левченко.- М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 144 с.
Усанова, О.Н. Специальная психология : учебное пособие / О.Н. Усанова. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 400 с.
Филиппова Г. Г.Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
Шебанец Е. Ю., Хатит Ф. Р. Ребенок-инвалид как отягчающий фактор положения женщины-матери в семье: психолого-педагогический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №4 (169).
Шилов И.Ю. Фамилистика: психология и педагогика семьи. Практикум [Текст].. - СПб.: Петрополис, 2000. – 415 с.
Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. / М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 528 с.