Тренинг - групповой психотерапевтический метод, направленный на развитие психологической компетентности, формирования и совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков [2].
С.И. Макшанов указывает на то, что тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на человека с помощью традиционных методов обучения, а так же создает непосредственную возможность эмоционального проживания новых моделей поведения [5].
Тренинги позволяют эффективно решать задачи, связанные с развитием коммуникативных навыков, управления собственными эмоциональными состояниями, понимания правильного выражения эмоций у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте.
Основными характеристиками тренинга являются: групповая форма поведения; обучающая направленность; структурированность; широкое применение игрового моделирования [7].
Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп - с 13 до 40 лет. Можно включать подростков в группы социально-психологического тренинга, если у ведущего есть возможность постоянного послетренингового сопровождения и контакта с ними с целью коррекции их поведения или психологической поддержки.
Любой тренинг проводится по заранее определенному плану: цель – задачи - упражнения.
Основные приемы ведения тренинга:
- психогимнастика - универсальный инструмент - это вспомогательный комплекс психологических заданий игрового типа, способствующих эффективному проведению тренинга. Психогимнастика направлена стимулирование рабочего состояния участников [5];
- ролевая игра - это способ психологического моделирования, направленный на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения в игровых условиях [4];
- групповая дискуссия, направленная на обеспечение систематической рефлексии в тренинговой группе [3].
По мнению, Л.А. Петровской тренинг - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития личностных особенностей [1].
Тренинг, направленный на коррекцию личностной сферы подростков влияет на изменение их отношения к социальному окружению и к собственной личности [3]. Подросток может судить о том, что он собой представляет и на что способен, не только из личностных побуждений, а так же посмотрев на себя со стороны [6].
Таким образом, тренинг является средством развития личности, как каждого участника, так и группы в целом. Специфическая среда тренинга во много определяет направленность и эффективность психологической коррекционной работы. Психологический тренинг является методом плановых изменений личности человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
Список литературы:
Вачков, И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. В. Вачков. - Москва : Эксмо, 2008. - 416 с.
Горбатова, Е. А. Теория и практика психологического тренинга [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Горбатова. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 320 с.
Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками [Текст] : творчество, общение, самопознание / Андрей Грецов. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 414 с.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] : практикум / А. Г. Волошина [и др.]. ; Под ред. Е. А. Левановой. - СПб. : Питер, 2007. - 202 с. : ил.
Основы социально-психологического тренинга [Текст] / авт.-сост. М. А. Василенко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 125 с. : ил.
Строганова, Л. В. Внеклассные занятия по психологии для младших школьников и подростков [Текст] : [пособие] / Л. В. Строганова, О. П. Чурляева. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. – 135 с.
Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция [Текст] : тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития / Т. В. Эксакусто, О. Н. Истратова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 254 с. : табл.