РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

Михалёва О.А. 1, Чижикова Т.А. 1
1ОмскийГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пространственная организация территории любого государства должна обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие страны в целом и каждого региона в отдельности. Для этого необходимо четкое понимание основных векторов развития и организация грамотного стратегического территориального планирования.

Развитие территориального планирования России с середины 19 века до 1917 года происходило под влиянием ряда политических факторов :

– крестьянская реформа 1861 года обеспечила крестьянам личную свободу, создала благоприятные условия предоставления крестьянам земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности;

– земская реформа 1864 года повлияла на создание условий для формирования и развития местного самоуправления;

– столыпинская аграрная реформа 1906 года обеспечила создание условий для оборота сельскохозяйственных земель, участки стали предоставляться на новых территориях.

В Советском союзе стратегическое территориальное планирование получило активное развитие и нашло свое отражение в рамках районной планировки.

В СССР под районной планировкой понимался комплекс предложений, касающихся планировочной организации территории экономических или административных районов государства. Районная планировка была основана на целом круге социальных, экономических, санитарно-гигиенических и градостроительных мероприятий и велась с учетом природных условий , обеспечивая тем самым комплексный системный подход к территориальному планированию. Основной задачей районной планировки являлось комплексное территориально-хозяйственное устройство проектируемого района, а также формирование его функционально-планировочной структуры, которая бы обеспечивала наиболее рациональное размещение производительных сил и наиболее комфортные условия для трудовой деятельности, быта и отдыха населения.

Широкое развитие районная планировка в СССР получила в 1930-е гг. Именно в этот период развернулись активные работы по индустриализации страны. Изначально проекты разрабатывались только в связи с размещением промышленных новостроек и строительством новых городов, и только потом крупных промышленных и курортных районов. Обязательность составления схем районной планировки была обозначена постановлением ЦИК и СНК СССР, принятым в 1933 г. и предусматривалась для любого строительства в тех районах, где находятся или планируются к строительству целые комплексы самостоятельных либо комбинированных предприятий, а также городов и поселков, обслуживающих их и, связанных между собой одной транспортной системой, единой сырьевой и энергетической базой и взаимным обслуживанием. По окончании Великой Отечественной войны возобновились работы по районной планировке, и теперь они охватили все крупные промышленные районы страны .

В 60-е годы объем научных изысканий и разработок, касающихся районной планировки в сравнении с предшествующим десятилетием на порядок увеличился. В этот период районная планировка охватила всю территорию активного хозяйственного освоения и развития государства.

В 1970-е годы одновременно с планировочными работами областного и краевого уровня велась разработка генеральных концепций развития или генеральных схем и расселения на всех уровнях: всесоюзном, республиканском, а также на уровне экономических районов. Таким образом, осуществился переход к комплексному развитию и распределению по территории производительных сил и расселения, наиболее полному использованию экономического потенциала каждого региона в отдельности. Активное развитие районной планировки можно связать с новыми условиями и требованиями, которые диктовала научно-техническая революция в 60-70-х годах. В это время возникла острая необходимость разработки и реализации планировочной стратегии организации территории, которая бы учитывала целый ряд факторов: географических, экономических, инженерно-технических и архитектурно-строительных.

В начале 90-х годов в союзных республиках СССР разрабатывались проекты районной планировки более чем для трех тысяч административных районов. Велась разработка ряда крупных региональных программ, охватывающих обширные территории, которые также предполагали создание районных планировок в соответствующих регионах.

В 1991 году после распада СССР единая система территориальной организации и планирования прекратила свое существование. Несмотря на это, главные положения прежней Региональной схемы расселения на территории стран СНГ, разработанных на основе Генеральной схемы расселения, на территории СССР, продолжали сохранять силу. В дальнейшем осуществляли их принципиальную переработку в соответствии с трансформированием общественно-политических и экономических условий в государстве. В результате того, что ликвидировали систему централизованного планирования, широкое развитие получили социально-экономические и политические процессы, связанные с кардинальными пространственно-экономическими переменами. Последующее развитие данных процессов теперь должно было происходить в условиях становления рыночных отношений, плюрализма и ощутимой децентрализации власти .

Начиная с 2000-х гг. в России постепенно развернулось интенсивное возобновление федерального, регионального и муниципального стратегического планирования. В этот период в Российской Федерации был принят ряд документов в области стратегического территориального планирования: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Основы стратегического планирования в РФ, Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и др. Однако, до недавнего времени единая система государственного стратегического планирования не была закреплена законодательно, и существовали лишь акты, которые регламентировали процедурные вопросы территориального планирования.

В июне 2014 года был подписан Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» , который устанавливает правовые основы стратегического планирования на территории Российской Федерации, координации стратегического управления на федеральном и муниципальном уровнях, бюджетной политики, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Благодаря принятию данного Федерального закона четко определилась вся система, принципы и задачи стратегического планирования, участники и документы.

Таким образом, настоящим принятым законом будут регулироваться отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического управления.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что сам термин «стратегическое планирование» начал активно использоваться в экономической практике России довольно поздно – приблизительно с середины 1960-х гг., частично элементы стратегического планирования имели место и в директивной социалистической экономике и даже в экономике Российской Империи. После распада Советского Союза произошло разрушение складывавшейся годами единой системы планового централизованного управления развитием регионов. Одновременно со становлением рыночной экономики возникла необходимость новых методов управления социально-экономическими процессами, а для этого был необходим комплексный подход к разработке стратегий территориального развития, как регионов, так и государства в целом. В настоящее время осуществление общенациональных интересов России возможно исключительно на основе устойчивого развития экономики, которое неразрывно связанно с эффективным освоением географического пространства страны и дальнейшим развитием стратегического территориального планирования.

Просмотров работы: 760