СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБЩЕНИЯ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБЩЕНИЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

На определяющую роль и большое значение педагогического воспитания в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического воспитания: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

Появляются труды, обобщающие целые пласты исследовательских работ по проблемам воспитания (общения). Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализирует профессор А. А. Леонтьев. Он обращает внимание на собранные авторами данные, которые касаются «субъективности» общения учителя, проявляющейся, прежде всего в избирательном отношении.

Актуальность изучения стиля педагогического общения вызвана тем влиянием, которое он оказывает на личность обучающихся, на возникновение конфликтов и разногласий между участниками педагогического процесса. Если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического воспитания (общения) соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического воспитания (общения) вообще зависит весь процесс обучения.

Основная часть

Общение (педагогическое) — одно из самых модных тем современной психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ. Особенно много таких работ вышло в США, ФРГ и Италии.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

  • Вшироком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытомпонимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

  • В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса.

Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. Первое экспериментальное психологическое исследо­вание стилей руководства было проведено в 1938 году не­мецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Герма­нии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

1. Авторитарный.

2. Демократический.

3. Попустительский (Индифферентный)

1. Авторитаритарный стиль воспитания

Тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Доминируют такие воспитательные методы, как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и меняет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме.

Авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

Характерно, что авторитарный стиль снижает деятельностную мотивацию, поскольку ученик не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет его впереди.

2.Демократический стиль воспитания

Главной особенностью демократического стиля воспитания оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.При демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении.

В основе этого стиля — единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом. Необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру.

Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся,проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы, обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом.В организации деятельности коллектива педагог старается занять позицию «первого среди равных».Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с детьми, всегда вежлив и доброжелателен. Для некоторых педагогов убеждение своих воспитанников, есть единственно возможный способ общения и взаимодействия.

Характерно, что такой демократический стиль развивает у учеников уверенность в себе, стимулируется самоуправление. При этом увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

3. Попустительский (Индифферентный) стиль воспитания

Главной особенностью попустительского стиля является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Этот стильхарактеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.

Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру.

Учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не ставя перспектив личностного развития.Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям.

Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Заключение

Сознательное формирование своего стиля педагогического воспитания возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в общении с детьми целенаправленно ищут и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность, это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение. Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического воспитания (общения), субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности.Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и т.п. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, потому что каждый стиль основывается на особенностях характера и личности педагога.

Давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различным результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие. Я придерживаюсь так называемых смешанных стилей, так как считаю, что к ребенку (ученику) требуется особый подход и особое внимание.

Список литературы:

1. В.В. Краевский Общине основы педагогики (3-е издание)

2. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.

3. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

4. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

5. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

6. Научный журнал. Вопросы психологии. М.,5-2000.

7. Интернет сайт http://www.ronl.ru/referaty/psikhologiya/189352/

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.

 

Просмотров работы: 2613