В современный период обучения, важно выделить и основные вопросы, стоящие перед педагогическим сообществом: «Как преподавать свой предмет и при этом повышать эффективность педагогической работы? Как быть интересным для обучающихся? Как мотивировать обучающихся глубже изучать науку?». Для этого требуются важные педагогические навыки и умения; перед преподавателями, образовательных организаций высшего образования, поставлена важная задача, в доведении понятийного аппарата до обучающихся. Не менее важно преподавателям не только доводить понятийный аппарат обучающимся для изучения, но и обучаться самому, следовать педагогическим новациям в рамках традиций нашего общества, быть в курсе современных доктрин, развивать творческую инициативу.
Методологической основой, при обучении в высших образовательных организациях, являются:
теоретические подходы и идеи многих ученых, таких как:
Р. Коулсон, Р. Андерсон, П. Фельтовичи, Р. Спиро: теория когнитивной гибкости;
Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев: личностно-деятельностный подход, где личность рассматривалась, как субъект деятельности;
И.А. Зимняя, И.С. Якиманская: личностно – деятельностное и личностно – ориентированное обучение;
Л.С. Выготский: социокультурная теория;
С.А. Домишкевич, А.К. Маркова, Е.Л. Шепко: дианостико-прогностический подход;
Б.Ф. Ломов: принцип системного подхода;
С.Д. Смирнов, Ю.К. Бабанский, В.А. Якунин, В.П. Беспалько: положения об оптимизации учебного процесса;
Ф. Янушкевич, В.И. Звягинцев, О.П. Околелов, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый: теоретические положения о современных технологиях обучения в вузе;
И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, С.М. Годник, И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская: идеи субъектной педагогики;
В.В. Афанасьев, Л.М. Фридман, М.А. Холодная: теоретические положения о моделировании в обучении.
Подходы в образовании и педагогические новации:
Компетентностный подход:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОРЫ: |
ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ: |
|
|
Д.Дьюи, С.И. Архангельский, А.М.Матюшкин, М.Н.Скаткин, Л.Я.Лернер, М.И.Махмутов: проблемное обучение;
К.К. Платонов, Е.Кохен, Дж.Кэролл, З.И.Калмыкова: технология разноуровневого обучения;
А.М.Смолкин, А.В.Хуторской, Ю.М.Порховник, И.М.Сыроежин, Б.Н.Герасимов, Т.П.Тимофееский и др.: технология применения активных методов обучения;
П.Ю.Цявичене: технология модульного обучения;
Дж.Кэролл, Б.Блюм: технология полного усвоения знаний;
А.Г. Ривин: технология коллективного обучения;
Складывающаяся концепция компетентностно-ориентированного образования:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОРЫ |
ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ |
|
|
В последние годы (особенно, после ратификации «Болонского договора»(2003 год), вступлением во всемирную торговую организацию (Word Trade Organisation – WTO), а также введения федеральных образовательных стандартов), происходит резкая трансформация образования с понятий «образованность», «подготовленность», «профессионализм» на понятие «компетенции», «компетентность», «компетентностный подход».
Компетентностный подход рассматривается методологическим основанием построения образовательного процесса высшего образования.
Компетентностный – значит обладающий компетенцией – т.е. кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопрос, подлежащих чьему – либо введению: Competent (франц.) – компетентный, правомочный. Competens (lat.) – соответствующий, способный. Competence (engl.) – способность (компетенция)[6].
T.Hoffmann (австралийский ученый) разъясняет понятие «компетентность» следующим образом[2]:
1. как видимые и регистрируемые результаты деятельности;
2. как некоторые стандарты выполнения деятельности;
3. как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности.
По мнению С.Е.Шишова «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены, благодаря обучению»[7].
Мы поддерживаем точку зрения В.С. Безруковой «Компетентность – владение знаниями, умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения»[4]. После приобретения данных навыков и полноценное владение данными знаниями позволяет умело оперировать научными терминами, и грамотно оценивать сложившиеся ситуации, с учетом субъективного и объективного мнения. Компетенция достигается не только способностями, но и мотивационными потребностями, которые направляют преподавателя и обучающегося в нужное русло науки (именно стимулирование мотивации побуждает обучающегося проявлять компетентность).
Понятия «компетентность» и «компетенция» достаточно разные явления:
Практические умения, навыки; 2. Мотивационные тенденции; 3. Особенности межличностного и конвенциального взаимодействия; 4. Личностные качества человека; 5. Ценностные ориентации (установки, диспозиции); 6. Мотивационные тенденции и др.
Только благодаря приложению собственных усилий происходит достижение поставленных целей. Компетенции – это приложение усилий быть выше определенного профессионального стандарта. Компетенции – это, своего рода, умения грамотно оперировать полученными знаниями и навыками.
ЛИТЕРАТУРА:
Deist le D. F. O., Winterton J. What Is Competence? // Human Resource Development International. 2005. Vоl. 8. № 1. Р. 27–46.
Hoffmann T. The meanings of competency // Journal of European Industrial Training. 1999. Vоl. 23. №6. – Р.277
White R. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. № 66. Р. 297–333.
Безрукова В.С. «Словарь нового педагогического мышления». – Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. – С.64
Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи [Текст]: сб.науч.трудов VIII Международной научно-практической конференции, 19 ноября 2013 г., г.Первоуральск / под.ред. А.В. Пивоварова / Фил. РГППУ в г.Первоуральске. – Первоуральск, 2014. (268с.) – С.102 – 103.
Современный Словарь иностранных слов. – СПб.: Дуэт, 1994. – С.295.
Шишов С.Е. «Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании». – 1999. - №2. – С.30