СТРУКТУРА ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРУКТУРА ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ РОССИИ

Текеева А.Ш. 1
1ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Государственный бюджет является средством накопления финансовых ресурсов для государства. Он дает возможность содержания аппарата государственной власти, содержания армии, выполнения социальных мероприятий, реализации экономических задач, выполнения присущих функций государством.

Проект бюджета обсуждается и принимается законодательным органом страны ежегодно. Построение бюджетной системы определяется формой государственного устройства.

Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей наполнения бюджетов российских городов и причины сложившейся структуры поступлений.

Объектом исследования в работе является доходная часть бюджета городов

Предметом исследования в работе являются формирование бюджетов городов федерального и регионального уровней.

В рамках нашего исследования для достижения цели нам необходимо было решить ряд взаимосвязанных задач:

- Рассмотреть теоритические основы экономической структуры города;

- Выявить роль доходной части бюджета в развитии экономики города;

- Рассмотреть региональные различия в экономическом развитии крупнейших городов Российской Федерации через анализ изменения доходной части бюджетов (с 2010 по 2015 гг.);

- Выявить различия, влияющие на развитие экономики городов Российской Федерации.

Объектом исследования является экономика города, предметом исследования являются доходы бюджета города, как источник развития экономики города.

Глава 1 Экономическая структура городов и ее развитие 1.1 Подходы к экономической структуре города и ее содержание

Развитие экономики города зависит от его географического положения, функций в системе расселения, интенсивности производственных связей с окружающей территорией, численности экономически активного населения, мощности базовых отраслей.

Возможности управления территориальной структурой города в условиях рыночной экономики ограничиваются существованием частной собственности на землю. Тем не менее практически во всех экономически развитых странах государственное регулирование размещения отраслей хозяйства в городах существует и подчинено целям сохранения высокого качества среды и ее привлекательности.

Однако, для достижения экономического развития города необходимы денежные средства, которые смогли бы покрыть расходы городов, а также быть толчком для развития экономики города.

В Российской Федерации для города источником средств для развития города является местный бюджет.

Сконцентрированные в местном бюджете средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности территории. С помощью местного бюджета реализуются местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, охране естественной окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры территории и страны в целом, поддержке материального уровня жизни населения и отдельных его групп, по борьбе с преступностью и так далее. Эти задачи имеют общее значение для всех регионов.1

Таким образом, местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Сбалансированные местные бюджеты являются основой осуществления эффективной управленческой деятельности, а достаточное количество финансовых ресурсов муниципального образования позволяет результативно реализовывать программы комплексного социально-экономического развития, направленные на повышение благосостояния граждан, развитие инженерной инфраструктуры, учреждений социальной сферы и повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, создание новых производств и рабочих мест.

1.2 Роль доходов бюджета для развития экономики города

Главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются налоги.2

Доходы бюджета в РФ - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.3

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.4

1) Федеральными налогами и сборами являются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. 5

Федеральные налоги:

  • налог на добавленную стоимость;

  • акцизы;

  • налог на доходы физических лиц;

  • налог на прибыль организаций;

  • налог на добычу полезных ископаемых;

  • водный налог;

  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • государственная пошлина.

2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;

  • налог на игорный бизнес;

  • транспортный налог.

3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги:

  • земельный налог;

  • налог на имущество физических лиц.

Необходимо отметить, что принадлежность налога к конкретному уровню налоговой системы не означает, что он является источником доходов только этого уровня бюджета.

Налоговым кодексом (статья 18. Специальные налоговые режимы) устанавливаются также специальные налоговые режимы: 6

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

В данном исследовании мы рассматриваем местный уровень налоговой системы РФ. Местные налоги и сборы образуют финансовую основу местного самоуправления и используются на решения социально- экономических проблем данного региона.

В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: 7

  • земельного налога - по нормативу 100 процентов;

  • налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 50 процентов.

Глава 2 Региональные различия развития крупнейших городов Российской Федерации с 2010 по 2015 гг. 2.1 Анализ бюджетов крупнейших городов страны

Доходы местного бюджета — это поступающие в местный бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицита бюджета.8 9

К доходам местного бюджета относятся налоговые доходы (см. предыдущий раздел), неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерация;

  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъективной Российской Федерации;

  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.10

Интересно, что в Екатеринбурге доля безвозмездных поступления почти 50%, тогда как в Новосибирске - всего 30%. Хотя по суммарным размерам бюджеты и Екатеринбурга и Новосибирска сопоставимы (примерно равны).

В данной главе мы проведем анализ доходов и расходов бюджетов четырех крупнейших городов Российской Федерации – г. Москвы, г. Санкт – Петербурга, г. Екатеринбурга, г. Новосибирска.

Необходимо отметить, что г. Москвы, г. Санкт – Петербург являются городами федерального значения, а, следовательно, бюджет городов считается региональным бюджетом, в отличии от г. Екатеринбурга и г. Новосибирска, чьи бюджеты местного уровня.

Сравнивая доходы четырех крупнейших городов России можно отметить, высокую разницу между доходами Москвы и другими городами.

Доходы бюджета исследуемых городов (рис. 2.1) последние годы росли, но разными темпами. За последние 6 лет больше всего выросли доходы бюджета города Екатеринбурга с 20,1 млрд. рублей до 32,2 млрд. рублей, что составляет 60,2%, на втором месте г. Новосибирск, доходы бюджета которого выросли с 27,5 млрд. рублей до 38,2 млрд. рублей с 2010 по 2015 год, что составляет 38,91%. На третьем месте город Москва, доходы бюджета которого выросли с 1 1261 до 1 486,2 млрд. рублей, что составляет 31,98%. Последнее место занимает город Санкт- Петербург, его доходы растут медленными темпами, частично отрицательными, с 2010 по 2015 год они увеличились лишь на 20,36%.

Рис. 2.1 Доходы бюджета крупнейших городов

Российской Федерации, млрд. рублей

Источник: составлено автором на основании данных по исполнению бюджета субъектов и муниципальных образований РФ

В отличии от доходной части, расходы городских бюджетов росли чуть быстрее (рис. 2.2). Расходы города Москвы за период с 2010 по 2015 год увеличились на 35,8% с 1 106,1 млрд. рублей до 1 502,1 млрд. рублей. Расходы города Санкт- Петербург увеличились меньше, чем доходы на 18,82% с 378,8 до 450,1 млрд. рублей. Расходы бюджета Екатеринбурга увеличились на 59,53% с 21,5 млрд. рублей до 34,33 млрд. рублей. Расходы города Новосибирска увеличились на 38,11% с 28,6 млрд. рублей до 39,5 млрд. рублей.

Рис. 2.2 Расходы бюджета крупнейших городов

Российской Федерации, млрд. рублей

Источник: составлено автором на основании данных по исполнению бюджета субъектов и муниципальных образований РФ

Далее рассмотрим показатели профицита или дефицита бюджетов анализируемых городов за исследуемый период (рис. 2.3). Необходимо отметить, что 2010 и 2011 год для бюджета города Москвы был профицитным, однако с 2012 года расходы бюджета перекрывают доходы, такая же картина дефицита бюджета наблюдается и в остальных городах. За последние 6 лет в Москве, Санкт Петербурге и Новосибирске наблюдается преобладание расходов бюджета над доходами и эта разница в Москве и Екатеринбурге последние годы увеличивалась, а в Санкт – Петербурге и Новосибирске наметилось сокращение дефицита бюджета.

Рис. 2.3 Профицит / Дефицит (-) бюджета крупнейших городов Российской Федерации, млрд. рублей

Источник: составлено автором на основании данных по исполнению бюджета субъектов и муниципальных образований РФ

В последние годы наблюдается снижение доходной части городских бюджетов, происходит повышение расходов, что приводит к росту дефицитности бюджетов городов, это является негативной тенденцией, которая может помещать социально-экономическому развитию городов.

2.2 Основные причины различия в развитии экономики крупнейших городов России

Рассмотрев структуру доходов бюджета четырех крупнейших городов Российской Федерации можно заметить сильную разницу. Бюджеты города Москвы и Санкт - Петербурга значительно отличаются от бюджетов Екатеринбурга и Новосибирска:

  • во-первых, данное различие возникло из-за категории бюджетов городов, ведь бюджеты города Москвы и города Санкт -Петербурга являются региональными (в данный уровень бюджета входит больше источников дохода), а бюджеты города Екатеринбурга и Новосибирска – местные;

  • во-вторых, различия прослеживаются и в доле налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Рассмотрим различия структуры доходной части бюджета каждого из исследуемых городов.

Основу доходов бюджета Москвы составляют налоговые доходы (95,24% от доходов бюджета), в частности большую долю занимают налог на доходы физических лиц (46,53% в структуре), налог на прибыль организаций (32,62% в общей структуре) и налог на имущество организаций (6,5% в общей структуре доходов).

Роль налоговых доходов в бюджете Москвы велика. Высокие поступления в бюджет за счет налогов на доходы физических лиц в Москве связаны с повышенными на общероссийском фоне значениями минимальной оплаты труда.

Рис. 2.4 Структура доходов бюджета города Москвы

Источник: составлено автором на основании данных прил., табл. 1.

Далее рассмотрим структуру доходов бюджета города Санкт – Петербург, она очень похожа на структуру доходов города Москвы и не случайно, ведь Санкт – Петербург также является городом федерального значения и считается отдельным регионом.

Налог на доходы физических лиц составляет 42,68% в общей структуре доходов, на втором месте налог на прибыль организаций со значением 23,22%, а на третьем месте налог на имущество организаций со значением 6,79%.

Рис. 2.5 Структура доходов бюджета города Санкт - Петербурга

Источник: составлено автором на основании данных прил., табл. 2.

Структура доходов Екатеринбурга и Новосибирска похожа, большую часть доходов бюджета городов составляют безвозмездные поступления, на втором месте налоги на прибыль и на третьем месте в Екатеринбурге – налоги на совокупный доход, а на третьем месте в Новосибирске – доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Рис. 2.6 Структура доходов бюджета города Екатеринбурга

Источник: составлено автором на основании данных прил., табл. 3.

Таким образом, основную долю в доходах бюджета города Москвы и Санкт – Петербурга, являющимися отдельными субъектами Российской Федерации, занимают доходы от налогов на прибыль и доходы физических лиц, а в местных бюджетах Екатеринбурга и Новосибирска безвозмездные поступления.

Рис. 2.7 Структура доходов бюджета города Новосибирска

Источник: составлено автором на основании данных прил., табл. 4.

Заключение

Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов, а также крупных городов (региональных центров).

Проведя в курсовой анализ доходных частей бюджета крупнейших городов мы заметили, что основную роль в доходах бюджета играют налоговые поступления, которые в свою очередь зависят от доходов граждан и организаций.

В крупнейших городах Российской Федерации происходит снижение доходов бюджета и увеличение их дефицитности. В последнее время проблема увеличения дисбаланса региональных и местных бюджетов обострилась в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике.

Таким образом, местных властям необходимо более рационально подходить к расходованию бюджетных средств. Экономическая политика города напрямую влияет на формирование доходной части бюджета.

Список литературы
  1. Нормативно – правовые источники:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СПС Консультант Плюс

  1. Учебная и периодическая литература:

  1. Александров И. М., Субботина О. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И. М. Александров, О. В. Субботина — М.: Дашков и К, 2012–448 с.

  2. Лабузова В. А. Проблемы и направления совершенствования системы налогообложения в России // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 323-325.

  3. Макарова Л. М., Циндяйкина М. В. Федеральные налоги как основа налоговой системы экономически развитых стран мира // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 200-207.

  4. Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68.

  5. Сивцева В. И. Анализ динамики доходов бюджета муниципальных образований// Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 982-985.

  6. Соколова Ю. А. Анализ динамики бюджета и налогов современной России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 27-29.

  7. Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991-994.

  8. Федотов Д. Ю. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит — 2011 — № 8 — с.2–12.

  9. Цубрович Я. А., Егорова М. С. Государственный бюджет и его роль в экономике // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 834-837.

  10. Чуловский К. Ю. Понятие местного бюджета и его доходов в Российском бюджетном праве / К. Ю. Чуловский // Современное право — № 9–2012 — с.41–44.

  1. Интернет – источники:

  1. Доходы бюджета Санкт – Петербурга. Электронный ресурс: http://www.fincom.spb.ru/cf/activity/budjet/doh/structure.htm

  2. Действующие в РФ налоги и сборы. Электронный ресурс: https://www. nalog.ru /rn77 /taxation/taxes/

  3. Доходы бюджета муниципального образования «город Екатеринбург». Электронный ресурс: http://xn--90agdd5d8c.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/budget/incomes

  4. Доходы бюджета Новосибирска. Электронный ресурс: http://gorsovetnsk.ru/budgetgoroda/budget/dohody

  5. Доходы бюджета Санкт – Петербурга. Электронный ресурс: http://www.fincom. spb.ru/cf /activity/budjet/doh/structure.htm

  6. Сводная таблица исполнения бюджетов субъектов РФ. Электронный ресурс: http://info.minfin.ru/subj_analitics.php

  7. Статья: «Что представляет собой экономическая структура города?». Электронный ресурс: http:// files. school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5 /05-3-1.htm

  8. Структура доходов бюджета города Москвы. Электронный ресурс: http://budget.mos.ru /income_structure

  9. Электронный бюджет Екатеринбурга. Электронный ресурс: http://xn--80appbun8c.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/elektronnyiy-byudjet/

Приложение

Таблица 1

Структура доходов бюджета Москвы в 2015 году

Наименование доходов

млрд. руб.

Доли

Всего доходы

1 486,20

100,00%

Налоговые доходы

1 415,51

95,24%

Налог на прибыль

484,75

32,62%

Налог на доходы физ. лиц

691,59

46,53%

Акцизы

21,04

1,42%

Единый упрощенный налог

52,36

3,52%

Единый вмененный налог

0,0172

0,00%

Налог на имущество организаций

96,67

6,50%

Транспортный налог

22,97

1,55%

Налог на игорный бизнес

0,0584

0,00%

Земельный налог

15,85

1,07%

Госпошлина

3,44

0,23%

Прочие налоги

8,72

0,59%

Задолженность по отмененным налогам

0,0541

0,00%

Неналоговые доходы

66,48

4,47%

Дивиденды

0,6771

0,05%

Арендная плата за землю

43,45

2,92%

Средства от продажи права аренды земли

0,8704

0,06%

Арендная плата за нежилые помещения

13,83

0,93%

Доходы от продажи квартир

3,34

0,22%

Доходы от реализации инвестконтрактов

4,32

0,29%

Безвозмездные поступления

4,20

0,28%

Источник: составлено автором на основании данных бюджета города 11

Таблица 2

Структура доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2015 году

Наименование доходов

млрд. руб.

Доли

Всего доходы

399,59

100,00%

Налоговые доходы

340,28

85,16%

Налог на прибыль организаций

92,77

23,22%

Налог на доходы физических лиц

170,54

42,68%

Акцизы

20,75

5,19%

Налоги на совокупный доход

12,26

3,07%

Налог на имущество организаций

27,12

6,79%

Транспортный налог

9,51

2,38%

Земельный налог

5,98

1,50%

Государственная пошлина

1,33

0,33%

Неналоговые доходы

35,93

8,99%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

19,56

4,90%

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,78

0,19%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

3,37

0,84%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

9,73

2,43%

Административные платежи и сборы

0,00

0,00%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2,49

0,62%

Безвозмездные поступления

23,39

5,85%

Источник: составлено автором на основании данных бюджета города12

Таблица 3

Структура доходов бюджета Екатеринбурга в 2015 году

Наименование доходов

млрд. руб.

Доли

Всего доходы

32,20

100,00%

Налоговые доходы

8,43

26,19%

Налоги на прибыль, доходы

5,02

15,58%

Налоги на совокупный доход

1,06

3,29%

Налоги на имущество

2,11

6,54%

Государственная пошлина

0,25

0,77%

Неналоговые доходы

13,79

42,82%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2,50

7,76%

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

0,10

0,31%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1,38

4,28%

Прочие доходы

9,81

30,47%

Безвозмездные поступления

9,98

31,00%

Источник: составлено автором на основании данных бюджета города13

Таблица 4

Структура доходов бюджета Новосибирска в 2015 году

Наименование доходов

млрд. руб.

Доли

Всего доходы

38,20

100,00%

Налоговые доходы

16,10

42,14%

Налоги на прибыль, доходы

10,70

28,01%

Акцизы

0,06

0,17%

Налоги на совокупный доход

1,52

3,99%

Налоги на имущество

3,40

8,90%

Государственная пошлина

0,41

1,07%

Неналоговые доходы

10,55

27,62%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

3,60

9,42%

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

1,00

2,60%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1,01

2,63%

Прочие доходы

4,95

12,96%

Безвозмездные поступления

11,55

30,24%

Источник: составлено автором на основании данных бюджета города14

1 Сивцева В. И. Анализ динамики доходов бюджета муниципальных образований// Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 982-985.

2 Макарова Л. М., Циндяйкина М. В. Федеральные налоги как основа налоговой системы экономически развитых стран мира // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 200-207.

3 Лабузова В. А. Проблемы и направления совершенствования системы налогообложения в России // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 323-325.

4 Действующие в РФ налоги и сборы. Электронный ресурс: https://www. nalog.ru /rn77 /taxation/taxes/

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СПС Консультант Плюс

6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СПС Консультант Плюс

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СПС Консультант Плюс

8 Александров И. М., Субботина О. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И. М. Александров, О. В. Субботина — М.: Дашков и К, 2012–448 с.

9 Соколова Ю. А. Анализ динамики бюджета и налогов современной России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 27-29.

10 Извлечение из документа: "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ(ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)

11 Структура доходов бюджета города Москвы. Электронный ресурс: http://budget.mos.ru /income_structure

12 Доходы бюджета Санкт – Петербурга. Электронный ресурс: http://www.fincom. spb.ru/cf /activity/budjet/doh/structure.htm

13 Доходы бюджета муниципального образования «город Екатеринбург». Электронный ресурс: http://xn--90agdd5d8c.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/budget/incomes

14 Доходы бюджета Новосибирска. Электронный ресурс: http://gorsovetnsk.ru/budgetgoroda/budget/dohody

Просмотров работы: 787