ПОЗИЦИИ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОЗИЦИИ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ

Гафаров М.М. 1, Шувалова О.В. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

По многим макроэкономическим показателям Китайская Народная Республика опередила развитые страны мира, и таким образом усилились её позиции в современном мире. Так, в XXI веке Китай вышел на первое место по валовому внутреннему продукту, рассчитанному по паритету покупательной способности. Ещё недавно крупнейшим экспортером в мире наряду с США была Германия. Сегодня Китай обогнал и её. Более половины мировой выплавки чугуна и стали, а также алюминия дают предприятия, расположенные в Китае. Китай является крупнейшим в мире производителем и экспортёром компьютерной и офисной техники. [5, 6, 9, 11]

В последние годы на международном рынке появились китайские транснациональные корпорации (ТНК). В 2015 году среди 2 тысяч крупнейших ТНК мира китайских было в четыре раза больше, чем германских.

Очевидно, что при населении в полтора миллиарда человек, существенно превосходящем население всех развитых стран мира, Китай, занимаясь индустриализацией и активно развивая свою экономику, по сути, навёрстывает упущенное. На протяжении XX века Китай никогда не играл столь значимой роли в мировой экономике, как сейчас. Усиление позиций Китая в мире – его причины и следствия во всех деталях ещё только предстоит оценить.

Успех Китая во многом связан с провозглашением с конца XX века политики «открытых дверей». Многие транснациональные корпорации разместили здесь свои предприятия. Всплеск экономической активности иностранных компаний в Китае был вызван введением благоприятного налогового режима, в том числе появлением свободных экономических зон, наличием более дешёвой, чем в развитых странах мира, рабочей силы, хорошей транспортной доступностью прибрежных районов Китая, менее строгим экологическим законодательством и т.д. Во многом успех Китая – это следствие деятельности иностранных ТНК, получивших возможность работать здесь в результате объективно назревшей и осуществлённой китайским руководством политики реформ. Она была провозглашена Дэн Сяопином и продолжается Си Цзиньпином. [2, 7].

Для того чтобы конкурировать на мировой арене, транснациональные корпорации используют преимущества международного разделения труда и размещают производства там, где это наиболее выгодно.Однако германские ТНК делают это с осмотрительностью. Многие германские ТНК предпочитают не переносить производства, сохраняя и кадровый состав компании и сформированную за многие десятилетия и даже столетия деятельности инфраструктуру. Возможно, именно этим – стремлением сохранить и преумножить созданное – объясняется повышенная доля промышленности в экономике Германии по сравнению с другими развитыми так называемыми постиндустриальными странами, уже давно переместившими свои промышленные предприятия в страны «третьего мира» (рис. 1). Это – одна из причин того, что качество германских товаров не снижается и ценится во всём мире.

Нам было интересно проследить, на чём строится современное экономическое благополучие таких разных в цивилизационном плане как Китай и Германия стран с высоким уровнем развития промышленности и экспортноориентированной экономикой. Нам было интересно изучить, как китайским и германским ТНК удаётся продвигать свои товары на международных рынках.

Выражаем благодарность профессору Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова д.г.н. Александру Павловичу Горкину за оказанную научную поддержку при написании данной статьи.

Рис. 1. Структура ВВП отдельных стран мира, 2014 г.

Составлено по: [12]

Изменение позиций Китая, Германиии США в мировом экспорте товаров

в начале XXI века

В конце XX – начале XXI векастоимость товаров, которые экспортировали США и Германия, была примерно одинакова, и они были мировыми лидерами (рис. 2). Но в2009 годупо данному показателю ихобошёл Китай. В 2015 году Китай экспортировал уже примерно на 40% больше товаров, чем США или Германия.

Рис. 2. Изменение объемов экспорта Китая, США и Германии 1995-2015 гг., млрд долл. США

Составлено по: [13]

Цель нашего исследования – изучить экономику и внешнюю торговлю Китайской Народной Республики (КНР), полностью подчиненную центральной власти. Если рассматривать так называемый «Большой Китай» (включая Гонконг, Макао и Тайвань), то его значение в мировой экономике и мировой торговле будет ещё больше. Так, экспорт «Большого Китая» в 2 раза больше экспорта США или Германии.

Тем не менее, в большей степени нам интересен континентальный Китай, поскольку общественно-экономические отношения в КНР строятся по единому принципу, тогда как Тайвань, Гонконг и Макао, долгое время существовавшие изолированно и сравнительно недавно вошедшие в состав Китая, до сих пор являются по сути самостоятельными, и в международной статистике выделяются особо.

Очевидно, что на динамику внешней торговли Китая, США и Германии повлиял мировой экономический кризис 2008 года, причём влияние на эти страны было разнонаправленным. С 2008 года экспорт США и Германии стабилизировался, а в Китае – продолжал расти, что вывело его в число мировых лидеров.

 
   

Рис. 3. Изменение доли экспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП)

Германии и Китая

Источник: [13]

Несмотря на то, что Китай постоянно наращивает экспорт, роль экспорта в экономике страны снижается (рис. 3). Это происходит вследствие ускоренного развития внутреннего рынка и, соответственно, роста внутреннего потребления. Потенциал внутреннего рынка Китая при населении в 1,5 млрд человек (пятая часть населения мира) огромен. Сравнивая валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения в Китае и Германии, очевидно, что Китай сильно отстаёт по данному показателю от Германии (рис. 4).

В Германии, доля экспорта в валовом внутреннем продукте, также как и в Китае, не растет. В её экономике наблюдается стагнация. Внутренний рынок Германии в значительной степени освоен, а возможности развивать экспорт в условиях мирового кризиса нет.

Рис. 4. Изменение валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в Германии и Китае с 1990 по 2015 гг., доллары США

Источник: [12]

Специализация Германии и Китая в международном разделении труда

Результаты нашего исследования структуры экспорта Китая и Германии иллюстрируют графики (рис. 5).

Рис. 5. Экспорт основных групп товаров из Германии и Китая

в 2015 году, млрд долларов США

Источник: [13]

Наибольшая разница между экспортом Китая и Германии в пользу Китая (более 10 млрд долларов США по каждому товару) наблюдается по следующим товарам (в скобках приведены коды товаров по статистике «UNCTAD»):

- телекоммуникационное оборудование (761, 763, 764);

- товары текстильной промышленности (845, 842, 844, 658, 841, 653, 655, 652, 846, 843, 848);

- офисная техника и электронно-вычислительные машины ЭВМ (751, 752, 759);

- некоторые товары повседневного спроса (851, 894, 831, 697);

- мониторы (776);

- радиодетали (778, 813);

- товары мебельной промышленности (821);

- оборудование для электростанций и распределения электроэнергии (771, 773, 772);

- оптические приборы (871);

- бытовые приборы (775);

- товары металлургической промышленности и металлообработки (699, 676);

- товары судостроительной промышленности (793).

- товары промышленности полимеров (893);

- товары ювелирной промышленности (897);

- мотоциклы и велосипеды (785);

- холодильники и обогреватели (741).

Во многом, специализация Китая в международном разделении труда связана с продукцией материалоёмких производств, например, продукцией металлургии и металлообработки, а также трудозатратных отраслей – текстильной промышленностью, сборкой и т.д. Высока роль Китая в мире по сборке офисной техники и ЭВМ, а также в производстве телекоммуникационного оборудования. Однако, технологии, по которым производятся данные товары, в основном импортные.[1, 3, 4, 10]

Специализация Германии несколько уже, чем специализация Китая. Страна представлена на мировом рынке лишь несколькими важными товарами. Но Германия существенно опережает Китай (более чем на 10 млрд долларов США) по экспорту следующих товаров:

- легковые автомобили (781);

- товары фармацевтической промышленности (541, 542);

- товары авиакосмической промышленности (792);

- запасные части для автомобилей (784);

- двигатели внутреннего сгорания (713);

- измерительная аппаратура (874).

Германия также превосходит Китай по экспорту поверхностно-активных моющих веществ (554), насосов, газовых компрессоров, вентиляторов (743), парфюмерных товаров (553), специализированной техники (728).

Таким образом, Германия «сильна» в экспорте продукции «высших эшелонов» машиностроения – автомобилестроения и авиакосмической промышленности, а также продукции «высших эшелонов» химической промышленности – фармацевтической промышленности и т.д.

По некоторым товарам специализация Германии и Китая схожа. Так, с 2002 года Китай стал мировым лидером по экспорту оборудования для электростанций и передачи электроэнергии (771, 773, 772). Однако, производство оборудования для электростанций остаётся и отраслью специализации Германии. Германия занимает второе место в мире по экспорту данных товаров.С 2004 года Китай обогнал Германию и по выпуску товаров промышленности полимеров (893), а в 2007-2010 годах – по выпуску товаров металлургической промышленности (699, 676) и алюминиевой промышленности (684). Тем не менее, Германия занимает второе место в мире по экспорту данных товаров и конкуренцию ей могут составить только США, находящиеся на третьем месте.

Выводы: Специализация Германии в международном разделении труда уже, чем специализация Китая. Германия «сильна» в экспорте продукции «высших эшелонов» машиностроения – автомобилестроения и авиакосмической промышленности, а также продукции «высших эшелонов» химической промышленности – фармацевтической промышленности и т.д.

Предприятия, размещённые в Китае, производят широкий перечень товаров. Однако, успех Китайской Народной Республики во внешнеэкономической деятельности, во многом обусловлен деятельностью филиалов иностранных транснациональных корпораций. Сами же китайские ТНК поставляют на экспорт ограниченный перечень продукции: товары металлургической и алюминиевой промышленности, офисную технику и компьютеры, бытовую технику и электронику, мониторы, товары текстильной промышленности, фармацевтические препараты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ачкасова Т.А. Основные морфологические структуры территориальных инновационных систем // Региональные исследования. 2015. № 2 (48). С. 57-64.

2. Бажанов Е. П. Бажанова Н.Е. Китай от срединной империи до сверхдержавы XXI века. Дипломатическая академия МИД РФ, Издательство: Издательство "Известия". 2007. 351 C.

3. Горкин А.П. География постиндустриальной промышленности (методология и результаты исследований, 1973-2012 гг.) Смоленск, Ойкумена. 2012. 348 С.

4. Горкин А.П., Демидова Е.Е., Кадилова Л.А. Национальное богатство и территориально неограниченные ресурсы стран мира // Региональные исследования. № 2 (48), 2015. С. 148-152.

5. Родионова И.А. Изменение позиций стран БРИКС в производстве высокотехнологичной продукции // Материалы V Международной научной конференции. «БРИКС: Сотрудничество в целях развития. Образование. Наука. Бизнес», Национальный комитет по исследованию БРИКС; Издательство: Российский университет дружбы народов, Москва, 2016. СС. 74-81

6. Родионова И.А. Шувалова О.В. Мировая промышленность, международное производство и прямые иностранные инвестиции // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11. С. 2460 – 2464

7. Самбурова Е.Н. Мироненко К.В. Китайское экономическое чудо // Региональные исследования №3 (53), ООО «Универсум», Смоленск, 2016

8. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник. Отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.

9. Становление Китая как ответственной глобальной державы: монография / В.Я. Портяков. — М. : ИДВ РАН, 2013. — 240 с.]

10. Тархов С.А. Социально-экономическая география: её сущность, предмет изучения и методы // Региональные исследования, №3. 2013. Издательство: Смоленский гуманитарный университет (Смоленск). СС. 9-13

11. Хохлов А. В. Справочные материалы по географии мирового хозяйства. - Тула: Гриф и К, 2011. -256 с.

12. Официальный сайт Всемирного банка. URL: http://databank.worldbank.org. Дата обращения: 18.12.2016.

13. Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию «Conference on Trade and Development» («UNCTAD»). URL: http://unctad.org. Дата обращения: 18.12.2016.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-36-00292 мол_а.

10

Просмотров работы: 765