ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИИ.

Столбер А.М. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день для российской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования экономики, как в отдельных отраслях, так и в целом по стране. Рассматриваемая тема является актуальной на данный момент времени, так как изучение НТП, как фактора экономического роста, дает возможность России быстрее и эффективнее развивать рыночную экономику.

В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоёмкие отрасли, реализующие инновационную политику. Насколько та или иная страна уделяет внимание развитию научно-технического потенциала, можно судить по таким показателям, как размеры абсолютных расходов на НИОКР и их удельный вес в ВВП.

Рис.1 Мировые центры научного прогресса. Доля ведущих стран в мировых расходах на НИОКР, %

На сегодняшний день в мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (31% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Китай (14%) и Япония (11%) (Рис.1).

К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая и Японии – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза. [1] В целом динамику основных показателей научно-технического развития России характеризуют данные таблицы 1.

Показатели/Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Число научно-исследовательских организаций:

             

Всего

3957

3666

3536

3492

3682

3566

3605

в % к 2010 г.

100,0

92,6

89,4

88,2

93,0

90,1

91,1

Внутренние затраты на НИОКР:

             

в % к 2010 г.

100,0

52,3

54,7

56,5

59,2

67,6

65,5

в % к ВВП

1,12

1,04

1,25

1,13

1,09

1,13

1,13

Численность занятых в сфере НИОКР:

             

тыс. человек

801,1

761,3

742,4

736,5

735,3

726,3

727,0

в % к 2010 г.

100,0

95,0

92,7

92,0

91,7

90,6

90,7

Численность исследователей:

             

тыс. человек

103,7

101,1

101,3

105,1

109,4

109,4

109,8

в % к 2010 г.

100,0

97,4

97,6

101,3

105,4

105,4

105,8

Основной капитал сферы НИОКР:

46184

40766

43342

41898

44299

45255

43102

в % к 2010 г.

100,0

88,2

93,8

90,7

95,9

97,9

93,3

Число патентных заявок, поданных в России:

             

Всего

41407

42467

40096

44648

46236

50757

52438

в % к 2010 г.

100,0

102,5

96,8

107,8

111,6

122,5

126,6

Источник: www.gks.ru

В настоящее время в России действует около 30 тыс. малых инновационных предприятий, которые дают сотни тысяч рабочих мест, хотя и не включаются в сферу НИОКР. В 2010 г. численность занятых в сфере НИОКР составила 801,1 тыс. человек, а в 2016 их количество уменьшилось до 727,0 тыс. человек. Удельный вес этого персонала в общей численности занятых в народном хозяйстве России увеличился с 12,9 % в 2010 г. до 15,1 % в 2016 г. При этом численность исследователей составила 109,8 тыс. человек, что на 6,1 тыс. человек больше, чем было в 2010 г. Общая численность занятых в российской науке сокращается с 2010 г. по 2016 гг. [1]

Серьезной проблемой наукоемкого сектора экономики является доступ к финансовым ресурсам, который у большинства промышленных предприятий наукоемкой сферы ограничен. Развитие предприятий идет в основном за счет использования собственных средств. Практически нет поступлений заемных средств на этапе разработки продукции.

Также, основным ресурсом является научный задел, оставшийся от старых времен. Закоренелые технологии, созданные в советское время, поддерживают отрасли высокотехнологичного бизнеса в российской промышленности. Кроме того, следует отметить, что используемые сегодня нашими предприятиями технологии со временем морально стареют и эффективность их постепенно уменьшается за счет разработки новых направлений и технологий, создаваемых на новой научной и технологической базе, которая отсутствует в российской промышленности.

Еще одной проблемой предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, является старение кадров, являющихся носителями этих технологий. Без поступления молодых высококвалифицированных работников используемые технологии могут быть нереализованными.

Важная роль заключена в развитии системы сбыта наукоемкой продукции. У большинства предприятий высокотехнологичного сектора она практически отсутствует. В результате сбыт наукоемкой продукции организован недостаточно эффективно. Не имея опыта торговли на мировых рынках и квалифицированных кадров, наши предприятия не в состоянии успешно бороться за рынки с зарубежными конкурентами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно – технический и инновационные потенциалы. В настоящее время подготовлены базовые условия для перевода экономики России на инновационный путь развития - Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020». В данной стратегии выделены основные мероприятия, которые помогут России выйти на инновационный путь развития в перспективе, такие как:

  1. Увеличение доли расходов на инновации в бюджете страны;

  2. Рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес - проектов, увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики;

  3. Проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности. В основных секторах экономики российские предприятия по используемым технологиям выйдут на средний уровень развитых стран;

  4. Сохранение в необходимых объемах поддержки реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе;

  5. Модернизация и достройка необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышение их эффективности. На втором этапе реализации стратегии предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла;

  6. Увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес - структур. [3]

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наша страна вскоре может располагать огромным ресурсным потенциалом для занятия достойного места среди лидирующих стран на мировой нише по уровню инновационного развития. Этому должна способствовать эффективная реализация государственных стратегий и проектов, определяющих роль и место России в мировой экономике. Развитие научно-технического прогресса и проводника его во все сферы деятельности – «инноваций» положительным эффектом будут влиять на темпы экономического роста, как отдельного экономического субъекта, так и нашей страны в целом.

Список литературы:

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. / Минэкономразвития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deloros.ru/press/measures/9257

  3. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg/ru/2012/05/09/gaspolitika-dok.html.

  4. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Выпуск № 3, 2015 г.

Просмотров работы: 2584