РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Целева А.И. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инвестиции - одна из наиболее часто используемых в экономической системе категорий как на макро-, так и на микроуровне. Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта.

В процессе осуществления собственной инвестиционной политики каждый регион России вправе преследовать различные цели, не противоречащие принципам внутренней политики и экономическому развитию страны. К часто встречающимся целям текущей инвестиционной политики регионов относятся:

  • структурная перестройка региональной экономики;

  • достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона;

  • рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы;

  • выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса;

  • создание условий для эффективных вложений в экономику региона [1, С. 448].

Правительство РФ постепенно ведет работу над многими законопроектами, направленными на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи. Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов. Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив. В 2015 году регионы уже публиковали информацию о перечне перспективных территорий, что позволяет быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов [30, С. 38].

В нормативно-правовой базе субъектов РФ, регулирующей инновационную деятельность существует ряд проблем:

1. Отсутствие единства в определении основополагающих понятий инновационной сферы;

2. Отсутствие единства в определении полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере инновационной деятельности;

3. Наличие чрезмерных административных барьеров при получении государственной поддержки;

4. Неоправданное ограничение круга получателей государственной поддержке;

5. Размытость и нечеткость в определении целей и задач государственной инновационной политики в субъектах РФ;

6. Отсутствие единства в толковании понятия «государственная инновационная политика субъекта РФ»;

7. Юридико-лингвистическая неопределенность в формулировке полномочий исполнительных органов власти субъекта РФ [3].

В настоящее время в стране не созданы условия для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Отсутствие внутреннего рынка инновационных продуктов и наличие традиционно рентабельных сырьевых отраслей снижают инвестиционную привлекательность инновационной деятельности. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

К основным проблемам в сфере малого инновационного бизнеса следует отнести:

- несовершенство законодательства, в том числе, налогообложения, регулирующего инновационную деятельность и деятельность малых инновационных предприятий;

- недостаточная поддержка институтами развития инновационной деятельности (по сравнению с развитыми странами), в частности, определенная сложность в получении бюджетных инвестиций;

- неумение грамотно донести и раскрыть потенциал проекта до инвесторов и, как следствие, отсутствие внебюджетного финансирования для развития инновационных проектов [4].

В условиях нынешней концентрации государственных ресурсов на задачах по модернизации экономики, появления специализированных институтов развития, возникли предпосылки для ускоренного развития инжиниринга. В этой связи создание условий для появления новых и развития существующих отечественных инжиниринговых компаний будет способствовать технологическому прорыву, привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и общему росту промышленного производства.

Переход экономики Алтайского края к инновационной модели обозначен в качестве ключевого направления Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. Опорную базу для активизации инновационных процессов создает комплексное развитие научно-исследовательского сектора. Приоритетные региональные исследования сосредоточены в области создания новых материалов, живых систем, информационных, химических, энергосберегающих технологий. Ключевая задача региональной инновационной политики состоит не только в стимулировании наиболее перспективных научно-технических разработок, но и в создании благоприятной среды для их коммерциализации. Сложность технологических проблем обусловила исключительную важность подготовки современных высококлассных специалистов. В крае разработан новый подход к образовательным программам переподготовки кадров для инновационной индустрии. Решать задачи создания высокотехнологичных производств позволяет также реализация кластерных инициатив. Объединив опыт научных организаций и вузов с потенциалом лидеров рынка и мобильностью малых инновационных компаний, есть возможность значительно расширить участие алтайских представителей в реализации федеральных целевых программ, а также в конкурсах институтов развития и ведущих научных фондов страны [5].

В зависимости от степени от степени правового регулирования инновационной деятельности субъектов РФ подразделяются на 3 основные группы:

1. К первой группе относятся субъекты, в которых отсутствуют, как законы регулирующие инновационную деятельность, так и подзаконные акты, регламентирующие ее отдельные аспекты (Костромская область, Карачаево-Черкесская республика и др.);

2. Во вторую группу входят субъекты РФ, в которых отсутствуют специальные законы, регулирующие инновационную деятельность, но ее отдельные аспекты регулируются, либо подзаконными актами, либо законами, регулирующими иные общественные отношения (Республика Хакасия, Новгородская область и др.);

3. Третью, самую многочисленную группу субъектов РФ, образуют субъекты, в которых действуют специальные законы в области инноваций (Кемеровская область, Алтайский край и др.) [6].

В настоящее время на территории Алтайского края существует четыре инновационных территориальных кластера:

  1. «Алтайский кластер аграрного машиностроения»;

  2. «Алтайский биофармацевтический кластер»;

  3. «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий»;

  4. «Алтайский полимерный композитный кластер» [7].

В целом системная работа региональных органов власти по регулированию инновационной деятельности, внедрению механизмов государственной поддержки инновационного бизнеса, повышению сбалансированности инновационного цикла «идея – технология – производство продукции» благотворно влияет на рост конкурентоспособности экономики Алтайского края, улучшение качества жизни и расширение возможностей граждан.

На сегодняшний день региональное законодательство в инновационной сфере демонстрирует большое разнообразие не только в подходах к правовому регулированию этой сферы, но и в вопросах толкования понятий, формирования государственной инновационной политики, определения форм государственной поддержки инновационной деятельности, закрепления соответствующих полномочий органов исполнительной власти. «Инновационные» законы субъектов Российской Федерации характеризуются низким уровнем юридической техники, в ряде случаев не определяют с достаточной степенью ясности предмет правового регулирования, не устанавливают четкого понятийного аппарата. Вследствие этого на региональном уровне не обеспечивается единообразное применение норм права при регулировании сходных общественных отношений. Прежде всего, в законодательстве субъектов РФ существуют различные варианты понимания и построения государственной инновационной политики, что препятствует созданию единой инновационной системы в масштабах страны.

Список использованной литературы и источников

  1. Бланк, И.А. Инвестиционный менеджмент / И.А. Бланк - М. : Менеджмент, 2001. - 448 с.

  2. Мальщукова, О. М. Особенности инвестиционной политики России на современном этапе / О.М. Мальщукова - М.: РИОР, 2011. – 40 с.

  3. Худокормова О.И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2011.

  4. Удальцова Н.Л., Беляева А.О., Попова Е.О. Барьеры, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2014.

  5. Официальный сайт Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края. Раздел: Управление инновационного развития и кластерной политики. Сайт: http://www.altkibd.ru.

  6. Буртовой М.Ю. Административно-правовое регулирование инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Челябинск, 2011.

  7. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. – М.: КНОРУС, 2012.

Просмотров работы: 353