ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Столкова Г.В. 1
1ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновационная деятельность и иновационные процессы являются неотъемлемой частью развития общества. Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Важную роль в становлении и развитии инновационной деятельности играет государство. Это проявляется в эффективных мерах государственной поддержки инновационной деятельности Российской Федерации, в сочетании с формами и методами государственного вмешательства.

Государство, для аккумулирования инновационной деятельности, использует следующие функции регулирования: поиск средств для научных исследований и разработок; ведение и поддержка инноваций; развитие конкуренции, поиск конкурентоспособных проектов, запрет на материалы, которые уже не актуальны; правовое консультирование, помощь в вопросах охраны интеллектуальной собственности; обеспечение защиты авторских прав; увеличение значимости инновационной деятельности.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

- содействие повышению инновационной активности, обеспечивающее рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства [1, с.27].

К формам государственной поддержки инновационной деятельности возможно отнести следующее: финансирование за счет бюджетных средств; государственные ассигнования и субсидии; предоставление индивидуальным изобретателям беспроцентных банковских кредитов; снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; создание сети технополисов, технопарков; создание государственных холдингов инновационных компаний.

Правовой формой регулирования инновационной деятельности в Российской федерации являются нормативные правовые акты.

Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, задачами которой является:

- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

- повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

-максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

- формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

- обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;

- активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями [2].

Постановлением Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №316 утверждена государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», целью которой является: создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса; повышение инновационной активности бизнеса; повышение эффективности государственного управления.

Система налогообложения Российской Федерации является одной и основных фактов создания, развития и функционирования предприятий всех отраслей. С помощью льготной системы налогообложения государство влияет на развитие предприятий инновационной направленности.

В налоговом законодательстве установлен ряд мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности: ускоренная амортизация основных средств с помощью «амортизационной премии» - немедленное списание на расходы до 10% (для 3-7 амортизационных групп – до 30%) первоначальной стоимости основных средств и расходов капитального характера, а также возможность нелинейного метода начисления амортизации; для крупных налогоплательщиков (или при предъявлении банковской гарантии) возможность возмещения НДС до завершения камеральной проверки; освобождение от уплаты НДС лиц, обладающих исключительными правами или лицензионными договорами на изобретения, а также ноу-хау и программы для ЭВМ; освобождение от таможенных пошлин, а также уплаты налога на добавленную стоимость на технологическое оборудование, аналогов которому нет в Российской Федерации; предоставление резидентам особых экономических зон льгот по некоторым видам налогов;предоставление инвестиционного налогового кредита.

Хотелось бы рассмотреть регулирование категории инноваций в регионах. Региональное регулирование инновационной деятельности необходимо. Нужно повышать общественный статус инновационной деятельности. При попытке поднятия статуса, повышения конкурентоспособности инновации необходим механизм регулирования.

На территории Алтайского края инновационную деятельность регулирует Закон Алтайского края от 07.09.2009 №62-ЗС «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае», Закон Алтайского края от 04.09.2013 №46-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае». Постановлением Администрации Алтайского края от 13.10.2014 №467 утверждена государственная программа Алтайского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015 - 2020 годы». Указом Губернатора Алтайского края от 07.10.2014 №148 утверждено Положение о Координационном совете Алтайского края по инновационному развитию и кластерной политике.

Для развития инновации и регулирования инновационной деятельности власти Алтайского края оказывают различную государственную поддержку. Так например: предоставляют льготы по налогам и сборам, зачисляемым в краевой бюджет; предоставляют информационную и консультационную поддержку; обеспечивают формирование спроса на инновационную продукцию; разрабатывают целевые программы, направленные на создание развитие инновационных предприятий; ведут образовательные услуги, с целью поддержания уровня необходимых знаний в области инноваций.

Кроме того, Администрация Алтайского края поддерживает финансовое обеспечение инноваций в виде субсидий (грантов), таких как: на компенсацию затрат, связанных с разработкой и внедрением инновационной продукции; на возмещение затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций.

По данным официального Интернет-сайта Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края на территории края реализуются следующие инновационные проекты: разработка комплексного растительного препарата для нормализации и поддержания здоровья кормящей грудью женщины с целью стимулирования и сохранения длительной лактации; создание сортов озимой пшеницы с высоким адаптивным потенциалом для условий Алтайского края; центр бизнес-кооперации Алтайского края; билингвальный детский сад "Bambini"; разработка отечественной конструкции пистолета для сверхзвуковой газопорошковой наплавки износостойких покрытий в условиях активной политики импортозамещения и другие [3].

В целом политика Алтайского края направлена на достижение приоритетов инновационного развития экономики региона, посредством реализации инновационных проектов.

Таким образом, на государстве лежит большая ответственность по регулированию инновационной деятельности. С помощью государственных мер поддержки необходимо сделать инновационную деятельность на рынке конкурентоспособной и востребованной. В субъектах Российской Федерации важно разрабатывать программы по стимулированию развития инноваций, поддерживать введение инновационных продуктов.

Библиографический список

  1. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.

  2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» №2227-р от 08.12.2011 г. // СПС «Консультант Плюс».

  3. Официальный сайт Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края [электронный ресурс] URL. http://www.econom22.ru (дата обращения 20.12.2016 г.)

  4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. URL: http://ak.gks.ru/default.aspx (дата обращения 20.12.2016 г.)

Просмотров работы: 2488