СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для глубокого рассмотрения категории «конкурентоспособность», необходимо, прежде всего, понять ее составляющие. В ряде определений конкурентоспособность организации сводится к конкурентоспособности производимых вузом образовательных услуг и наличию некоторого совокупного потенциала образовательного учреждения.

Попытка определить содержание и структуру потенциала вуза содержится в статье Шеметовой Н.К. «К вопросу о классификации факторов, оказывающих влияние на формирование маркетинговой стратегии вуза»[1,С.269], где автор рассматривает комплексный показатель, включающий квалификацию профессорско-преподавательского состава вуза, развитость его научно- методической и материально-технической базы, широту охвата областей подготовки и качество подготавливаемых учебным заведением специалистов, влияние укрупнения вузов на его конкурентоспособность, придерживаясь положительного мнения об этом факте. Конкурентный потенциал вуза тем выше, чем полнее и точнее предоставляемые им образовательные услуги соответствуют требованиям потребителей.

В работе Волковой М. М., Звездовой А. Б. «Маркетинговые исследования в области образовательных услуг[2?C.55]» конкурентоспособность образовательного учреждения ассоциируется с его имиджем как составной частью нематериальных активов. Поэтому, по мнению авторов, задача обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения сводится к поддержанию имиджа с помощью маркетинговых и организационно-экономических инструментов. Имидж вуза повышается, если повышается качество образовательных услуг, а благодаря процессу укрупнения это качество повышается. В работе Корчаговой Л.А один из вопросов посвящен анализу конкурентоспособности образовательного учреждения, сформулированы определения конкурентоспособности образовательных услуг и продуктов как товара и конкурентоспособности образовательного учреждения: «конкурентоспособность товара - способность образовательных услуг и продуктов быть проданными на образовательном рынке в присутствии аналогичных товаров» Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза - «это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности»[3]. Он также рассматривает конкурентоспособность образовательного учреждения как способность предоставлять конкурентоспособные образовательные услуги, а также иметь преимущество данного учреждения по отношению к другим учебным заведениям как внутри страны, так и за ее пределами. Азоев Г.Л. , Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршневой А.Г., Райзберг Б.А. считают наиболее полным следующее определение: «конкурентоспособность образовательного учреждения – это превосходство образовательного учреждения своими образовательными услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени; потенциальная способность образовательного учреждения предоставлять конкурентоспособные услуги в будущем без ущерба своему финансовому состоянию». Данное понятие включает в себя много показателей-наиболее важные из них: материальная база вузов, современные преподавательские кадры, обновленное содержание образовательных программ и использование самых передовых учебных технологий.

Майсаков Д. Л в своей статье «Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза[1]» делит факторы, влияющие на конкурентный потенциал вуза на две группы: внешние и внутренние факторы. К внешним факторам конкурентоспособности относят: социально-демографические; научнотехнические; экономические; факторы внешней среды; средства маркетинговой информации; уровень развития инфраструктуры рынка; культурная среда; отраслевая структура, стратегии конкурентов; состояние конъюнктуры рынков; спрос на рынке труда; политико-правовые факторы; общественные организации и другие. К внутренним - личность ректора и состав ректората; состав специальностей, направлений и форм обучения; масштаб филиальной сети; систему управления финансами; профессорско-преподавательский состав; ценовую политику; наличие и полноту использования информационных ресурсов; материальную-техническую базу; коммуникационную политику; организационную структуру управления; корпоративную культуру образовательного учреждения.

Конкурентоспособность образовательного учреждения зависит, в первую очередь, от качества образования, его соответствия потребностям общества и самого человека. Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.

Резюмируя все факторы, влияющие на конкурентоспосбность, можно сказать следующее: на данный показатель влияет кадровый потенциал, методы и средства обучения, инновационная деятельность, материально-технический потенциал, финансовый потенциал, имидж и.т.д.

Но существуют проблемы, которые стоят в сфере образования, влияющие на данную категорию. Нет единой системы оценки качества, слабое сетевое взаимодействие, низкая практикоориентированость.

В настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности вуза; техническая, экономическая, кадровая, социальная политика вуза не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности вуза. В России практически отсутствуют исследования по проблемам конкурентоспособности вуза. Анализ конкурентоспособности основывается на маркетинговых исследованиях, соблюдении нормативных показателей и информации внутреннего характера.

Одним из важных критериев, влияющих на конкурентоспособность вуза, являются процессы слияния и укрупнения. Оценки по данному вопросу не однозначны, но все же большинство авторов находит в данном процессе плюсы. Процессы глобализации и интеграции являются предпосылками для реализации факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза. В последнее время мы видим тенденцию к укрупнению вузов. Так, Воскобайникова М.B, Пугачева Н.И, Чепурышкин И. К в своей статье «Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза[2,С.140]» положительно рассматривают инициативу слияния вузов и ссылаются на показатели экспертов, которые подтверждают: необходимость реформирования системы высшего образования назрела, 20% вузов потребляют почти 80% ресурсов. Расходы, которые несет государство по их содержанию, совершенно не пропорциональны коэффициенту продуктивности работы.

Главный показатель неэффективности — отсутствие российских высших учебных заведений в международных рейтингах лучших вузов мира. Эту проблему пытаются решить слиянием. Исследователи процесса слияния, делятся на две группы. Одни выступают за, вторые против. В работе. Куликовой Ю.П «Роль интеграции образования и науки в процессе модернизации национального образования[3,С.50]» плюсов слияния отмечено в разы больше, чем минусов. Во-первых, автор называет, что один из главных плюсов - это финансирование из федерального бюджета, благодаря которому удастся сохранить уровень заработных плат профессорско-преподавательскому составу и удержать рост цен за обучение.

На наш взгляд, без процессов укрупнения вузам вряд ли удастся выжить. Кроме того, объединение даст возможность обучения на смежных кафедрах дополнительным дисциплинам, читать которые сможет новое пополнение из еще вчера чужого вуза. Таким образом, снимается проблема нехватки специалистов и возникают благоприятные условия для обмена научным опытом. «К тому же укрупнение вузов может наконец-то добавить элитарности высшему образованию, которое в последнее время стало девальвироваться в силу снижения требований к студентам, коммерциализации образования и излишнем количестве специалистов, после обучения никак не востребованных для блага общества и государства ». Говоря о минусах, авторы прежде всего называют такие критерии, как: дополнительные финансовые затраты, снижение общего уровня нового университета за счет включения в новый университет более слабых вузов, трудности с установлением новой организационной структуры, конфликты между студентами и сотрудниками из разных вузов на почве сильной идентичности.

Существует много факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза. Одни факторы реализовать удается с легкостью, с другими возникают сложности. Но каждый вуз старается повысить свою конкурентоспособность.

Повышать практиориентированость своего вуза, улучшать сетевое взаимодействие, изучать и перенимать лучшие образовательные практики, выпускать качественного специалиста, вести инновационную деятельность- вот несколько задач, которые должна быть реализованы высоко конкурентоспособным вузом.

Список использованной литературы и источников

1.Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы: Курс лекций. Часть I. – Новокузнецк: Издательство МОУ ДПО ИПК, 2004. – 269

2.Баталова О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 53-58.

3. Степенко А. Е. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 2(46). – Новосибирск: СибАК, 2015.

4. Майсаков Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза –URL: http://utmn.ru/library/avtoref/Maicakov.htm [16июня 2004]

5. Воскобайникова М., Пугачева Н., Чепурышкин И. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 139–143.

6.Куликова Ю.П. Роль интеграции образования и науки в процессе модернизации национального образования// Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки.2013. №1.С. 48-56

1

2

3

Просмотров работы: 663