ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Романюк Т.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет», Психолого-педагогический институт, Кафедра педагогики, Направление подготовки 44.03.01«педагогическое образование», Профиль «дошкольное образование», Заочная форма обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На современном этапе развития отечественной системы образования актуальным становятся вопросы обновления воспитательного процесса на основе отечественных традиций, что нашло отражение в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, в котором утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия определяет приоритетной задачей воспитания в Российской Федерации - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Это требует от педагогов, учреждений образования осуществлять духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей за счет:

  • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • приобщения детей к культурному наследию, опору на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.

Также в развитии отечественной системы дошкольного образования важным шагом стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором особое внимание уделено различным формам творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, формирование у него эстетической культуры. [ 1,п.1,6]

Формирование эстетической культуры предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно–модельной, музыкальной и др.) Особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала для дошкольного воспитания. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В русской народной музыкальной культуре обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям [21].

В центре внимания ученых, исследователей, педагогов-практиков находятся поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы сформировать у каждого ребенка основы эстетической культуры, духовности, способствовать развитию художественного творчества.

В богатстве культуры, накопленном человечеством, передается опыт, который становится достоянием личности в результате его творческого присвоения. Приобщаясь к ценностям культуры, ребенок интериоризует их в своем сознании, что задает определенные смыслы взаимодействию с окружающим миром и влияет на характер чувств, мыслей, отношений, предпочтений, установок личности. М.С. Каган – «чем богаче сложившийся у индивида в процессе его приобщения к культуре состав потребностей, способностей и умений, и чем он более человечен, то есть духовен, тем выше уровень его культуры» [10].

На основе анализа научно-методической литературы, рассматривающей вопросы формирования эстетической культуры у дошкольников, эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, можно сказать, что эстетическая культура ребенка дошкольного возраста не может быть определена однозначно. Это не сумма каких-либо качеств и признаков, а динамическое, процессуальное образование, представляющее собой постоянно изменяющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических знаний, умений и навыков, эстетической деятельности на основе собственного конкретного жизненного опыта ребенка. Процесс формирования эстетической культуры дошкольника – это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, организуемый педагогом и осуществляемый им совместно с детьми [5].

В своих работах ученые А.И. Бурова, Л.П. Печко, Ю.Н. Петрова отмечали, что эстетическая культура человека есть единство трех составных частей:

1. Эстетических чувств и эмоций, как исходных компонентов и основы эстетического сознания; эстетических оценок, вкусов, идеалов как высших компонентов эстетического сознания.

2. Знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека.

3. Умений, способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических аспектов во всех видах и формах деятельности.

Развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития художественного вкуса.

Проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами взаимодействия искусств получила также свое отражение в современных исследованиях И.В. Штанько, Д.И. Воробьевой, Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой, О.А. Куревиной, Б.П. Юсова и др. В них отмечается, что использование полихудожественного подхода в образовательном процессе ДОО способствует проявлению активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождению новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных художественно-эстетических средств.

Воспитание эстетической культуры в дошкольном возрасте происходит на всех этапах становления и развития личности, начиная с самого раннего детства

Эстетическая культура способна развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в дошкольной организации в различных общественных организациях и учреждениях.

Становление эстетической культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.

Сущность развития личности ребенка, по определению Л.С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остаётся навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры включает в себя развитие ценностного отношения к культуре и истории родного края - созидательный образ многочисленных поколений [19 ].

Фольклор – универсальная педагогическая система, в которой собирались и отбирались самим народом самые естественные, органичные, действенные (доказанные тысячелетним жизненным опытом), а значит и самые необходимые «методики», «технологии» воспитания и развития человека, его речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных понятий и знаний. Этот опыт нельзя рассматривать как сумму неких методических приемов, поскольку он обрёл художественную форму.

Народная культура и фольклор закладывают основы и нравственного воспитания. Почти все детские сказки нравоучительны. Дидактизм есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Недаром их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия также и художественная, воплощается в образах и сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь не назойливой морализацией, а ненавязчиво, как бы само собой. Добавим ко всему этому пословицы, поговорки, которые учат, наставляют, приобщают к сокровищам народной мудрости, к правилам и моральным нормам «неписанных законов» народной жизни: «Не плюй в колодец, случится напиться»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Береги платье снову, а честь смолоду»; «Не смейся над старостью, и сам стар будешь»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «И с родной земли – умри, не сходи».

Знакомясь с русской народной песней, дети не только узнают историю своего народа, они словно проживают её, участвуя в исполнении. Разучивая напевы и слова старинных народных песен, ребята знакомятся и с красотой русского языка, богатством его образов. «Доброе братство сильнее богатства», – так лирическая песня учит любить людей, живущих рядом, помогать им, сочувствовать им, делить с ними горе. Самые первые впечатления от фольклора дети получают, знакомясь с русскими народными праздниками и обрядами, многие из которых и по сей день сохранил наш народ, но истоки которых всё–таки порой стали забываться. Именно в поисках этих истоков краеведение и обретает настоящий смысл, возникает интерес к истории своего края, семьи, народным традициям, обрядам, промыслам.

Обращение к русскому народному творчеству замечательны тем, что, соблюдая общепринятые традиции, можно проявить свою индивидуальность в процессе исполнения песен, сказок, загадок, поговорок [22].

Русское народное музыкальное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Произведениям детского фольклора свойственны особые признаки, отграничивающие его от фольклора взрослых: простота конструкций, несложный , но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, звукоподражание.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, педагоги используют русский народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию [11].

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, музыкальный руководитель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать эстетическую культуру, патриотические идеалы, понимание прекрасного,

В процессе разучивания песен в своей работе педагоги используют песенки-потешки, песенки–пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.

Включение русского народного фольклора в музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Знакомство с народной культурой может иметь разнообразные формы. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Главное - создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. Одно из важнейших условий - создание среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности [12].

Обучение детей песенному фольклору может продуктивно вестись на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыка, хореография, народный танец, фольклорный театр, изобразительное искусство. В фольклор входят старинные народные песни и сказки, древние легенды и былины, хитрые загадки, неожиданные считалки и прибаутки, веселые пляски и наигрыши, мудрые пословицы и поговорки.

Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции. Праздник для ребенка - это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важный пример для подражания. Праздники играли значительную роль в жизни русского народа. Праздник давал передышку в тяжелом труде, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, передать свое умение молодым.

Неповторимая, эмоциональная, духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением активностью всех участников. Жизнь ребенка наполняется радостью и смыслом. Приобретенный опыт и совместные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций [19].

Таким образом можно сделать вывод, что одним из средств решения вопроса обновления воспитательного процесса, по направлению нравственно-духовного, патриотического, художественно-эстетического воспитания образовательной является процесс формирования эстетической культуры и творческой личности является через народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Ознакомление с народной культурой, традициями все больше входит в образовательный процесс и приносит положительный результат при условии научного подхода и творческой инициативы педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: №1155 утвержден Минобрнауки России 17 октября 2013 г. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20 № %201155 %20от17.10.2013%20г.pdf, свободный. - (Дата обращения: 12.11.2016).

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс]: N 996-р г. Москва, - от 29 мая 2015 г. – Режим доступа: ttps://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.htm., – свободный. (Дата обращения: 15.11.2016).

  3. Ветлугина, Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему: Основы дошкольной педагогики [Текст] / Н.А Ветлугина, под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1990. – 28 с.

  4. Каган, М.С. Философия культуры. Становление и развитие [Текст] / М.С. Каган. – СПб: Лань, 1998. – 415 с.

  5. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : Программа / О.А.Князева, М.Д. Маханева. – М.: СПб. Детство – Пресс, 2015. – 304 с.

  6. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников // Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: Детство – пресс, 2010. – 400 с.

  7. Олейник, Л.М. Знакомим детей с народными праздниками и обрядами [Текст] / Л.М. Олейник // Воспитатель. – 2011. – № 4. – С. 64-69.

  8. Шиллер, Ф. Философия культуры. Становление и развитие [Электронный ресурс] / Ф. Шиллер // Культурология. История, школы, история, практика. 1998. – Режим доступа : http: //www.countries.ru /library/ sophia/ shiller.htm , свободный. – (Дата обращения: 10.11.2016).

  9. Посылаева, О.Х. Региональные аспекты художественного образования: из опыта преподавания элективного курса «Русское народное творчество» [Электронный ресурс] / О.Х. Посылаева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции «Д.Б.Кабалевский – композитор, учёный, педагог». - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites /default /files/u40 /muzykalnoe_ obrazovanie_v_ sovremennom _ kulturnom _prostranstve - sbornik_nauchnyh_trudov-2015.pdf, свободный. – (Дата обращения: 12.11.2016).

10

Просмотров работы: 954