ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Пыркова Ю.А. 1
1ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эстетика (греческое слово «aisteticos» - чувственное восприятие) – наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным1.

Вырабатывается ориентация личности, формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его художественный вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении…).

Эстетическое воспитание обладает двумя функциями:

1) формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

2) развитие ее эстетическо-творческого потенциала. Эти функции определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности2.

Мы считаем, что эти функции могут быть успешно реализованы лишь в случае их тесной взаимосвязи с практическими задачами, выдвигаемыми обществом, на основе совершенствования всех сфер человеческой жизни. Эффективность в работе по эстетическому воспитанию зависит от ее систематичности, целенаправленного эстетического воздействия на личность, как в семье, так и образовательных учреждениях.

Эстетическое воспитание не возможно без нравственного воспитания личности, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в «мелочах» повседневных взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений.

Так В. А. Сухомлинский отмечал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя к прекрасному, переживает наслаждение»3.

Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребенком, и придает этому опыту новое звучание с позиций прекрасного.

Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребенка и подготовку его к школе, создать обстановку его эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.

Занятия художественной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми, а в коллективной творческой деятельности формируются умения продуктивного взаимодействия детей и педагогов4.

Так Фридрих Шиллер - философ и писатель, провозгласивший своим идеалом свободу, показал, что человек только тогда достоин называться человеком, когда он играет, то есть действует эстетически красиво.

Основная идея Ф. Шиллера заключается в том, что центральное место в воспитании и образовании человека должно занимать именно эстетическое воспитание. Только эстетическое образование, благодаря прекрасному, обладает синтетической силой преодолеть современный конфликт человека-дикого (одностороннего в сфере чувств) и человека-варвара (одностороннего в сфере разума).

Только благодаря общению с прекрасным человек может сделать из себя то, каким он хочет себя видеть, так как прекрасное вводит его в состояние свободы, лежащее как между чувственностью и разумом, так и над ними5.

1 Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учебное пособие: [Текст] / Э. И. Медведь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – С. 3-4.

2 Смирнова, В. В. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей обучающихся в начальной школе [Электронный ресурс]/ В. В. Смирнова // Сборники конференций НИЦ Социосфера: - 2013. - №48. – С. 19. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FCyberLeninka.ru%2Farticle%2Fn%2Festeticheskoe-vospitanie-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-obuchayuschihsya-v-nachalnoy-shkole.pdf&name=esteticheskoe-vospitanie-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-obuchayuschihsya-v-nachalnoy-shkole.pdf&lang=ru&c=581f3b057862, свободный. – (Дата обращения: 06.11.2016).

3 Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина: [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: «Молодая гвардия», 1971. – С. 283.

4 Комарова, Т. С., Зырянова, О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе: [Текст] / С. Т. Комарова, О. Ю. Зырянова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 88.

5 Шачина, Ю. А. К вопросу о назначении педагогов в эпоху изменчивой глобализации [Электронный ресурс]/ Ю. А. Шачина // Образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития: - 2015. – С. 177-184. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25771830, свободный. – (Дата обращения: 03.12.2016).

Просмотров работы: 1001